search
main
0

С миру по… фрагменту

Как согласовать пути школы и цивилизации?

Сегодняшние дети, да и вчерашние тоже, несомненно, обладатели клипового мышления. По крайней мере, это определение уже прочно вошло в психолого-педагогическую терминологию. Любопытно, что не остаются в стороне от размышлений на тему клипового мышления и такие учреждения культуры, как библиотеки. Например, в библиотеке имени В.И.Ленина Петроградского района Санкт-Петербурга даже состоялась лекция «Как не бояться клипового мышления? Про инфографику, фрагментарность и нашу культуру». Причем специалист по связям с общественностью библиотеки Снежана Мажекенова представила свой взгляд на проблему, в чем-то перекликающийся с наблюдениями педагогического сообщества, а в чем-то, без сомнения, спорный.

К примеру, девушка заметила, что она визуал, ей легче воспринимать информацию, глядя на нее, а не слушая. Поэтому в свое время она интересовалась инфографикой, в том числе интерактивной, где уже есть очень успешные и удачные проекты. Но однажды на форуме, среди участников которого были педагоги, ее спросили, не задумывается ли она о том, что инфографика помогает развивать клиповое мышление. Этот вопрос явился стимулом, для того чтобы библиотекарь серьезно задумалась о таком явлении, как клиповое мышление.
Как рассказала Снежана Мажекенова, термин «клиповое мышление» появился в середине 1990‑х годов. Если упрощенно, то он обозначает способность человека воспринимать мир посредством ярких образов, фрагментов текстов или фильмов. То есть человек воспринимает мир не целостно, а как цепь не связанных между собой событий. Примерно как в музыкальном клипе. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к другой, привыкает к быстрой смене сообщений, теряет концентрацию. Ему требуется постоянное обновление информационного поля. Хотя «экранные» люди были всегда. Люди стали мыслить фрагментарно, когда появились газеты. Клиповость восприятия информации продолжилась с развитием телевидения, радио и т. д., где темы и изображение могут совершенно не вытекать одно из другого и не быть связанными друг с другом. Но есть ключевое различие времени прошедшего с временем сегодняшним: раньше технологические изменения происходили постепенно и последовательно. Сейчас скорость появления новых технологий увеличилась в разы. Взрослые люди не успевают приспособиться. Способы получения информации отличаются даже у тех, у кого разница в возрасте составляет 4‑5 лет!
«Экранному» человеку трудно учиться в традиционной системе образования, ориентированной на тех, кто умеет и способен читать. Может, поэтому именно педагоги сопротивляются клиповому мышлению. Этому, по мнению специалиста, тоже есть свое объяснение. За пределами школы несоответствие культурных принципов поведения остается сглаженным. Скажем, если человек считает, что библиотека ему не нужна, то он в нее не ходит. В школе невозможно отказаться от чтения. Здесь культура предстает в форме административно-принудительной силы, и людей, не склонных к чтению, заставляют читать.

Но клиповое мышление соответствует той информационной среде, в которой обитает подросток. Хотим мы этого или нет, но цивилизация пошла по пути лаконичности информации. Бороться с клиповым мышлением – значит приспосабливать учеников не к реальности, а к системе образования, и это только закрепляет разрыв между школой и реальной жизнью. Школа предпочитает не сама изменяться, а вооружать учеников против реальности. Не нравится вектор развития цивилизации, но кто его может изменить? Школа? Тем более что нет доказательств, что люди такого нового, когнитивного, стиля интеллектуально неполноценны. Возможно, они выпадают из рядов тех, кто способен прочесть и осмыслить длинный линейный текст, но у них есть новые достоинства. Например, один из педагогов наблюдал за детьми, играющими в компьютерную игру. В ней были некоторые сюжетные тексты, однако дети их пролистывали. Зная типы игр, они просто искали инструкцию. Текст для них и был этой инструкцией, причем дети молниеносно выделяли то, что им нужно для следующего хода.

Клиповое мышление начало внедрение в нашу цивилизацию давно, и закончится оно не завтра. Оно представляет собой развитие одних когнитивных навыков за счет других. Как отмечают многие психологи, дети интернет-поколения способны к многозадачности. Это защищает их мозг от информационной перегрузки. Клиповое мышление, если к нему подходить с точки зрения новых возможностей человека, можно и нужно использовать в учебном процессе, считает Снежана Мажекенова.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Мнение эксперта

Ольга ДУБРОВА, педагог-психолог лицея №126 Калининского района:

– С появлением большого количества информации, с развитием электронных средств коммуникации возникла потребность в новых образовательных технологиях. Уже сейчас педагоги отмечают разницу по способу восприятия информации между современными учениками и учениками прошлых десятилетий. Феномен клипового мышления на сегодняшний момент изучен недостаточно. До сих пор возникают дискуссии в отношении самого термина «клиповое мышление». Мышление – это способность человека рассуждать, представляющая собой процесс отражения объективной действительности. А клиповое мышление – это восприятие мира через короткие яркие образы. И в этом случае правильнее говорить о новом, еще до конца не изученном способе восприятия информации, появление которого – это закономерный процесс развития человека.

В начальной школе увеличивается количество плохо читающих детей. Родители чаще стали говорить о нежелании ребенка читать. Но достаточно сложно определить, виной всему клиповое мышление или просто у ребенка нет примера для подражания, родителей он чаще видит с телефоном в руках, чем с книгой. Учащиеся средней и старшей школы проводят больше времени в виртуальной жизни, а в условиях реальности теряют навыки работы с текстом, плохо понимают прочитанный материал, с трудом устанавливают причинно-следственные связи. Несмотря на бесконечное количество текстов в сети Интернет, большинство из них не соответствуют стилю, языку и манере изложения данного материала школьником.

Конечно, есть и преимущества клипового восприятия информации. Такие ученики быстро переключаются с одного смыслового фрагмента на другой, быстрее реагируют, могут делать несколько дел одновременно. Несмотря на все противоречия, уже сейчас образовательный процесс выстраивается с учетом особенностей мышления и восприятия информации современными учениками. На начальном этапе обучения проводится диагностика развития психических процессов с целью дальнейшего развития внимания, восприятия, мышления, памяти. При изучении материала используются технологии геймификации, в процесс обучения включаются игры, которые мотивируют учеников, развивают логическое мышление. Для передачи большого объема информации педагоги используют ментальные карты, блок-схемы, графики. Практически на каждом уроке используются мультимедийные средства, обучающие фильмы и др.

Можно долго спорить о существовании клипового мышления, но уже сейчас важно учитывать особенности современных учеников. Педагогам необходимо соответствовать новым требованиям цифровой эпохи, нужно идти в ногу со временем, заниматься саморазвитием, осваивать новые образовательные технологии, делать уроки интересными и отличными от других.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте