search
main
0

Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО

В настоящее время педагоги используют множество терминов для обозначения различных форм обучения. Его называют смешанным, дистанционным, гибридным, комбинированным. Разобраться в терминологии предложили в Российской академии образования.

Фото: кадр из видео выступления Людмилы Амировой/ РАО, ВК

Навести порядок в категориальном аппарате, чтобы осваивать новые формы работы, предложила исполнительный директор Башкирского научного центра РАО Людмила Александровна Амирова. Она рассказала о том, что такое смешанное обучение и как правильно его трактовать.

Инновационный характер смешанного обучения

Инновационные процессы являются заметными признаком, условием и механизмом развития образования в жизни современного общества. Внимание работников этой сферы к инновациям, их стремление освоить инновационные подходы и технологии стало ведущим трендом прогрессивной профессионализации педагогов. Смешанное обучение стало одним из примеров инноваций в образовании. Единого понимания, какое именно обучение мы относим к смешанному, нет. Это важно обсуждать, чтобы говорить на одном языке.

Людмила Александровна предложила рассмотреть само понятие смешанного обучения. Логично предположить, что под ним понимается такая организация образовательного процесса, которая предполагает смешение. И, вероятнее всего, это смешение форм, методов учебной деятельности.

Теоретический анализ научных статей и методических материалов последних лет показал, что одни исследователи смешанное обучение рассматривают как синергетическую технологию организации образовательного процесса, в которой объединены технологии традиционной системы и электронного обучения. При таком объединении, доведенном до интеграции, процесс обучения обогащается новыми дидактическими возможностями. Это позволяет более эффективно использовать преимущества как очного, так и электронного обучения, сгладить или компенсировать недостатки каждого из них.

Другие исследователи рассматривают смешанное обучение как модель, результат комбинирования традиционного и электронного обучения. Третьи настаивают на категории формы, поскольку в таком обучении присутствует солидная доля самостоятельной работы ученика и его самостоятельного выбора.

Однако с какой бы позиции ни рассматривалось смешанное обучение – как модель, как форма или технология и методика – есть некоторое единство в его понимании. Во-первых, это сочетание традиционного и электронного обучения. Во-вторых, ученик является активно действующим субъектом, который не только выполняет задание учителя, но и сам принимает решения, использует дополнительные ресурсы. Варианты смешения различны. И это отвечает специфике образовательного процесса – он остается творческим и для педагога, и для ученика.

Комбинированное и гибридное обучение

В последнее время в педагогических публикациях все чаще встречаются еще две трактовки подобного обучения: комбинированное и гибридное. Под комбинированным сегодня понимают такой процесс, при котором используют и взаимно дополняют друг друга технологии традиционного и электронного (в том числе дистанционного), а также мобильного обучения – при высокой доле самоконтроля студента, выборе им места, времени, маршрута и темпа обучения.

Понятие комбинированное и понятие смешанное обучение в большой степени синонимичны. Если есть потребность их развести, Людмила Амирова предлагает смешанной назвать форму, при которой смешение происходит только под руководством учителя: он решает, какие формы и методы в каких пропорциях смешивать. А комбинированная форма отражает большую свободу ученика. Тогда возникает вопрос о результате: кто несет за него ответственность?

Фото: Университет «Сириус»

Что касается гибридного обучения, то встречаются следующие толкования. Это образовательный подход, при котором традиционные уроки с учителем совмещаются с дистанционными. Здесь трудно найти существенную разницу с комбинированным обучением. Второе толкование: это форма организации образовательного процесса, при которой часть учеников находится в школе, а часть – вне ее. Это характеризует особую, похожую на гибридную, и пока еще не разработанную в методике преподавания отдельных предметов модель взаимодействия. Здесь деятельность учителя приобретает особый градус напряженности. При этом офлайн обучение совершается с большим количеством субъектов, а онлайн – с одним или двумя обучающимися, которые по каким-то причинам учатся на дистанте.

Спикер поделилась личным подобным опытом чтения лекций аспирантам. Она отметила, что увлекалась вниманием и реакциями тех, кто находился в аудитории. А те, кто на экране, из ее поля зрения выпадали. Поэтому важно, чтобы экран располагался не так, как обычно – на передней стене, а на галерке. Тогда с такими учащимися легче контактировать. Такая форма приемлема, если нет частой смены деятельности – лекция, например. А если так вести урок? Сможет ли учитель так детально распределять внимание, чтобы никто из учеников не был обижен? Людмила Александровна полагает, что вскоре должны появиться методики относительно гибридного обучения. Эта тема очень перспективна.

Примерно такая модель асинхронности распределения внимания, действия и операций есть у учителей малокомплектных школ. Там образовательный процесс вынужден строиться по принципу объединения на одной площадке учеников разного возраста. Они по очереди взаимодействуют с учителем. Степень индивидуальности при этом выше, чем в традиционном формате. Обе модели не идентичны – хотя бы потому, что асинхронность реализуется по разным основаниям. В малокомплектной школе – по разнице в содержании, а в гибридном обучении – по основанию местоположения: кто-то в классе, а кто-то на дистанте. Педагог может одновременно обучать очных и онлайн-учеников. Для успешного внедрения этой модели необходимо иметь синхронизированные дидактические материалы. Их надо создавать. При этом следует учитывать специфику предмета и индивидуальные особенности группы.

Таким образом смешанное и гибридное обучение – это разные формы, более точно – модели. В смешанном обучении основной фокус внимания – на обучении в классе. Гибридная модель сфокусирована на доступности для всех. Идея не нова, но приемы, методы и технологии по сути инновационные.

Модели взаимодействия педагога и учеников

Для полноты анализа Людмила Амирова обратилась к опыту, описанному как конкретные модели взаимодействия педагога и учеников. Модель первая «Ротация станций» позволяет ученикам перемещаться между станциями – площадками активности – по фиксированному расписанию. Одна из станций – обязательно онлайн-площадка. Группа делится на 2–3 микрогруппы в зависимости от количества станций. В то время как одна из них работает с педагогом по принципу «глаза в глаза», другая занята самостоятельно на онлайн-платформе. Третья может совместно трудиться над практическим заданием. В установленное время микрогруппы меняются местами.

Этот принцип позволяет учителю уделить внимание каждому ученику, развить навыки самообучения и командной работы. Каждая микрогруппа работает по принципу вертушки. Этот прием использовался еще в советской школе. По сути, это модель смешанного обучения. В вузовской практике она легко реализовывается, поскольку занятия идут парами. А возможно ли в школе три микрогруппы провести по трем точкам за 40-45 минут?

Модель «Ротация лабораторий» похожа на первую. Только как минимум одна точка должна быть лабораторией. Третья модель «Индивидуальная ротация» повторят предыдущие. Только ученики приходят в точки, которые запланированы в их личном расписании. Поэтому точек учебной активности может быть много. Эта модель помогает индивидуально подойти к способностям детей, в зависимости от их целей и прогресса. Такая модель может одновременно рассматриваться и как гибридное, и как смешанное обучение.

Фото: pixabay

Четвертая – «Гибкая модель». Она подходит высоко мотивированным студентам и старшеклассникам. Основная часть обучения проходит онлайн. Ученики самостоятельно изучают теорию и выполняют задания по персональному графику. Преподаватель консультирует и отвечает на вопросы, координирует деятельность. Такую модель можно отнести как к смешанному, так и к гибридному обучению – при условии, если кто-то из учеников хочет получить консультацию с глазу на глаз, или поработать в парах, в малых группах. Такая модель описана в книге Стругацких «Возвращение».

Модель пятая «Меню» предполагает, что параллельно с основным курсом изучаются дополнительные онлайн-курсы с онлайн преподавателями. Такая модель особенно востребована для освоения материала с тем преподавателем, который не доступен в формате «глаза в глаза». Она продуктивна для оптимизации образовательного процесса или его дополнения, особенно в отдаленных школах, для продвинутых школьников, для подготовки к конкурсам и олимпиадам, в случаях репетиторства или факультативной практики. Есть риск того, что онлайн-преподаватель может повлиять на взаимоотношения с основным учителем. Это снизит результативность изучения основного курса.

Фото: pixabay.com

В логике «Обогащенной виртуальной модели» изучение каждого предмета делится на очную и дистанционную часть. Она напоминает традиционную. Модель «Перевернутый класс» также не является абсолютно новой. Ее суть – в экономии времени на уроке. Процесс подготовки к уроку принципиально меняется. Дома ученик изучает материал самостоятельно. Использует учебники, онлайн-курсы. В классе проходит практика либо разрабатываются проекты под руководством учителя. Этот метод удобен для вузов.

Такая модель была апробирована на базе одного из факультетов Башкирского государственного педагогического университета еще в 2007 году. Это были студенты второго курса. Им передали все тексты лекций. В итоге было замечено, что студенты приходят на лекцию с распечатанными лекциями, где сделаны пометки маркерами, с репликами, комментариями и вопросами. Это свидетельствовало об активной позиции учащихся. Вместо семинаров проводились практические занятия в интерактивном режиме. В частности, применялся перевод информации из одной знаковой системы в другую. Например, из текста – в схему. Манипулирование информацией требовало добывания дополнительного материала, обращения к учебникам. Кроме дидактических эффектов, были получены психолого-педагогические эффекты: высокая активность и учебная мотивация, отсутствие пропусков и удовольствие от проделанной работы.

Эффекты смешанного обучения

Резюмируя сказанное, спикер отметила, что большая часть моделей обучения должна быть отнесена к смешанному. При этом любая из них при определенных условиях может стать гибридной, если хотя бы один из учеников присоединяется к занятию дистанционно. Такое обучение позволяет решать базовые задачи, которые обозначены в ФГОС последнего поколения: развитие познавательного потенциала, развитие метакомпетенций, привлечение к образовательному процессу современной научной информации с переводом ее в доступную для школьников форму. Также обогащается содержание методического инструментария преподавания в школе и вузе, расширяется дидактический репертуар и операции педагога.

Наиболее ценными эффектами смешанного обучения выступают эффект разнообразия действий всех субъектов образовательного процесса и эффект индивидуализации, который поддерживает формирование и развитие субъектной позиции личности ученика, ее мобильности – тех результатов, к которым стремится современная педагогика. В перспективе, возможно, будет наблюдаться перевес в сторону онлайн-обучения. Но пока значительная доля учащихся предпочитает контактную форму обучения. Основной остается роль учителя.

С полным выступлением Людмилы Амировой можно ознакомиться а странице РАО в социальной сети.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте