Об особенностях природного и культурного богатства России, которые отражают уникальность страны, расскажут школьникам на очередном занятии «Разговоры р важном» 13 февраля.
Занятие призвано вызвать чувство сопричастности к значимости России в мире, желание сохранять и развивать природный и культурный потенциал страны, а также сформировать такие ценности, как патриотизм, любовь к Родине, служение Отечеству. Необходимые для занятия материалы – видеофрагменты, презентации, постеры, интерактивные задания и сценарий – представлены на сайте проекта.
1–2 классы
В начале урока детям покажут видео, которое расскажет о том, какие уникальные природные и культурные объекты, достижения российских ученых и писателей известны миру и обеспечивают авторитет страны. Последующее выполнение интерактивного задания «Путешествие по России» расширит кругозор ребят. Воображаемая экскурсия с представлением башен Московского Кремля, основных достопримечательностей Санкт-Петербурга и многого другого познакомит их с наиболее значимыми объектами России.
Так, дети узнают, что самое большое количество вулканов и гейзеров расположено на полуострове Камчатка. Здесь находятся 300 потухших вулканов и 29 действующих, среди которых самый большой в Евразии — Ключевская сопка (высота 4750 м).
Ребятам также расскажут, что Байкал относится к числу самых древних водоемов нашей планеты. Возраст этого озера насчитывает 25 миллионов лет. Оно самое глубокое на планете и отличается уникальным растительным и животным миром. Байкальская нерпа — это вид тюленя, который встречается только на Байкале.
При выполнении интерактивного задания «Башни Московского Кремля» школьники, в частности, узнают, что, по легенде, название Боровицкой башни происходит от названия одного из семи холмов, на котором стоит Москва. Боровицкие ворота – это единственные постоянно действующие проездные ворота Кремля. Троицкая башня – главная башня на западной стороне. Высота башни со стороны Александровского сада составляет 80 м (вместе со звездой).
Помимо природных особенностей и архитектуры нашу страну делают уникальной и те открытия, которые совершили в разное время российские ученые и исследователи, и те достижения, которые прославили Россию. Школьникам напомнят, что самым первым нашим космическим достижением стал запуск в 1957 году искусственного спутника Земли – Спутника №1. Именно этот небольшой шар открыл «космическую эру» в истории человечества. Речь также будет идти о спортивных достижениях, о культуре и искусстве.
3–4 классы
Школьникам напомнят, что Россия – это союз многих народов и культур, это многие поколения ученых и писателей, воинов и обычных людей, которые свои знания и труд посвятили служению Родине. И именно благодаря труду каждого из нас Россия становится сильнее и богаче. Это самая большая по своей территории страна в мире. Чтобы добраться от Москвы до Владивостока на поезде необходимо не менее 6 суток проехать по одной из самых протяженных железных дорог в мире.
Учитель расскажет, кто такие первооткрыватели и первопроходцы. Первооткрыватель – человек, открывший что-то новое, а первопроходцами называют людей, которые проложили новые пути, открыли новые земли. К началу 17 века благодаря усилиям первопроходцев к России были присоединены новые территории, основаны новые поселения, которые позже стали центрами Восточной Сибири и Дальнего Востока. Два деревянных парусных шлюпа «Восток» и «Мирный» под управлением Беллинсгаузена и Лазарева совершили экспедицию к Южному полюсу и открыли неизвестный материк Антарктиду. Именем Беллинсгаузена названо море у берегов Антарктиды, большой ледник, имя Лазарева носит море у берегов Антарктиды, именами обоих мореплавателей названы полярные станции на Антарктиде.
Дети также узнают о первых беспосадочных перелетах через Северный полюс, о запуске в 1957 году искусственного спутника Земли, о спортивных достижениях, выдающихся деятелях культуры и искусства.
5–7 классы
На занятии ребятам напомнят о месте и роли России на мировой арене, о достижениях нашей страны, оказавших значительное влияние на мировую культуру и науку, о событиях российской истории, изменивших мир.
Им предложат выполнить интерактивное задание «Россия в мире», состоящее из пяти тематических видеосюжетов, воспроизводиться которые будут нажатием на иконки: великая культура, великие открытия, высокие технологии, великие победы, великая страна. После просмотра видеоролика на экране появится основной вывод о роли России в мире по конкретному аспекту. Далее учитель организует с обучающимися беседу по предложенным вопросам.
Так, видеосюжет «Великие открытия» расскажет о великих открытиях и передовой науке. Он напомнит, что наши ученые положили начало освоению космоса и мирному использованию атомной энергии. Именно с их подачи был запущен первый космический спутник и создана первая в мире атомная электростанция.
В январе 1820 года Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев обнаружили шельфовый ледник на берегу Принцессы Марты, который впоследствии назвали Шельфовым ледником Беллинсгаузена. Тогда же они первыми увидели Антарктический полуостров и стали первооткрывателями нового материка. Поэтому 1820 год считается годом открытия Антарктиды.
В 1869 году Дмитрий Менделеев завершил работу над периодической системой химических элементов, или как мы ее знаем, над «Таблицей Менделеева». Он первый смог расположить химические элементы по рядам в порядке возрастания их массы, и сделал это так, чтобы они в одной колонке имели похожие химические свойства. Таблица Менделеева – и по сей день одно из величайших открытий, которое изменило мир.
Всемирная сеть, сотовая связь, навигаторы – стали возможными благодаря изобретениям Жореса Алферова. В 1963 году он создал полупроводниковый лазер, который используется везде: для считывания штрихкода на кассах в магазинах, для передачи сигнала по оптоволокну, что позволяет охватить мир сетью Интернет. А гетероструктуры, разработанные Алферовым, используют в мобильных телефонах.
8–9 классы
Школьникам 8–9 классов также расскажут о роли России в мире и ее достижениях. И предложат выполнить интерактивное задание «Россия в мире», состоящее из шести тематических видеосюжетов, которые воспроизводятся нажатием на иконки: великая культура, великие открытия, высокие технологии, великие победы, особая миссия, великая страна.
Например, видеосюжет «Великая культура» напомнит о произведениях российских писателей, композиторов и драматургов, которые стали общечеловеческим достоянием.
Так, по данным ЮНЕСКО, русский писатель Федор Достоевский является самым известным и одним из самых читаемых писателей в мире. Его книги не только читают, но и слушают более чем в 20 странах. Любят в мире и другого русского писателя – Льва Толстого. Он описывал то, что понимают и чувствуют люди во всем мире, говорил о традиционных ценностях. Его идеи и до сих пор близки каждому. Кроме того, Толстой – один из самых экранизируемых авторов в мире: только по роману «Анна Каренина» снято более 30 фильмов, существует 11 киноверсий эпопеи «Война и мир» и более 20 экранизаций романа «Воскресение».
Петр Чайковский, по данным ЮНЕСКО, считается одним из самых исполняемых в мире композиторов, поскольку его музыка не просто понятна, а по-настоящему близка людям разных национальностей, государств, вероисповеданий. Подсчитано, что каждые 6 минут на нашей планете исполняется какое-нибудь произведение Чайковского.
Видеосюжет «Современные технологии» продемонстрирует школьникам, что Россия – успешный экспортер высоких технологий XXI века. Среди них особое место занимает атомная энергетика. В настоящее время наша госкорпорация Росатом сооружает АЭС в 12 странах мира. И занимает первое место по числу подобных проектов строительства АЭС: 36 энергоблоков. Россия совершила мощнейший технологический прорыв, который решит проблемы человечества на 1 000 лет вперед. Наши атомщики запустили и успешно испытали реактор на Белоярской АЭС, который способен работать на ядерных отходах.
10–11 классы
Старшеклассникам также напомнят о месте России на мировой арене, о ее достижениях, которые повлияли на мировую культуру и науку. В интерактивном задании «Россия в мире» будут представлены шесть тематических видеосюжетов, которые посвящены культуре, открытиям, высоким технологиям, победам, особой миссии и величию страны.
Так, видеосюжет «Великие победы» напомнит, что Вторая мировая война завершилась полным разгромом фашистской Германии. И важнейшей ее частью стала Великая Отечественная война. Согласно статистике, Германия за годы войны с СССР потеряла 10 млн человек, в то время как потери нашей страны были значительно выше – 27 млн человек (большая часть – мирные жители: женщины, дети, старики) и одна треть национального богатства. В 1941 году, Советский Союз остановил непрерывное победное шествие вермахта по Европе.
В 1944–1945 годах Советский Союз осуществил освободительную миссию в Европе, окончательно разгромив фашистов на их территории. Таким образом, наша страна внесла наибольший вклад в победу и разгромила основные силы немецкой армии, определив этим полную и безоговорочную капитуляцию Германии.
Видеосюжет «Особая миссия» расскажет старшеклассникам, что после Второй мировой войны усилился процесс деколонизации. С 1943 по 1959 годы независимость обрели 20 стран. К 70-м годам XX века стали свободными от метрополий еще 50 государств. За весь этот период на месте колоний и политически зависимых стран возникло около 100 новых суверенных государств. Деколонизация не всегда шла мирным путем. Поддержка СССР дала мощный толчок национально-освободительному движению в странах Африки и Азии.
В 1960 году по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Документ осуждал колониализм как угрозу миру и провозглашал необходимость покончить с любыми его проявлениями. Согласно ему, колониальные державы должны были передать власть народам, которые населяли подконтрольные им территории в Азии и Африке.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что предыдущие занятия «Разговоров о важном» были посвящены таким темам, как День российской науки, цифровая гигиена. Школьникам также рассказывали о прорыве блокады Ленинграда, праздновании Рождества.
Комментарии