Прежде чем говорить с детьми о законах, об их необходимости, о том, как они регламентируют, упорядочивают нашу жизнь, я объясняю своим третьеклассникам потребность в определенных правилах в классе, школе и, естественно, в семье.
Прошу ребят назвать школьные правила, которые им известны. Они перечисляют: оставлять верхнюю одежду и обувь для улицы в раздевалке, не входить в класс после звонка, не приносить на урок игрушки и другие посторонние предметы, не мешать учителю вести урок, не мешать отвечать другим ученикам и т.д. Я предложила каждому представить себе такую картину: чтобы было бы, если бы никто не знал этих правил или не хотел их исполнять. Один мальчик рассказал об этом так.
“Ученики приходят в класс в пальто, шапках, грязной обуви. Приносят на урок кошек, попугаев, машинки, кукол. Все кричат, ходят по классу. Одни появляются до звонка, другие – в середине урока, третьи – в самом конце, и учитель не ведет урок от звонка до звонка, а как вздумается…”
Затем мы стали сообща составлять правила для нашего класса, в которых нужно было предусмотреть все стороны жизни, чтобы все в коллективе чувствовали себя комфортно. Вот по каким нормам хотели бы жить мои ребята: называть друг друга только по именам, не употреблять кличек, не брать ничего у одноклассников без спроса, навещать друг друга во время болезни, поддерживать чистоту и порядок в классе, не грубить учителю. Затем они придумали правила для учителя: не сообщать плохих оценок по письменным работам перед всем классом, не писать замечаний в дневниках, не говорить плохо о ребенке родителям в присутствии других родителей. Называть всех детей только по именам, не говорить обидные слова: “ты недотепа”, “ты лентяй”, “ты неряха” и т.д. Относиться ко всем ровно, непредвзято.
Когда весь свод правил обсудили и утвердили, я спросила учеников: какие меры наказания, принуждения, по их мнению, следует применять к тем, кто все-таки нарушит одно из правил, в составлении которых участвовал сам. Причем я предупредила ребят о том, что наказание это не должно вызывать страх, а лишь воспитывать уважение к нашим нормам поведения. Прежде чем наказывать, подчеркивала я, нужно выяснить, по какой причине правило было нарушено. Сначала было решено, что я буду снижать оценку по поведению. Но мне хотелось, чтобы учитель здесь не был главным судьей и чтобы последнее слово оставалось за классом, но при этом каждый должен стремиться быть справедливым.
На одном из классных часов ребята предложили ввести карточки: красные и синие. Синие вручались тем, кто помог товарищу предотвратить какое-то нарушение, красные (сигнал тревоги) получал “нарушитель”. Однажды я нечаянно повысила голос на одного ученика и тут же попросила для себя красную карточку. С тех пор моему примеру ребята тоже сами стали брать карточки, нарушив какое-то правило. А дальше они сами же рассказывали о своих проступках на классном часе, причем без принуждения. Так воспитывается у детей чувство ответственности за свое поведение. Они всеми силами стараются, чтобы красные карточки так и оставались бы лежать в коробочке, в шкафу, никому из них не достались.
Со временем мы наши правила несколько изменили. Было, например, разрешено во время урока ходить по классу, но совершенно бесшумно и не всем одновременно. Или ввели такой пункт: во время “мозгового штурма”, работы групп никто не может смеяться над чужими предложениями, высказываниями, насколько бы нелепы, несуразны они ни были. В следующем году мы снова вернулись к нашему своду правил и опять подвергли их корректировке.
Собираясь, скажем, в поход или на экскурсию, мы опять обсуждаем нормы поведения ребят в лесу или в музее. Детям это нравится. Так они сами приучают себя жить в коллективе, в демократическом сообществе.
Елена ВЕНЕЦИАНОВА,
учитель начальных классов
Московская область
Комментарии