Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил право родителей выбирать образовательную организацию, в которой может учиться их ребенок. Сегодня школы расширяют свои функции и, по сути, превращаются в многофункциональные учреждения, в которых не только учат и воспитывают, но и создают условия для коррекции, реабилитации и социализации детей с отклонениями в развитии.
Включаясь в процесс инклюзивного образования, перед нами прежде всего возник вопрос, как адаптировать всех участников образовательного процесса – учителей и педагогов, специалистов, детей и их семьи к меняющемуся статусу школы. С чего начать процесс формирования инклюзивной культуры и инклюзивной практики в школе?В связи с этим мы проанализировали свои возможности и ресурсы. Да, в школе есть педагоги с практикой работы в классах и группах компенсирующего обучения, очень много педагогов с опытом работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, в штатном расписании есть учителя-дефектологи, владеющие знаниями по олигофренопедагогике и сурдопедагогике, учителя-логопеды, педагоги-психологи, специалист по АФК, социальные педагоги. Создана психолого-педагогическая служба, которая объединяет специалистов дошкольного и школьного уровней. В школе функционирует консилиум. Взаимодействие педагогов массовых групп и классов с коллегами коррекционной службы позволяет ближе познакомиться с опытом и знаниями друг друга. Тема инклюзивного образования стала постоянно обсуждаемой на педсоветах, методических объединениях, мастер-классах, постоянно действующих семинарах. Все педагоги школы обучились на курсах по инклюзии.В школе подготовлена материальная база – установлены специальные приспособления для детей с ОВЗ (пандусы, игровые зоны, кабинеты специалистов и пр.).Оказалось, что и ресурсов, и возможностей стать школой для всех у нас достаточно, хотя на пути следования возникает много трудностей.Большое внимание мы уделяем просвещению родителей, формированию у них толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. В системе работы с родителями в школе проводятся родительские собрания, беседы, встречи с психологами, консультации, тренинги. В основе нашей работы – необходимость донести до родителей мысль о том, что совместное обучение детей с нормативным развитием и детей с отклонениями в здоровье обогащает обе стороны. Инклюзия учит обычных детей быть более терпимыми, добрыми и не просто жалеть инвалида, а понимать, помогать и поддерживать другого, если он в этом нуждается, признавать в нем равного. Когда в обычных классах появились дети с ОВЗ, включенные в общий образовательный процесс, то особую значимость приобрела коррекционно-развивающая работа, целью которой является разработка педагогического инструментария, предусматривающего своевременную диагностику, профилактику, коррекцию и компенсацию отклонений у детей с особенностями психофизического развития.В процессе коррекционно-образовательной работы мы решаем несколько основных задач. Во-первых, это обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам, во-вторых – коррекция и формирование высших психических функций обучающихся на занятиях логопеда, дефектолога и психолога. Важной составляющей инклюзивной среды является дополнительное образование и проведение мероприятий внеурочной деятельности – экскурсий, праздников, фестивалей, конкурсов, акций. Выезжая на экскурсии, участвуя в конкурсах, занимаясь в кружках, творческих студиях, секциях дети с ОВЗ имеют возможность общаться с нормально развивающимися сверстниками, учатся у них, обогащая свой социальный опыт. В создании инклюзивной среды и атмосферы психологической безопасности в классе большую роль играет учитель. Не всегда традиционная профессиональная подготовка учителя, даже после курсов повышения квалификации по проблеме инклюзивного образования, отвечает запросам участников образовательного процесса и не всегда знания, полученные на курсах, складываются в целостную систему. Выручает учителя его профессиональная интуиция и желание помочь ребенку с отклонениями в развитии, пришедшему в обычный класс. Во многом от личности учителя и его профессионализма зависит, сможет ли ребенок с ОВЗ, с инвалидностью, учиться вместе с нормативно развивающимися детьми, справится ли он с программой, научится ли быть самостоятельным, подружится ли с ребятами. Благодаря правильной позиции учителя можно избежать негативных проявлений со стороны здоровых одноклассников. Детей обязательно нужно учить общаться и взаимодействовать, учить признавать за другим право быть более слабым, менее сообразительным, а своим отношением показывать, что все дети для учителя ученики, объединенные общим делом – учебой, и поэтому равны друг перед другом. Учитывая, что авторитет учителя, особенно для малышей, достаточно высок, дети подражают личному отношению и принимают правила поведения учителя, часто не замечая ничего особого в своем товарище.Не претендуя на роль лидера в области инклюзивного образования (есть явные корифеи и в Москве, и в регионах), мы, адекватно оценивая свои возможности, сегодня можем предложить родителям, воспитывающим детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, консультативную, диагностическую и обучающую помощь. А руководителям и педагогам школ, в которых организовано инклюзивное обучение, оказать информационно-методическую поддержку и консультативно-методическую помощь. В планах школы проведение межрайонных семинаров, мастер-классов, профессиональных встреч, тренингов, педагогических мастерских, научно-практических конференций по проблемам инклюзивного образования.В перспективе руководство школы планирует дальнейшую работу по развитию инклюзивной культуры в педагогическом, ученическом и родительском коллективах. Необходимо провести обновление базы дидактических и методических ресурсов, посвященных проблемам коррекции отклонений в развитии и реабилитации детей с ОВЗ, с целью их систематизации и специализации.Планируем сделать ежегодным проведение межрайонного фестиваля творческих работ для педагогов, специалистов, а также творческих конкурсов, объединяющих обычных и особых детей дошкольного и школьного возрастов и их родителей, которые станут для педагогов базой сотрудничества, распространения примеров эффективной работы, а для детей – площадкой для реализации потенциальных возможностей без барьеров и границ. Елена ВОЛОГИНА, директор школы №281
Комментарии