search
main
0

Сложные темы на ВПР по математике в 5–6-х классах. На что обратить особое внимание

Чуть больше месяца осталось до старта ВПР для российских школьников. Это испытание проводится для мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлено на выявление качества подготовки обучающихся. Наряду с другими предметами ученикам 5-х и 6-х классов предстоит писать работы по математике. Разумеется, специально натаскивать на ВПР не нужно и даже вредно. Лучше спокойно осваивать материал согласно рабочей программе по предмету, учитывая самые распространенные ошибки, слабые места, индивидуальные для каждого ребенка. А вот латать эти дыры, на мой взгляд, помогают пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов для ВПР. Разберем самые типичные ошибки школьников.

В связи с разнообразием учебников темы, изучаемые в 5-м классе, тоже разнятся. Кто-то изучает натуральные и дробные положительные числа, кто-то – только десятичные дроби, в том числе и отрицательные, и пропорции. Как бы то ни было, 2-е задание в работе связано с умножением обыкновенных дробей, и даже те дети, кому эта тема знакома, часто делают ошибку при умножении дроби на целое число, умножая на это число и знаменатель.

Доли, части целого – тоже коварная тема. С одной стороны, все просто, но это только при первом приближении, нестандартные формулировки вызывают непонимание. Никогда не занимаюсь отработкой тренировочных работ с классом, однако типичные задания при изучении соответствующих тем обязательно разбираем хотя бы для того, чтобы постановка вопроса была знакомой.

6-е задание в моей практике одно из самых трудных. Во-первых, потому что это задача, во-вторых, решаемая уравнением. Вот что я нашла в сборнике: «Одновременно зажгли три свечи одинаковой длины, но разного диаметра. Длина каждой свечи 16 см. Первая свеча была самая толстая, вторая – потоньше, а третья – самая тонкая. В тот момент, когда догорела третья свеча, первую и вторую тоже потушили. Оказалось, что огарок от первой свечи в полтора раза длиннее, чем от второй. За какое время полностью сгорает третья свеча, если известно, что первая сгорает за 8 ч, а вторая за 4 ч? Запишите решение и ответ». Формулировка сложна, есть незнакомые слова. Считаю целесообразным при прохождении темы рассмотреть и эту задачу.

Рис. 1. ВПР. 5-й класс. 25 вариантов. Вариант 7. Задание 12

Перед нами нестандартное для наших учебников 12-е задание. Ученики послабее испытывают трудности с его решением. Оно интересно своим прикладным характером, ориентацией на применение знаний в конкретной жизненной ситуации, то есть для успешного решения необходима математическая грамотность. Пятиклассники этого года изучают курс функциональной грамотности, есть надежда, что процент выполнения таких заданий будет выше. Узнаем это уже после анализа результатов грядущих ВПР.

Шестиклассники проблем с расхождением программы не имеют: к марту пройдено практически все самое основное. И все же банк типичных ошибок существует, наверное, у каждого учителя.

Первые два номера – обычные, самые простые вычисления, и уже здесь мы натыкаемся на первый камень: хоть отрицательные числа и пройдены, но действия с ними вызывают массу вопросов. Неуверенно себя чувствуют даже те дети, которые хорошо знают правила. Однако применение этих правил необходимо довести до автоматизма, то есть прорешать очень много заданий.

ВПР. 6-й класс. 25 вариантов. Вариант 2. Задание 7

Модуль числа – довольно сложное понятие для подростков. Задания с подобной формулировкой я в учебниках не встречала. А ведь оно очень важное не только для того, чтобы успешно справиться с ВПР, но и для дальнейшего успешного освоения курса математики, так что некоторые пособия можно использовать в качестве дидактических материалов.

ВПР. 6-й класс. 25 вариантов. Вариант 2. Задание 12

Итак, подведем итог. Стоит ли натаскивать на ВПР, прорешивая множество вариантов вместо прохождения программы? Однозначно нет. Нужно ли прорабатывать отдельные задания? Да. Нужно ли ученику готовиться самостоятельно под контролем родителей? Да.  Где взять надежные хорошие пособия для этого? У каждого свои источники. Лично я пользуюсь пособиями, авторами которых являются разработчики КИМов. Это авторы издательства «Экзамен». К тому же издания получили положительную оценку Федерального института оценки качества образования (ФИОКО). У этих пособий есть еще один плюс. Они выходят в трех форматах – 10, 15, 25 вариантов. Это позволяет учителю выбрать удобный подход именно для его класса или, что очень важно, индивидуализировать обучение, подобрав необходимый формат для конкретного ученика или группы учеников. Еще одно удобство пособия в том, что кроме необходимого количества вариантов оно содержит очень подробные инструкции по выполнению и оцениванию работ, а также правильные ответы на все задания (которые легко извлекаются из издания). Это позволяет ученику самостоятельно заниматься подготовкой к ВПР, а родителям – контролировать данный процесс.

Екатерина БИБИЧЕВА, учитель математики и информатики Ключанской школы Кораблинского района, Рязанская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте