Цель: повторить пройденный материал, обобщив и закрепив полученные знания. К концу урока учащиеся должны: а) ориентироваться в пройденном материале; б) давать определение понятиям, разобранным в III главе учебника; в) ранжировать правовые документы; соотношение и степень подчиненности международного и национального законодательства; г) знать и называть границы детства, права, которыми могут пользоваться малолетние дети и дети до 18 лет.
Оборудование урока:
а) большие листы бумаги, клей, скотч, ножницы, фломастеры;
б) учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш.
Форма организации учебной деятельности – групповая.
На данном уроке школьники объединяются в группы в соответствии с темой подготовленного ими выступления.
1) Стадия вызова
Урок начинается с письменной работы по вопросам и заданиям рабочей тетради.
I. Тест
(обведите кружочком правильный ответ)
1. Мировой конституцией прав ребенка называют:
а) Конституцию Российской Федерации;
б) Конвенцию о правах ребенка;
в) Семейный кодекс.
2. Ребенком считается человек:
а) до 18 лет;
б) до получения паспорта;
в) до поступления в школу.
3. Полностью дееспособным человек становится:
а) с момента получения паспорта;
б) по достижении 18 лет;
в) с момента рождения.
4. Правоспособным человек становится:
II. Определите, какая из формулировок является правильной (правильный ответ подчеркните):
Дееспособность – это:
право принимать участие в политической жизни страны;
способность действовать в соответствии со своими правами;
право делать то, что человек считает нужным;
право жить в своей семье.
Правоспособность – это:
способность иметь права;
право быть гражданином России.
III. Впишите в соответствующие столбцы, какие права имеют дети: малолетние, достигшие 14 лет.
IV. Какой документ был главным для юристов, готовившим Семейный кодекс: Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка? Объясните, почему?
На письменную работу дается 10 минут.
2. Смысловая стадия
Группы готовятся к выступлениям, по подготовленным темам. Учитель может предложить группе самой решить, как она будет выступать: каждый участник отдельно или все вместе, разделив текст сообщения на отдельные фрагменты. Также необходимо предупредить, что на выступление группам отводится не более 5 минут.
3) Стадия рефлексии
Группы выступают с рассказами о деятельности различных общественных организаций.
По окончании проводится обсуждение лучшего выступления (оценочные критерии пятиклассникам уже известны, но учитель может вновь записать их на доске).
Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук
Комментарии