Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Психологическая мастерская

Союз помощи

Учительская газета, №10 от 5 марта 2019. Читать номер
Автор:

Если у руководителя школы и школьного психолога взаимопонимание, от этого выигрывают и дети, и взрослые

По заказу Министерства просвещения РФ Российская академия образования провела исследование, связанное с реализацией концепции развития психологической службы в системе образования. Мы поговорили с одним из авторов этого исследования, академиком РАО, проректором по научной работе РГПУ имени А.И.Герцена доктором психологических наук Ларисой Александровной ЦВЕТКОВОЙ.

– Лариса Александровна, расскажите подробнее, чему посвящено это исследование.

– Это мониторинг деятельности психологических служб в школах. Мы решили начать со школ, так как это важный и наиболее массовый институт системы образования. Был проведен опрос двух тысяч директоров школ и семнадцати тысяч психологов, работающих в школе. Это самое большое и репрезентативное исследование подобного рода. В нем участвовали все регионы Российской Федерации.

В опросе нас волновал ряд вопросов: чем занимаются психологи? как они представляют то, чем они занимаются? насколько это соответствует профессиональному стандарту? какова их загруженность?

До сих пор норм о том, на какое количество детей нужен психолог, нет, как и нет норм по оборудованию кабинета психолога.

Результаты мониторинга были использованы при подготовке методических рекомендаций, которые можно направить во все субъекты Российской Федерации. Они будут полезны министрам образования регионов или их заместителям, помогут ответить на вопрос, как развить психологическую службу в школе.

– Что должен делать психолог в школе?

– На мой взгляд, в школе задача психолога первична: это диагностика, выстраивание маршрута индивидуального обучения, первичная работа и первичное консультирование педагогического коллектива (ответы на запросы учителей и классных руководителей, проведение просветительских лекций). В сложных ситуациях психолог должен предложить родителям ребенка на выбор государственные или частные центры для дальнейшего решения проблемы. Поэтому работа психолога в школе профилактическая, и ее необходимо выполнять качественно.

В настоящее время методические рекомендации подготовлены и апробированы в восьми пилотных регионах. В них представлена динамическая процессная модель деятельности службы, в которой использован опыт московской психологической службы на основе автоматической системы управления. На мой взгляд, это хорошая модель.

– Возникает естественный вопрос: а хватит ли специалистов?

– По нашим подсчетам, есть дефицит, и трудно рассчитать норму. Это не может быть линейно рассчитано только по количеству детей, так как социальный и иной контекст разный (это школа в городе или в отдаленном населенном пункте, это благополучный район или не очень, какие задачи по времени, охвату аудитории педагогов, родителей, детей сегодня стоят перед конкретной службой в конкретном месте и т. д). В любом случае необходимо выделять больше мест, в том числе бюджетных, на подготовку психологов. Это важно делать в опорных региональных вузах, чтобы закреплять психологов в тех регионах, где их мало, и чтобы они оставались в регионах. А Герценовский университет, ориентированный на всю страну, мог бы проводить повышение квалификации либо принимать студентов из регионов и готовить специалистов, учитывая региональную специфику.

– В Герценовском университете есть это направление подготовки?

– Да, конечно. В РГПУ имени А.И.Герцена подготовка психологов для работы с детьми в дошкольных образовательных организациях, школах и семейных центрах ведется в Институте психологии, в Институте детства и других структурных подразделениях университета. Ежегодно Институт психологии выпускает около 130 специалистов разного уровня подготовки. Кроме того, еще около 40 специалистов выпускает Институт детства.

Результаты нашего исследования и результаты исследований рекрутинговых компаний говорят о том, что даже выпускники десятилетней давности сейчас приходят с желанием вернуться в сферу образования. Возможно, это связано с политикой государства в этой сфере, с национальными проектами. Однако, по результатам другого нашего исследования, на вопрос «Каков, с вашей точки зрения, престиж сотрудника системы образования в обществе?» лишь 20% говорят, что очень высок, 80% считают, что невысок. И тем не менее люди остаются в профессии, это настоящие подвижники, желающие работать в образовании и осознающие, что пока еще престиж ее не так высок, как хотелось бы.

– Есть ли в результатах исследования что-то, что вас удивило?

– Меня приятно удивило, что средний возраст работающих педагогов-психологов – 40-45 лет. Это активный возраст профессионального развития, однако это может свидетельствовать и о том, что есть текучка кадров, когда, набрав достаточно опыта, а в школе идеальная для этого ситуация – можно получить опыт работы с детьми, взрослыми, организационного консультирования и т. д., – профессионалы уходят в другие сферы. Еще удивило то, что совпадает, как себе представляют деятельность сам психолог и директор школы. Это показывает, что между ними существует взаимопонимание. То есть психологи, работающие в школе, подчиняющиеся директору и имеющие хороший контакт с директором, могут открыто обсуждать все вопросы, которыми занимается психолог. У половины работающих психологов имеется базовое психологическое образование, что неплохо для этой половины, однако не имеющим базового образования психологам его надо добирать.

Огорчает, что психологи часто занимаются несвойственными им делами, а именно заменяют классных руководителей, преподавателей, проводят какие-то собрания или водят детей в театр. То есть работают не как психологи. Мне кажется, что еще одно важное направление, в котором психологи могли бы помогать, – это обучение психологической грамотности классных руководителей. Конечно, в подготовке педагогов присутствует компонент, связанный с пониманием особенностей развития детей с ОВЗ, с глубоким пониманием возрастных особенностей развития ребенка в школе. И этот блок подготовки учителей является существенным.

Я считаю, что классный руководитель должен быть хорошим диагностом, обладать соответствующими знаниями. Очень важно, чтобы он сумел заметить первые изменения в поведении ребенка, обсудить это с психологом. Такой союз психолога и классного руководителя тоже будет работать в профилактической парадигме.

Ксения НАВОЛОЦКАЯ, Санкт-Петербург


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt