search
main
0

Секреты успешного проведения онлайн-мероприятия

А вы заинтересованы в высочайшем уровне проведения своего онлайн-мероприятия любого масштаба? Сейчас мы выходим на новый уровень общения в педагогическом сообществе. Учителя стали больше проводить времени онлайн, и это не только проведение дистанционных уроков, но и просмотр профессиональных сообществ в социальных сетях, участие в вебинарах и мастер-классах с целью освоения новой технологии или интернет-инструмента.

 

Для сплочения педагогического сообщества, для обмена опытом между учителями, для живого общения друг с другом были разработаны и реализованы интерактивные марафоны «Сити-марафон онлайн» и «Сити-марафон онлайн 2.0».

В этой статье мы хотим поделиться секретами проведения онлайн-мероприятий межпланетного масштаба, которые вы сможете использовать для своих конференций, мастер-классов, родительских собраний, которые проводите онлайн для любой аудитории – детской или взрослой.

Каждое мероприятие онлайн – это спектакль! У нас не будет второго шанса произвести первое впечатление. И даже если каждый день мы будем вести вебинар по одной и той же тематике, это никогда не будут одинаковые вебинары, так же как и урок по одной теме, проведенный одним учителем в разных классах.

Приглашаем вас в онлайн-театр МЦРКПО!

 

Секрет 1. «Часть корабля, часть команды…»

Для того чтобы онлайн-мероприятие состоялось без сбоев и заминок, необходима слаженная работа нескольких человек – команды. На экране вы видите одного ведущего со своей презентацией, но в то же время там, за монитором, несколько человек поддерживают его выступление.

Опытным путем мы выяснили, что на онлайн-мероприятии любого масштаба (от занятия на курсах повышения квалификации с аудиторией в 30 человек до мастер-класса планетарного масштаба, который транслируется на YouTube) нам необходимы исполнители следующих ролей:
1) дирижер – тот, кто открывает онлайн-конференцию и поддерживает ее работоспособность на протяжении всего мероприятия, у него же находятся все ссылки и пароли, необходимые для входа на конференцию, он же организует прямую трансляцию мероприятия на YouTube;
2) билетер – тот, кто запускает участников мероприятия на конференцию, особенно эта роль важна, если круг участников ограничен, он же пишет приветственные сообщения в чат до начала мероприятия, чтобы коллеги не терялись, он же помогает участникам настроить звук, если возникают проблемы;
3) ведущий – тот, кто приветствует коллег, рассказывает об основных правилах участия в вебинаре или цикле вебинаров, помогает выступающим отвечать на вопросы коллег в чатах, создает теплую, дружескую атмосферу на конференции, в цикле мероприятий, является тем самым знаменосцем, которого можно обо всем спросить, в том числе в частных сообщениях;
4) выступающие или актеры – знатоки вопроса (тематики мероприятия), те, кто непосредственно рассказывает что-то новое, объясняет, как работать в той или иной программе, готов давать ответы на содержательные вопросы (типа «почему у меня ссылка не копируется?» или «а где тут можно изменить цвет поля?»), находится непосредственно в кадре, живо реагирует на запросы участников мероприятия, готов выйти за рамки запланированного действа;
5) аниматор – тот, кто запускает материалы выступающих: презентации, онлайн-документы, опросы, викторины, интерактивные упражнения и прочие онлайн-активности, да-да, чтобы актер мог взаимодействовать с публикой, чутко ловить ее настроение, он не должен отвлекаться на переключение слайдов или на запуск викторины в kahoot!;
6) суфлеры – те, кто отвечают на распространенные вопросы зрителей в чатах на YouTube, например: «А в какой программе мы работаем?», «А презентацию эту вышлют потом на почту?»;
7) зрители – да-да, на онлайн-мероприятии нужны «профессиональные зрители», содержание их роли вы поймете из последующих секретов;
8) режиссер – тот, кто держит в голове всю концепцию мероприятия, может делать содержательные поправки выступлений, выстраивает логику, последовательность выступлений и активностей.

 

Секрет 2. Нам нужен план

План мероприятия обсуждается со всей командой. Что необходимо определить во время этого мозгового штурма:
1) тематику мероприятия или каждого мероприятия в цикле мероприятий: тема должна быть простой и понятной, но в то же время содержать элемент новизны (новый инструмент, новая технологий, новый способ применения уже известного, новая методика);
3) тайминг мероприятия: сколько длится каждое выступление, сколько времени отводится на вопросы, на оргмоменты (слова ведущего);
4) кто какую роль будет играть;
5) для выступающих: сценарий выступления, содержание презентации, включение активностей (см. секрет 4).

 

Секрет 3. Правила поведения на онлайн-мероприятии

Понятие «цифровой этикет» появилось не так давно. И в какой-то мере мы уже знаем, как вежливо отвечать на электронные письма и сообщения в мессенджерах и каких правил придерживаться при комментировании публикаций в соцсетях. А вот правила поведения на онлайн-мероприятиях складываются сейчас, в настоящее время.

Команда, которая организует трансляцию, демонстрирует правильное поведение на онлайн-конференции: камеры включены, люди заинтересованно слушают, отвечают в чатах на вопросы выступающего, принимают участие во всех активностях! Вот для чего нужны «профессиональные зрители»!

 

Секрет 4. «Разогрев» публики на мероприятии

Все преподаватели здорово умеют в офлайн-формате работать с публикой и работать на публику! Эти умения начинают оттачиваться с самого первого урока, с первого проведенного родительского собрания, с первого выступления на методической конференции… А в 2020 году у всех учителей и преподавателей в мире появилась возможность развить навыки онлайн-преподавания. На самом деле все, что было важно в очной работе с аудиторией, перешло и в дистанционное взаимодействие: красивый внешний вид, выразительный голос при выступлении, мимика, блеск глаз, видимое желание поделиться важной и нужной информацией с аудиторией… В общем, харизма никуда не исчезает, выступающий/учитель/преподаватель в целом продолжает делать то, что он делал всегда. Другой вопрос – а чем занята публика по другую сторону экрана? Функциональные возможности онлайн-конференций позволяют участникам отключить микрофон и свое видео. Так можем ли мы быть тогда уверены, что они слушают нас, понимают, готовы применить полученные знания и навыки в самое ближайшее время?.. Это риторический вопрос, ведь, даже работая с аудиторией вживую, невозможно точно сказать, кто слушает вас в конкретный момент, а кто обдумывает меню ужина на сегодня и завтра. Что можно сделать, чтобы пробиться к людям сквозь пространство, как сделать так, чтобы твое выступление запомнилось в конце концов?

На онлайн-марафонах МЦРКПО мы используем следующие лайфхаки для разогрева публики, для ее вовлечения в происходящее.

4.1. Работа с чатами: простые вопросы. Во время своего выступления преподаватели «тревожат» коллег вопросами и просят ответить в чаты: поставить «+», «-», «да», «нет».

4.2. Во время выступления несколько раз, 2-3, задавать вопросы для обсуждения и приглашать людей включить микрофоны и ответить на них. Честно, это не всегда срабатывает, но если раз за разом на каждом мероприятии просить сделать это, коллеги начнут откликаться и проявлять солидарность, ведь они понимают: нет ничего хуже, чем задавать вопросы аудитории и не получать никакой реакции, никакого ответа.

4.3. Выполнение интерактивных упражнений индивидуально и с комментариями. Наверняка знакомый вам сервис для создания интерактивных упражнений learningapps.org отлично подходит для использования на онлайн-мероприятиях. Создается упражнение, а во время выступления на экран выводится QR-код, а в чаты кидается ссылка на него (суфлеры!). Далее выступающий предлагает зрителям пройти упражнение индивидуально и написать в чате, сколько было ошибок, а также приглашает одного из зрителей выполнить это задание на экране, рассуждая вслух. Иногда, если отвечающий допустил много ошибок, вызывают следующего человека. Конечно, акцент на ошибках не делается, наоборот, всегда подчеркивается, что это обучение, что так и надо!

4.4. Опросы… О! об этом можно написать очень много, но попробуем все-таки уложиться в формат статьи. После проведения большого количества мероприятий у нас есть своеобразный рейтинг инструментов опроса, который с удовольствием представляем вам:
1) встроенный в сервис проведения онлайн-конференций инструмент опроса (например, в Zoom) – вполне работающий вариант, но количество символов в поле для ответа ограничено, результаты отображаются не слишком читабельно, смешано все в одном – и линейчатая диаграмма, и проценты, нет возможности указать правильный ответ (если того требует сценарий мероприятия);
2) сервис для проведения онлайн-викторин Kahoot! – замечательный инструмент с возможностью отображения набранных участниками очков после каждого вопроса (так называемая leaderboard), предполагается, что участники дают ответы с помощью своих мобильных телефонов, можно создавать вопрос по визуальному материалу, недостаток – ограниченный функционал в версии Free;
3) сервис для проведения опросов Mentimeter: интерфейс очень похож на интерфейс программы для создания презентаций, есть возможность в бесплатной версии не только использовать тип вопроса «множественный выбор», но и «облако слов», к тому же есть возможность создать викторину – режим Quiz Competition, – как в kahoot!, с использованием leaderboard.

Опросы, а в особенности те, результаты которых можно красиво представить на экране, необычайно оживляют ситуацию на онлайн-конференции. По опыту, обычно откликаются на опросы около 80% аудитории, еще 3-5 человек не могут войти в опрос (не понимают, что такое QR-код, не могут перейти по ссылке, выходят на конференцию с телефона и поэтому QR-код считать не могут, так же как и найти чат конференции в мобильном приложении), но ответов обычно хватает, чтобы прокомментировать результат, оценить его и в случае необходимости оперативно внести изменения в выступление.

5. Онлайн-доски. Онлайн-досок много, но на наших мероприятиях мы чаще всего используем MIRO. Функциональные возможности бесконечной доски MIRO позволяют создавать независимые области для работы frame, на которых мы практически размещаем «игровые» поля: размечаем с помощью цветных блоков места для обсуждения, пишем вопросы, размещаем фото- и видеоконтент. Кстати, как раз при работе с доской MIRO требуются «профессиональные зрители», по сигналу выступающего участники мероприятия расходятся по группам (функционал Zoom: сессионные залы) и начинают работать каждый со своей частью MIRO, а «зрители» становятся модераторами и направляют дискуссию, поясняют задание, помогают разобраться с самой доской (как оставить заметку, как написать текст, как вставить кар­тинку).

 

Секрет 5. «Мы строили, строили… и, наконец, построили»

Пожалуй, самый главный секрет! Слаженность, четкость на онлайн-мероприятиях достигается репетициями. Команда репетирует несколько раз, включая генеральную репетицию в день выступления. Нет ничего более удачного, чем импровизация, подготовленная заранее!

Еще больше «фишек», лайфхаков, секретов можно узнать, просто посетив наши мероприятия.

Регистрируйтесь, присоединяйтесь, расскажите коллегам!

Юлия ФЕДОРОВА, начальник управления МЦРКПО;
Татьяна ИЛЬЧЕНКО, заведующий сектором МЦРКПО

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте