Большинство учителей российских школ хорошо владеют информационно-коммуникационными технологиями. Об этом заявил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе конференции «Образовательная инициатива: школа будущего».
В 2022 году Рособрнадзор провел апробацию модели оценки ИКТ-компетенций учителей, в которой приняли участие более 5 тысяч преподавателей математики, информатики, истории и биологии из 75 субъектов РФ. Оценивались их общепользовательские, общепедагогические и предметно-педагогические ИКТ-компетенции. «Мы получили очень хороший результат: 78,5% учителей у нас имеют базовый уровень ИКТ-компетенций или выше», – рассказал Анзор Музаев.
А как оценивают свой уровень сами учителя?
Алексей ОВЧИННИКОВ, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011, учитель биологии школы с. Баловнева, Липецкая область:
– Свой уровень ИКТ-компетентности оцениваю как необходимый и достаточный для решения моих профессиональных задач. Если появляются какие-то новые запросы, быстро осваиваю нужные инструменты. ИКТ-технологиями занимаюсь более 10 лет. Имею статус «Образцовый учитель SMART международного уровня», являюсь сертифицированным тренером по продуктам SMART (интерактивные доски, панели, системы голосования). Победитель Всероссийского конкурса «I-учитель»-2018. Защитил кандидатскую диссертацию по теме, связанной с дистанционным обучением.
Маргарита МАРТЫНОВА, учитель информатики школы №55, Петрозаводск:
– Саму себя сложно оценить, но я думаю, у меня средний уровень. Вы скажете: «Как, ты же информатик?» Если бы у меня была нагрузка 18 часов и за нее платили достойно, я бы уроки превратила в сказку. С моими 38 часами и классным руководством я бегу по верхам. А так хочется учиться, обмениваться опытом с коллегами, работать командой над интересными проектами! Сейчас многие иностранные сервисы перестали работать, и все твои наработки полетели в никуда. Надо осваивать, изучать новые, и опять стоит вопрос о времени. Ну и, конечно, немаловажную роль играет техническое оснащение кабинета. У кого-то его предостаточно, а у кого-то минимум: ПК ученика и учителя.
Маргарита КУПЦОВА, учитель английского языка лицея №130 имени академика М.А.Лаврентьева, Новосибирск:
– Я начала заниматься интернет-проектами и одновременно учиться использовать ИКТ в разных сферах деятельности с конца 90‑х, когда только пришла работать в школу после педагогического университета. С самого начала было понятно, что это наиболее быстро развивающаяся область с безграничными возможностями поиска информации и общения.
Сегодня, мне кажется, нельзя обходиться без современных средств связи. Ученики начальных классов приходят на уроки каждый со своим гаджетом, ищут ответы на вопросы, обмениваются посланиями, на переменах играют в игры. Практически каждый учебник имеет подсоединение к сайту, есть огромное количество учебных программ. Например, мы используем SkySmart, где школьники могут самостоятельно выполнять упражнения и получать оценку. Если нужен видеоклип, обращаемся к YouTube. Детей поражает, что там есть множество учебных материалов.
Многому нас научила пандемия, когда нужно было переключаться с очного обучения на дистанционное, через Zoom. Мы привыкли к электронному журналу, он сильно экономит время. Но в текущем учебном году я поняла, что есть и недостаток. У нас в области были неполадки с его работой, журнал зависал, не могли в него войти в конце первой четверти. Я осознала, что все же не стоит совсем забывать привычку делать записи на бумаге.
ИКТ очень важны для инклюзивного обучения. У меня есть ученица, которая не может постоянно находиться в школе, у нее возникают эмоционально-психологические проблемы. Обучаю ее по Zoom, уроки один на один проходят без проблем.
Хочу отметить, что использование ИКТ очень дисциплинирует, ведь постоянно появляется что-то новое, а значит, надо успевать, учиться самому!
Галина ЗОТОВА, учитель английского языка Новоатайской средней школы, Красночетайский район, Чувашская Республика:
– Поиском информации в Интернете, программой Word, которая нужна для работы в школе, владею. Умею пользоваться образовательными интернет-ресурсами. Но в то же время считаю свой уровень владения ИКТ-технологиями недостаточным. Не очень активно применяю ИКТ на уроках, так как в моем кабинете есть лишь настольный компьютер. Им пользуюсь на каждом занятии. Слушаем аудиозапись упражнений для обучения аудированию.
В большинстве сельских школ интерактивных досок нет, я тоже не умею ею пользоваться. Освоила электронный журнал, помогли коллеги. Если возникают какие-то вопросы по компьютеру, который находится в кабинете, обращаюсь к ученикам. В каждом классе есть человек, который разбирается в технике. Задача учителя – выявлять таких учеников, они станут хорошими помощниками педагогам. Когда проблемы с домашним компьютером, сразу же связываюсь с сыном, он специалист в этом деле.
Алла В., преподаватель физики в техникуме, Калининград:
– Я оцениваю свой уровень владения ИКТ на «пять». Освоила эти технологии давно и широко применяю в своих занятиях. Могу проконсультировать коллег, если они об этом просят. Считаю, что новые технологии – очень хорошее подспорье в работе. Особенно если речь идет о физике и опытах, которые в силу разных причин не могут быть продемонстрированы на уроке.
Евгений ДРЕВАЛЬ, учитель русского языка и литературы, немецкого языка и МХК школы №75, Воронеж:
– ИКТ-технологии с нами уже очень давно, и едва ли можно отыскать педагогов, испытывающих серьезные трудности в их применении. Первые попытки использовать ИКТ на уроках я предпринял в начале 2000‑х, когда современные технологии на уроке еще могли пробуждать интерес детей и вызывать удивление коллег. Тогда мне казалось, что использование ИКТ способно коренным образом изменить качество преподавания и обучения. В тот период я создавал уроки, экспериментируя с различными высокотехнологичными инструментами обучения. Со временем, переосмыслив значимость информационных технологий в школе, я пришел к странному выводу: урок без ИКТ может быть более живым, настоящим и мотивирующим, если в приоритете не способы, а смыслы. На мой взгляд, ИКТ сегодня носят сугубо утилитарный характер, являясь привычным средством обучения. Привычное не способно удивлять, не приводит к озарению, а без этого урок может всего лишь пройти. Поэтому, мне кажется, разговор об ИКТ-компетенциях уже неактуален.
Ренат КАМАЛОВ, заместитель директора гимназии №14, Глазов, Удмуртская Республика:
– Я поступил в педагогическое училище в 1986 году, именно тогда в школах и в нашем училище появились компьютеры и информатика как предмет. И наши учителя рассказывали, что придет время, и люди будут учиться только с помощью вычислительных машин. Мы делали тесты на компьютерах, какие-то обучающие программки. Было очень интересно, но уже тогда был вопрос: а будет ли это интересно детям?
Конечно, время изменилось. Компьютеры стали мощнее, красивее, но идея интереса у детей к обучающим программам осталась нераскрытой. Это же удивительно: ребенок несколько часов сидит в TikTok и наблюдает бессмысленный контент, а как только там появляется учебный смысл, ему и TikTok, и контент становятся неинтересны.
Вы скажете, я очень категоричен, об этом стоит порассуждать и провести сотню-две психолого-педагогических исследований. Но я абсолютно уверен: интересен не TikTok, не контент, а человек, который за всем этим стоит. И если учитель умеет создать такой интерес, то никакая социальная сеть, никакой интернет-контент ему не нужны.
Рассматривая обратную сторону этой медали, мы понимаем, что сформировать данный интерес легче всего на поле, доступном нашим детям, – в социальных сетях. А человек привык двигаться по пути наименьшего сопротивления, вот мы, учителя, и движемся в Интернет. Конечно, мы умеем все – набирать текст, вести блог, создавать привлекательные тексты в моделях сторителлинга, что же тут сложного. А на самом деле сложно оставаться человеком и, будучи учителем, нести детям ту частичку опыта и знаний, которые накоплены человечеством.
Ну и, конечно, вывод. Использование ИКТ учителем – важнейшая и серьезнейшая задача, но учитель должен четко понимать уместность и корректность применения этих технологий, ни в коем случае не забывая про свою учительскую миссию.
Ирина П., учитель, Великий Новгород:
– Как мама двоих школьников и как педагог выражаю свое опасение по поводу акцента на внедрение ИКТ-технологий в учреждениях образования. Современные дети еще не умеют говорить, но уверенно листают страницы планшетов и сотовых телефонов, знают, какую клавишу нажать на компьютере. Пусть хотя бы в школе эта зависимость прервется! Во времена СССР мы давали отличное качество знаний без компьютеров и интерактивных досок. И сейчас оценивать учителей по степени применения ИКТ-технологий, на мой взгляд, неправильно. На многих предметах и уроках такие технологии вовсе не нужны. Мастерство преподавателя заключается не в том, насколько уверенно он использует электронные гаджеты на занятиях, а в свободном и творческом владении учебным материалом, методическом совершенстве. Если все педагоги будут по требованию начальства чересчур активно вводить ИКТ-технологии, то мы получим рост глазных заболеваний у школьников и прочее вредное воздействие на здоровье детей.
Комментарии