Вятский государственный гуманитарный университет – это не только alma mater для десятков тысяч студентов, не только «храм науки», но еще и одна из ведущих образовательных и научных площадок Вятско-Камского региона. За последние годы ВятГГУ стал одним из символов Кирова, по которому город узнают и уважают. Почему? Возможно, причина этого кроется в серьезных научных исследованиях, которые постоянно ведутся в университете, а также – в уровне подготовки специалистов, ежегодно выпускающихся из стен вуза, возможно – в современнейшей материально-технической базе ВятГГУ и в уникальной атмосфере единения и согласия, издавна царящей в гуманитарном университете. Но, скорее всего, популярности ВятГГУ среди абитуриентов и его известности в научных кругах способствует каждый из этих факторов.
Первый в области
ВятГГУ – старейший вуз на территории Кировской области. Он ведет свою историю с 1 июля 1914 года, когда в Вятке был открыт Учительский институт. В течение первых четырех лет институт не давал законченного высшего образования, но уже в 1918 году он был реорганизован в высшее учебное заведение и стал называться Педагогическим институтом. В течение последующих лет институт постоянно развивался: вводились новые специальности, создавались новые факультеты и кафедры, начала работать аспирантура, открывались новые корпуса…
Эффективная деятельность педагогического института была оценена по достоинству, и в 1995 году ему был присвоен статус университета. А уже в 2002 году приказом Министерства образования РФ ВГПУ был переименован в Вятский государственный гуманитарный университет. В этом – немалая заслуга нынешнего ректора ВятГГУ Владимира Степановича Данюшенкова, профессора, академика АСПН РАЕН, который руководит вузом с 1999 года, а в 2004 году был переизбран на должность ректора.
День сегодняшний
С 1999 года начался новый этап в развитии университета, связанный с переходом вуза на гуманистическую духовно-нравственную парадигму системы образования, направленностью на подготовку специалистов гуманитарного профиля.
ВятГГУ ведет образовательную деятельность по 109 специальностям высшего, среднего, послевузовского, дополнительного и начального профессионального образования. По 96 специальностям образовательные программы уже успешно реализуются.
Сейчас в структуру университета входят семнадцать факультетов, обеспечивающих подготовку кадров по 41 специальности высшего профобразования. В ВятГГУ работает факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
В 1995 году при университете открыт колледж, дающий среднее профобразование по восьми специальностям.
Особое место в структуре вуза занимает центр довузовской подготовки, в который ежегодно приходят полторы тысячи будущих абитуриентов. В составе центра – открытый лицей, научное общество учащихся «Вектор», координационный центр программы «Шаг в будущее», центр дополнительного образования одаренных школьников, вечерние и заочные подготовительные курсы. Старшеклассники могут познакомиться с вузом еще до того, как станут его абитуриентами. В составе ВятГГУ действуют три филиала в Кирово-Чепецке, в Вятских Полянах и в Ижевске и шесть представительств (они открыты в Зуевке, Котельниче, Лузе, Омутнинске, Советске, Сыктывкаре и Уржуме).
В структуру университета входит аспирантура по двадцати девяти специальностям в одиннадцати отраслях наук, докторантура по трем специальностям и 22 лаборатории НИР.
Все больше корпусов…
ВятГГУ заслужил репутацию самого «строящегося» университета в городе. В 2003 г. был введен в эксплуатацию новый учебный корпус (общей площадью 6683 кв. м.) – шестиэтажное бело-голубое здание, в котором «прописались» администрация университета и три факультета: культурологический, филологический и социально-гуманитарный. С 2000 г. ведется капитальный ремонт трех «старых» корпусов вуза, которые в результате приобретают современный вид и становятся более уютными и удобными.
В октябре 2003 года открылось новое здание фундаментальной научной библиотеки ВятГГУ, в котором кроме читальных залов есть зал информационных ресурсов, оснащенный новейшим оборудованием и обеспечивающий посетителям доступ к интернету, электронной почте, правовым базам данных и электронным библиографиям.
Наука – прежде всего
Качественное университетское образование невозможно без науки. Этому тезису гуманитарный университет старается неукоснительно следовать.
В последние годы в научно-исследовательской деятельности ВятГГУ можно выделить восемнадцать основных научных направлений, которые по своим характеристиками приближаются к статусу научной школы. Проблемы организации, состояния и повышения качества научно-исследовательской работы постоянно обсуждаются на заседаниях ученого совета университета, а также на заседаниях экспертного научного совета. Постоянно издается научная и учебная литература, вышедшая из-под пера сотрудников университета, здесь регулярно проводятся научные и научно-методические конференции, семинары, симпозиумы, в том числе международные, а многие преподаватели ВятГГУ ежегодно выступают с докладами на конференциях разного уровня за пределами университета.
Сегодня в структуру вуза входят двадцать две научно-исследовательские лаборатории, за последние пять лет созданы четыре научные лаборатории, в том числе – лаборатория проблем дошкольного образования, лаборатория изучения вятских говоров и фольклора, Центр изучения проблем толерантности и лаборатория биомониторинга.
Сравнительно недавно у университета появилось еще несколько инновационных структур: Центр информационных технологий, Научная фундаментальная библиотека и особая гордость ВятГГУ – Центр педагогических исследований РАО по проблемам малокомплектной сельской школы.
Для сельской школы
Проблема сельской школы – одна из наиболее болезненных в образовательной системе Кировской области. Именно сельская школа на сегодняшний день оказалась в самом невыгодном положении, хотя на государственном уровне была разработана программа ее поддержки. К сожалению, эта программа оказалась неэффективной, и от большей части ее положений пришлось отказаться.
В Кировской области более 650 сельских школ, но их количество постоянно сокращается. Наиболее распространенным типом сельского образовательного учреждения становится малокомплектная школа – с контингентом учащихся до ста человек. Проблемы у кировских сельских школ – такие же, как и в других регионах России. Главная из них – недостаточное финансирование и, вследствие этого, проблемы с кадровым потенциалом и материально-технической базой. Остро стоит и проблема развития современных коммуникаций.
Можно утверждать, что малочисленная сельская школа стала специфической чертой российской системы образования и на сегодняшний день является самым сложным объектом преобразований. К сожалению, в последнее время в обществе формируется взгляд на сельскую школу как на финансовозатратный объект, который легче закрыть, чем пытаться спасти. Но допустить, чтобы сельские школы закрывались, нельзя. На протяжении десятилетий школа на селе выполняла роль основного образовательного и культурообразующего фактора, именно она формировала моральный образ сельского жителя. Потерять сельскую школу – значит сознательно лишить российскую деревню будущего.
Сегодня политику в отношении сельских школ каждый регион формирует самостоятельно, поскольку единая идеология в этой сфере отсутствует. Региональная наука оказалась близка к сельской школе, ей понятны проблемы и трудности села. Кроме того, она гибко реагирует на запросы дня и чутко чувствует перспективу образования в сельской местности. Сейчас по проблемам сельской малокомплектной школы работают ученые Ярославля, Калуги, Арзамаса, Пскова, Смоленска, Орла.
Вятский государственный гуманитарный университет, как один из ведущих в области педагогического знания, тоже ведет серьезные исследования по проблеме сельской школы под непосредственным руководством ректора университета профессора Владимира Данюшенкова.
В ВятГГУ ищут неоспоримые обоснования инновационных технологических подходов к обучению в сельских учебных заведениях, и единственный путь повышения качества образования ученые гуманитарного университета видят в переходе к эффективным образовательным методикам. Исследователи проблемы настаивают на том, что необходимо сделать обучение на селе личностно-ориентированным, придать учебно-воспитательному процессу более системный и деятельностный характер. Это, надеются специалисты ВятГГУ, позволит хотя бы приблизить сельскую школу к выходу из кризиса.
Внедрение методических новшеств в учебный процесс невозможно без предварительной подготовки преподавателей. Поэтому в университете была разработана комплексная программа переподготовки и повышения квалификации учителей сельских школ.
Исследования по проблеме малокомплектной школы ведутся в гуманитарном университете в рамках научных программ Министерства образования и науки РФ уже в течение семи лет, и специалисты ВятГГУ надеются, что они помогут успешной модернизации малочисленной школы региона, ее сохранению и дальнейшему развитию.
В 1991 году была создана экологическая лаборатория. Она занимается проблемами экологии Кировской области. В 1996 году в лаборатории была разработана программа региональной системы комплексного экологического мониторинга. В 1998 г. экологическая лаборатория ВГПУ стала головной организацией для обеспечения научного сопровождения работ, проектирующих объекты по уничтожению химического оружия в Кировской области. А в июне 2000 года на базе экологической лаборатории была создана научно-исследовательская лаборатория биомониторинга как структурное подразделение Института биологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (г. Сыктывкар). Это стало очередным подтверждением того, что интеграция научного потенциала гуманитарного университета и академической науки с каждым годом идет все эффективней, и все тесней становится взаимодействие вуза и Академии наук.
За тринадцать лет своего существования лаборатория выиграла несколько грантов и конкурсов самого высокого уровня. Например, осенью прошлого года руководителю лаборатории профессору Тамаре Яковлевне Ашихминой вручили диплом второй степени I Национальной экологической премии «ЭкоМир» – конкурса, который обещает стать одним из престижных среди отечественных экологов.
В ноябре 2004 года лаборатория биомониторинга под руководством Тамары Ашихминой на базе Вятского государственного гуманитарного университета организовала проведение III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы регионального экологического мониторинга: инновационные модели в экологическом образовании»; Всероссийский научный семинар «Современные проблемы биоиндикации и биомониторинга» и II Межрегиональное совещание по проблемам обеспечения экологического мониторинга природных сред в районах расположения объектов по уничтожению химического оружия.
Университет пользуется признанием не только в России, но и во всем мире, о чем свидетельствуют тесные связи ВятГГУ с зарубежными партнерами.
Преподаватели и студенты проходят стажировку в зарубежных университетах, в ВятГГУ не редки международные конференции и семинары.
В октябре 2004 г. в стенах университета состоялся учебно-отборочный семинар по теме «Вступление России в ВТО». Семинар проводила автономная некоммерческая организация «Японский центр». Участниками семинара, кроме японской стороны, стали сорок специалистов-менеджеров (в том числе двое из Татарстана), каждый из которых – выпускник Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства, действующей с 1996 года.
А с 6 по 11 декабря 2004 г. в Вятском государственном гуманитарном университете проходил семинар для российских тьюторов по проблеме предотвращения жестокости в детской среде. Университет был выбран в качестве всероссийской базовой площадки по этому вопросу.
Как считает Владимир Степанович Данюшенков, этот семинар станет далеко не последним мероприятием в рамках программы по предотвращению детской жестокости.
В ВятГГУ уже несколько лет действует Студенческое научное общество, работают научные кружки, постоянно проходят студенческие олимпиады, конференции, выставки. Студенты гуманитарного университета ежегодно участвуют в региональных и всероссийских олимпиадах по предметам. Кроме того, каждый год в ВятГГУ проводятся Дни студенческой науки, в рамках которых проходит I тур Всероссийского научного конкурса на лучшую научную работу студентов.
За кем будущее?
Хочется верить, что будущее – за университетами, в которых главное внимание уделяется духовному росту студентов, которые развивают именно гуманистическое направление и в которых образовательная среда позволяет, по словам ректора Владимира Данюшенкова, сохранять нравственные, культурные и национальные ценности. А все эти качества присущи Вятскому государственному гуманитарному университету, который уже много лет обеспечивает подготовку педагогических, гуманитарных и научных кадров не только для Кировской области, но и для всей России.
Комментарии