search
main
0

«Сириус». Как устроена образовательная среда в знаменитом сочинском центре для одаренных детей?

Когда большинство из тех, кто сумел провести новогодние каникулы в Сочи и его горных предместьях, потянулось домой, мы только отправились в этот город. Но не столько с целью продлить праздничный отдых, сколько по приглашению образовательного центра «Сириус», вернее – лично его замдиректора по науке Михаила Ильича Случа, поработать с детьми, которых собирает этот центр со всей страны, выявляя самых одаренных из них.

Узнать о критериях отбора в центр и подать заявку на конкурсный отбор можно на сайте Образовательного центра «Сириус»

На сайте созданного по личной инициативе Президента РФ всего около года назад учреждения пока еще не так много информации, но можно было узнать: «Цель работы Образовательного центра «Сириус» – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве». Наша задача была попроще – провести с ребятами несколько занятий по непрофильной для них дисциплине – литературе, продемонстрировав иные, возможно – не известные им по школе, стороны и измерения этого предмета, а также встретиться с учителями-предметниками, на которых возложена задача преподавания текущих дисциплин, обсудив возможные варианты и формы межпредметного взаимодействия и надпредметных подходов в их деятельности.

Если говорить о параллелях – по-видимому, ближайшими к «Сириусу» моделями работы с одаренными школьниками, с одной стороны, является лагерь «Артек» в его нынешнем формате, с другой – разного рода летние и зимние школы, входящие сегодня в моду, с третьей же – финальный этап Всероссийских предметных олимпиад. Про «Артек» знаем только по слухам и редким новостям из тех краев – в частности, то, что соотношение работы (учебы) и отдыха там более щадящее, чем в «Сириусе», где ребята «вкалывают», судя по расписанию, с утра и до вечера – даже досуг их, как правило, содержательно нагружен, а подслушанные разговоры в кулуарах свидетельствуют, что и здесь они продолжают обсуждать то, что было на занятиях или тренировках.

В этом смысле формат «летних школ» ближе к тому, что мы увидели в «Сириусе», разве что пребывание здесь подольше и есть, помимо традиционных «летнешкольных» форматов (открытые лекции ярких ученых и педагогов, мастер-классы, мини-олимпиады и турниры) и обычные «школьные»: в нынешнем среднем образовании выпасть на месяц из процесса – штука довольно болезненная, вот и приходится пытаться хоть как-то нагнать упущенное. И вот тут вылезает одна из острых проблем сегодняшнего образования: если понимать «единство образовательного пространства» как одновременное проведение занятий на одну и ту же тему по единой программе от Калининграда до Магадана, то в современных условиях диверсифицированного знания такое единство не только вредно в силу своей архаичности, но и труднодостижимо. В результате в одном классе оказываются ребята, давно прошедшие типовую тему, – и те, кто к ней даже не приступал. Видимо, «Сириус» – место, где гораздо правильнее было бы идти не от обязательного материала, но от определенных видов деятельности, которые могли бы отрабатывать собранные со всей страны и их самых разных школ и классов ребята: это и соответствует новым стандартам, еще только вводимым в среднюю школу, и даст опыт полезного взаимодействия в рамках общего предметного или даже метапредметного модуля, небольшой набор которых мог бы быть разработан для приезжающих сюда талантов. По крайней мере в этом направлении думают сейчас в «Сириусе», осознав проблему того, как организовать и чем заполнить учебу своих подопечных, чтобы она не дублировала формы, хорошо знакомые ребятам по своим школам, а открывала новые возможности и горизонты постижения наук.

Что же касается параллели с заключительными этапами Всероссийских предметных олимпиад, то главной ценностью этих олимпиад, с нашей точки зрения, является не столько то, что они открывают двери в вузы самым продвинутым и талантливым школьникам (этот аспект олимпийского движения имеет и свою обратную, не самую позитивную сторону), сколько то, что в течение недели ребята из разных регионов, в том числе из национальных республик, варятся в общем бульоне, общаются, налаживают связи и каналы коммуникации, соотносят свои силы и способности с другими – в общем, получают опыт особой, интенсивной жизни в атмосфере той предметной области, где особенно проявились их таланты и интересы. С этой точки зрения нам показалось, что собранные «Сириусом» школьники испытывают даже некоторый дефицит такого рода нешаблонных форм: так, им хотелось бы собраться и просто почитать стихи или подискутировать на какую-то общеинтересную проблему, однако такая работа требует и свободного времени, и подготовки, и модерирования.

Отдельно хочется сказать об атмосфере, царящей в «Сириусе»: очевидно, что в школьнике, даже самом юном, здесь видят личность и с уважением относятся к его человеческому достоинству: особенно это заметно по тому, как взрослые общаются со своими подопечными (разве что тренеры спортсменов изредка повышают на них голос: свидетелями пары публичных взбучек сразу группы будущих олимпийцев мы стали, но спортивное образование и его традиции и методы – отдельный вопрос). Впрочем, и «взрослый» интерьер «Сириуса» с большим количеством «кулуаров», кресел, с бесплатным чаем с печеньем и мандаринами для всех желающих, просторами для подвижных занятий и философических прогулок – тоже материальное воплощение того отношения, с которым относятся здесь к юным дарованиям. Видно, что организаторы не хотят аналогий с «интернатами для одаренных детей», в свое время сыгравших определенную роль в качестве «островов утопий» советского образования – а эти аналогии все-таки напрашиваются, особенно если обратить внимание, как по минутам расписано время школьников: сегодня формируются новые принципы и организации образовательных пространств, и характера взаимоотношений между учителем (в широком смысле этого слова) и учеником. И прежде всего это должно реализоваться через бóльшую свободу выбора личной траектории развития и бóльшую степень индивидуализации подходов и самостоятельности участников образовательного процесса.

В целом хочется сказать, что «Сириус» производит впечатление учреждения, еще только отправившегося в долгое плавание: есть общие представления о курсе и цели экспедиции, но многие вопросы решаются в процессе, по ходу дела, ищутся адекватные формы, проекты, люди, готовые работать сообща с другими – желательно не разовыми наездами, а на более или менее постоянной основе. Для этого Центру безусловно нужна научная и педагогическая молодежь: ей легче на несколько месяцев или даже год оторваться от родного дома и жить далеко не в спартанских, но все-таки не домашних условиях, легче находить контакт со школьниками, возиться с ними не только на занятиях, но и после них, жить общей с ними жизнью – то, что невозможно,  да и не столь необходимо в обычной школе. Поиск новых идей, а еще больше – способных их реализовывать и новых людей, думается, самая насущная из проблем «Сириуса».

Об авторах

Екатерина Асонова, к.п.н., заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик ИСП МГПУ;

Михаил Павловец, доцент, к.ф.н., заместитель руководителя Школы филологии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

NB!

Образовательный центр «Сириус» в городе Сочи создан Образовательным фондом \”Талант и успех\” на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина. Фонд учрежден 24 декабря 2014 года выдающимися российскими деятелями науки, спорта и искусства.

Цель работы Образовательного центра «Сириус» – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.

Центр работает круглый год. Проезд и пребывание в Центре для детей бесплатное. Ежемесячно в «Сириус» приезжают 600 детей в возрасте 10-17 лет из нескольких десятков регионов России. Их сопровождают более 100 преподавателей и тренеров, повышающих в Центре свою квалификацию.

Узнать о критериях отбора в центр и подать заявку на конкурсный отбор можно на сайте Образовательного центра «Сириус».

Фото Михаила Павловца и с сайта Образовательного центра «Сириус»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте