Когда-то и я была молодым педагогом. Не скрою, поначалу было очень трудно: написание планов, подготовка и проведение разнообразной деятельности, овладение педагогическими методами и приемами, общение с такими разными детьми и их родителями – все это нередко вызывало трудности. Но меня всегда окружали знающие и опытные педагоги-коллеги, у которых я перенимала полезный педагогический опыт.
А теперь, спустя годы, я сама стала педагогом-наставником. Это повод взглянуть на свою профессию со стороны, попытаться осмыслить ее важность для себя, значимость для других людей. Говорят, что труд учителя – удел энтузиастов, которые с детства видели себя в роли наставника, мечтали сеять разумное, доброе, вечное…
На мой взгляд, наставник не должен творить копию себя, он должен уважать индивидуальность, делиться тем, что накопил. В своей наставнической деятельности я предпочитаю коучинговый подход, в котором осуществляются поиск совместных решений, установка мотивации, достижение нужной цели в работе и в жизни, установление партнерских отношений, вдохновляющие на собственные решения поставленных задач.
Очень важно дать понять молодому коллеге, студенту, что ты не стоишь на вершине той самой горы, на которую ему только предстоит взобраться, не увлекать его на путь, уже пройденный тобой, а дать возможность сделать это самостоятельно: найти свою «гору», свой путь к успеху. Главное – сам! Моя задача как наставника – быть рядом, вовремя прийти на помощь, поддержать. И тогда полученное педагогическое образование обязательно воплотится в профессиональное умение.
Однажды встав на стезю педагога, назад уже не вернешься. Можно двигаться только вверх, к самосовершенствованию. Важным качеством личности педагога, по моему мнению, является наполненность жизненной силой: быть интересным для окружающих и оставаться таким всегда, быть генератором идей и задумок.
В ходе педагогической практики молодого педагога я обратила внимание, что большая часть ее времени уходила на подготовку к образовательной деятельности, и, как следствие, возникали перенапряжение, усталость, угасал интерес к работе. Вот с решения этой проблемы и началась наша работа, так как считаю своей задачей дать практиканту инструментарий для самостоятельного проектирования НОД, отвечающего современным требованиям.
Во-первых, у молодого воспитателя вызвало затруднение составление ежедневного и тематического планирования, которое обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
С этой целью совместно с практиканткой была подробно изучена программа, даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении ежедневного планирования. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе и на разработку тематического планирования с определением основных видов образовательной деятельности воспитанников.
Здесь моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению плана, так как это является индивидуальным инструментом педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные средства, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего современным требованиям.
Во-вторых, определенные затруднения у начинающего педагога вызвал процесс проектирования НОД, соответствующего принципам ФГОС.
С целью решения данной проблемы были проведены консультации. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современной ОД воспитатель – соавтор образовательного продукта, а воспитанник – активный участник образовательного процесса, деятель. Именно поэтому упор был сделан на такие этапы занятия, как:
– создание проблемной ситуации воспитателем и формулирование проблемы воспитанниками;
– актуализация воспитанниками своих знаний;
– поиск решения проблемы воспитанниками;
– применение знаний воспитанниками.
Кроме того, нами были рассмотрены современные образовательные технологии, методики и результаты их применения, формы работы с обучающимися на занятиях, система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов НОД и конструирования учебного материала.
В процессе работы молодому педагогу были предложены опорные таблицы, позволяющие правильно спроектировать образовательную деятельность. Совместно были разработаны отдельные занятия по ознакомлению с окружающим миром, по художественной деятельности, по ФЭМП и развитию речи.
Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу второй недели практики у молодого педагога возник свой стиль ведения НОД, способствующий формированию у дошкольников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения.
Я с уверенностью могу сказать, что работа с молодыми педагогами помогает мне согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи с коллегами, делает меня владельцем секретов мастерства и опыта, накопленного педагогами нашего дошкольного отделения.
Начинающие работать в системе ДОУ коллеги в свою очередь привносят в мои профессиональные знания свои новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулируют меня к повышению уровня педагогической компетентности. А ведь учиться никогда никому не поздно!
Елена СИНЯЕВА, воспитатель школы №1551
Комментарии