С начала учебного года свои первые уроки начнут вести порядка 300 молодых специалистов Ленинградской области. Об этом было заявлено на традиционном августовском педсовете. Другой вопрос, в какие школы идут трудиться выпускники педагогических высших и средних специальных учебных заведений – сельские или городские? И здесь картина вырисовывается далеко не радужная.
Например, как рассказала одна из руководителей школ Волховского района, в этом году впервые за последние 5 лет к ним придут два молодых специалиста. Если учесть, что школа городская и большая, то можно надеяться, что новые учителя в ней останутся. Если им предложат 25 часов учебной нагрузки плюс классное руководство, то получать они будут порядка 40 тысяч рублей – неплохо для маленького города. Правда, не каждый новоприбывший специалист готов работать в таком режиме. Впрочем, если нагрузка составит традиционные 18 часов, то зарплата молодого педагога составит около 30 тысяч рублей, что тоже приемлемо для старта.
Иная картина в сельских школах того же Волховского района. По словам директора одной из них, молодых специалистов здесь не видели почти 10 лет. Школа держится за счет педагогических кадров, которые пришли раньше, завели семьи, прижились на селе. Зарплата в сельской школе отличается от городской. Как правило, здесь нет параллелей, учителю невозможно набрать много часов. Если у него большая нагрузка, то сделать это можно, только если вести несколько смежных предметов. Однако «многостаночность» сказывается на качестве образования, а также на здоровье и психологическом состоянии самого педагога. Учителя сельских школ быстрее профессионально выгорают.
В то же время в школе небольшого городка удержать молодого педагога также не так-то просто. Сюда, как правило, возвращаются те, кого коллектив воспитал сам, однако если у молодого специалиста нет жилья и перспективы его получить или купить, то уже через год работы он уйдет. Некоторые, правда, увольняются через 2-3 года, но для директора школы эта ситуация еще более неприятна, поскольку были затрачены время, усилия на адаптацию, подготовку, наставничество молодого специалиста. Некоторые молодые учителя так и говорят: «Спасибо, что всему научили, все это пригодится нам в другой школе и в другом городе».
По словам представителей Волосовского района, в коррекционных школах с кадрами дела обстоят еще хуже. Здесь не хватает узких специалистов, в частности логопедов и психологов. На каждую группу из 12 детей нужен один логопед, но, разумеется, этот норматив не соблюдается, поскольку такие специалисты – настоящий дефицит. Также проблемой становится поиск водителя школьного автобуса. Зарплата, которая предлагается за провоз детей, может устроить только шоферов-пенсионеров, да и тех найти непросто. Многие не хотят «рулить» при школах, потому что при мизерной оплате труда ответственность слишком большая.
Спасти ситуацию могла бы программа обеспечения жильем молодых специалистов. Наличие собственной жилплощади – вообще важный фактор закрепления в профессии любого, кто только начинает работать. Ведь когда человек обустраивается, ему потом бывает трудно покинуть свое гнездышко. Кроме того, для привлечения молодежи в школы хорошо бы изменить стоимость базовой ставки. Например, чтобы нагрузка в 18 часов оценивалась в 50 тысяч рублей. К слову, именно о такой желаемой стартовой зарплате часто пишут в резюме молодые специалисты, вовсе не считая свои зарплатные требования завышенными.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ленинградская область
Комментарии