В новом учебном году в школах Новгородской, Ярославской, Тульской областей, Луганской Народной Республики, Чеченской Республики и Республики Мордовия начнется апробация системы оценивания поведения учащихся. Промежуточные результаты пилотного проекта и перспективы дальнейшего внедрения подобной системы оценки в других регионах будут вынесены на обсуждение с профессиональным сообществом и родительской общественностью.

«В новом учебном году мы начинаем апробацию системы оценивания поведения учащихся. Это важный шаг в формировании комплексного подхода к воспитанию и образованию. Это правильная инициатива, которая требует обсуждения совместно с экспертами, педагогами, родителями. Наша общая задача – создать комфортную и мотивирующую среду для развития каждого ребенка», – сообщил Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Проект федерального закона предусматривает, что выставление оценок за поведение учащихся в рамках программ начального, основного и среднего общего образования должно быть в компетенции образовательной организации. Также предлагается, чтобы общие требования к выставлению оценок успеваемости и поведения учащихся при реализации этих программ устанавливались федеральным органом, отвечающим за государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере общего образования.
За последнее время в России было принято несколько ключевых законов, нацеленных на совершенствование воспитательной системы для учеников образовательных учреждений.
Руководитель Федерального координационного центра по обеспечению развития психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО Московского государственного психолого-педагогического университете, доктор психологических наук, кандидат социологических наук, доцент, член-корреспондент РАО Ольга Ульянина прокомментировала нововведение:
Вопрос о дисциплине и поведении в школах актуален всегда, и в последние годы он, возможно, обострился из-за различных социальных факторов, влияния цифровой среды. Введение мер, направленных на улучшение школьной среды, кажется своевременным с точки зрения реакции на существующие вызовы.
От нововведения ожидается ряд эффектов, главный из которых – создание дополнительного инструмента для диагностики, обратной связи и, возможно, мотивации в сфере школьной дисциплины и социального поведения – будут критически зависеть от качества разработки критериев и методики применения.
При этом если проект будет реализован правильно, с акцентом на поддержку дисциплины, воспитание, защиту от буллинга, главный ожидаемый положительный эффект может заключаться в следующем:
1. Повышение прозрачности ожиданий: четкие критерии поведения (если они будут разработаны) могут помочь учащимся и родителям лучше понять, какое поведение считается приемлемым и желательным в школе.
2. Инструмент обратной связи: оценка может стать источником обратной связи для родителей о поведении ребенка, дополняя академическую успеваемость.
3. Выявление проблем: низкая оценка за поведение может служить сигналом для школы и родителей о том, что у ребенка есть трудности с адаптацией, социализацией или саморегуляцией, требующие внимания и поддержки.
4. Поощрение позитивного поведения: возможность получить хорошую оценку может мотивировать некоторых учащихся к соблюдению правил и проявлению просоциального поведения.
Кроме того, критерии оценивания поведения должны описывать именно наблюдаемые действия, важно снижение субъективности за счет ориентации на конкретных факторах, акцент должен делаться не только на отсутствие негативного поведения, но и на наличие позитивного. Критерии также должны учитывать возрастные особенности обучающихся и отражать заявленные цели проекта, быть понятны всем участникам образовательного процесса.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что Минпросвещения подготовит законопроект о введении оценки за поведение в школах. Министр просвещения Сергей Кравцов заявил на расширенном заседании рабочей группы СПЧ по образованию, что ведомство поддерживает введение оценки за поведение в школах.
Комментарии