Какую роль в развитии ребенка играет экспериментирование, почему оно необходимо, что дает? На эту тему рассуждает воспитатель лицея №86 Екатерина КУЗНЕЦОВА. Речь пойдет не о новомодных штучках, а о продуманном подходе, когда в детском саду ребенок видит то же, что и за его стенами, но при этом он не созерцатель, а непосредственный участник событий.
– Екатерина Алексеевна, почему детям так нравится экспериментировать? – Им присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. В дошкольном возрасте такой вид деятельности и восприятия является ведущим, а в первые три года – практически единственным.- Но зачем специально этим заниматься, если в процессе роста и становления ребенок не перестает сам «пробовать этот мир на прочность»?- Дети действительно часто экспериментируют с различными веществами, предметами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими предметами, смешивают краски, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы. Но, как известно, опасность такой «самодеятельности» в том, что дошкольник еще не знаком с элементарными правилами безопасности. А эксперимент, организованный педагогом, позволяет без всякого риска знакомить детей с различными свойствами предметов, с законами природы и необходимостью учитывать их при своих действиях.- Раньше ведь вы тоже экспериментировали. Давали детям знания о живой и неживой природе, достаточные для бесконфликтного взаимодействия с окружающим миром. Что меняется?- По сути, особых изменений не происходит. Но нужно стараться идти в ногу со временем и использовать в работе передовые технологии. Простой пример: при изучении свойств снега ребята высказали предположение, что растаявший снег превратился в грязную воду из-за его неправильного сбора. Так как снег собирали с земли, то результат опыта не может считаться правильным. Для чистоты эксперимента решили дождаться снегопада, чтобы белые хлопья падали прямиком в вымытую банку. Наблюдение за таянием снега вели дети, которых назначили научными сотрудниками «снежной лаборатории». Когда снег превратился в воду и ребята рассмотрели ее очень тщательно при дневном свете, ликованию зачинщика повторного эксперимента не было предела! Но на этом эксперимент не закончился. Мы достали электронный микроскоп и рассмотрели воду при увеличении в 200 раз. Сравнили образец с дистиллированной водой и пришли к выводу, что растаявший снег, казавшийся таким чистым, имеет черные вкрапления, напоминающие частички пыли. А дистиллированная вода полностью лишена вкраплений. Отсюда дети сделали вывод: талая вода, не прошедшая термическую обработку или не пропущенная через фильтр, не годится для питья.Этот пример показывает, что при правильно выстроенной работе у ребенка есть и желание, и возможность высказывать свою точку зрения, задавать вопросы, спорить, он учится находить способы решения поставленных задач, учится взаимодействовать со сверстниками.- А не лучше ли уделить больше времени развитию математических представлений, чтению, физическому развитию, наконец? Ведь в будущем – школа. А там это будет гораздо важнее, чем умение собирать лопаткой снег в ведерко и знание, что он растает в тепле! Да и что это за образование, если все время только играть?- Основной вид деятельности дошкольника – игра! Все, что он узнает, он узнает через игру.Попробуйте рассказать ребенку дошкольного возраста, что воздух есть. Что мы его просто не видим, так как он не имеет цвета и запаха. Через несколько секунд после вашего утверждения ребенок забудет о нем. А если дать малышу прозрачный пакетик и вместе с ним «поймать» воздух? Рассмотреть надувшийся пакет. Выпустить воздух и снова поймать… Вот тогда ребенок сделает вывод сам и полученные им знания перейдут в понимание. Так же и с песком, водой, магнитами, шариками орбиз.Еще пример. Воспитанник подготовительной группы задал вопрос: «Водится ли в луже крокодил?»Здесь есть два варианта реагирования: первый – это бездоказательный ответ авторитетного взрослого; второй – совместная проверка предположения и вывод на основе полученных результатов.Для ответа на вопрос была проведена огромная работа: – поиск информации о крокодилах совместно с родителями;- рассказ ребенка сверстникам о крокодилах;- просмотр картинок, добрых видеороликов о рептилии;- анализ среды обитания рептилии с погодными условиями нашей полосы (замер температуры на момент проведения исследовательской деятельности);- сравнительный анализ размеров крокодила и размеров лужи (измерение при помощи измерительных приборов);- мероприятия по поддержанию интереса к данной теме и закреплению материала (лепка крокодила, подвижные игры, рисование);- вывод на основе полученных знаний.Поисково-исследовательская деятельность с участием взрослых, которые не отмахиваются от ребенка, а помогают в поиске ответов на вопрос, приводит к расширению кругозора ребенка, формирует навыки работы с информацией. Он обогащает свой словарь, учится анализировать, делать выводы, развивает логику. – Какие еще интересные эксперименты можно провести с детьми?- Дети – это настоящие ученые. Они знают, как сделать «жвачку для рук», какой волшебный ингредиент нужно добавить, чтобы мыльные пузыри были более упругими, как запустить ракету при помощи углекислого газа. Нет необходимости ставить перед собой задачу дать больше знаний, напичкать словарь ребенка «умными» словами без понимания их значения. Задача в том, чтобы сформировать у него интерес к познанию, поддержать его стремление реализовать себя, развить гибкость ума, инициативность. И, возможно, в недалеком будущем наши маленькие ученые сделают множество открытий в различных областях. Для кого-то наука станет профессией, а кому-то она просто будет помогать в повседневной жизни.
Комментарии