Цель: каждому из трех центров Древней Руси доказать, что именно он станет собирателем русских земель.
Оборудование: карта с аппликациями, символизирующими три центра; защитные тотемы, свечи, «чемодан» истории, «мусорное ведро» истории, наборы с названиями городов «Гардарика», парты поставлены кругом для трех групп.
Технология: ролевая игра, ассоциативные «перевертыши», дискуссия.
Ход урока
(Звучит барабанная дробь, зажигаются свечи; вступительное слово учителя).
– Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Здравствуйте, добрые люди земли Русской! Сердце болит и кровью обливается, как и Русь, раздробленная и разбитая. Пришло время держать совет, держать слово, кто из вас поведет за собой Русь вперед к объединению. Ты ли, Киев, с юго-западными землями? Ты ли, Новгородская земля, соберешь русские земли? А может ты, Северо-Восток, станешь собирателем русских земель?
Докажите каждый, что это вы «ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ», последняя надежда и спасение русской земли.
И пусть огонь – символ очищения и святости – сделает вашу борьбу честной и справедливой. Пусть этот огонь осветит путь Руси и укажет нам дорогу к объединению. Я желаю каждому из вас остаться в живых, достойно пройти все испытания. А их перед вами шесть, победа в каждом будет приносить защитные тотемы. Кто наберет больше тотемов, тот и выиграет на совете.
Первое испытание: раскрыть суть своего тотема. Каждый центр Руси обозначен на карте определенным значком-символом, олицетворяющим либо особенность, либо событие, либо достопримечательность вашей земли. (Новгород – вечевой колокол; Северо-Восток – храм Андрея Боголюбского; Киев – Золотые ворота).
Второе испытание: Русь-Гардарика. Каждому центру выдается одинаковый набор карточек с названиями городов всех трех земель. Ребята должны поднять карточки с названиями только своих городов. Список предлагаемых городов:
Новгород,
Псков,
Чернигов,
Владимир,
Москва,
Суздаль,
Владимир-Волынский.
Третье испытание: разгадывание летописных сказов (ассоциативных «перевертышей»).
1. Сами делаем себе
Все до самых мелочей.
Это антипод торговли,
Кто назовет его проворней?
(Натуральное хозяйство).
2. Хотели как лучше князья,
А получилось как всегда.
(Любечский съезд-разъединение).
3. Править тоже я хочу,
Только власть не получу.
Я особенный герой,
И зовут меня…
(Изгой).
4. Золотой стол на Руси –
Друг, его ты назови.
(Киевский престол).
5. Независимы, богаты
Мы владеть землею рады.
По наследству отдадим,
Князь не нужен нам самим.
(Бояре, вотчина).
6. В очередь с тобой встаем
Друг за другом, но не ждем.
Кулаки помогут мне
Побыстрей прийти к мечте.
(Очередной порядок наследования власти, междоусобица).
7. Эта напасть не случайна
Все народы ею грешны.
И в двенадцатом столетье
Мы тоже к ней, друзья, пришли.
(Раздробленность)
8. Хоть землю нашу обижал,
Но этот фактор Русь сближал.
(Внешний фактор – половцы).
Четвертое испытание: сказания о своей земле. (Каждая группа в форме былины, слова, летописи доказывает силу и преимущество своего центра, его способность объединить Русь).
Пятое испытание: обсуждение сказаний, дискуссия, выявление слабых сторон каждого центра.
Шестое испытание: каждая группа собирает в «чемодан» истории Руси положительный опыт и уроки, а также выбрасывает в «мусорное ведро» истории негативный опыт, ошибки.
Дают наказ будущим поколениям, извлекая уроки из этих исторических событий.
Подведение итогов, подсчет тотемов. Определение победителя на совете. Заключительное слово учителя о том, кто же на самом деле объединил Русь.
Николай САФРОНОВ, учитель истории СШ №1 села Троицкое, учитель года Хабаровского края-2004
Комментарии