search
main
0

Ролевая игра Когда есть атмосфера радостного сотрудничества и согласия

Окончание. Начало в N 44

Игра “Обмен”

Эта игра дает возможность участникам обнаружить, проявить, а при регулярном обращении к ней развить и сформировать в себе следующие качества:
– предприимчивость;
– контактность, умение и готовность договориться;
– организованность и собранность;
– логику и сообразительность;
– быстроту реакции;
– деловую, поисковую и динамическую активность.
Игра хорошо проходит с участниками в количестве от 15 до 30 человек.
Для игры понадобятся небольшие карточки (5х8 см) непрозрачной, белой, легко складываемой бумаги. Количество таких карточек – 5 х К, где К – число участников.
Каждому участнику понадобится какое-нибудь пишущее средство, желательно не фломастер, поскольку он оставляет на бумаге слишком яркий след, что неудобно для игры.
Размещение участников – обычное для урока.
Ход игры
1. Ведущий раздает каждому участнику по пять карточек и просит всех убедиться в том, что у каждого есть требуемое число карточек.
Обычно в этот момент ребята с большей или меньшей тщательностью различным образом раскладывают перед собой карточки, убеждаясь в правильности их количества. Это важный настроечный момент. По мере освоения игры исходное количество карточек может постепенно увеличиваться до шести, семи.
2. Ведущий предлагает участникам на каждой карточке написать любой вариант своего имени, который нравится и приятен. Замечательно, если на каждой карточке будет какой-нибудь новый вариант.
Следовательно, у ребят есть возможность вспомнить или сочинить тут же пять симпатичных вариантов своего имени. Иногда ребята предлагают и варианты обращения к ним своих домашних: “Солнышко”, “Зайчик”. Но для некоторых это задача непростая, и они просто повторяют одно и то же имя на пяти карточках. Для ведущего – это момент диагностический.
3. Когда все карточки подписаны красиво и разборчиво (об этом ведущий не забывает упомянуть в момент выполнения этого задания), организатор предлагает всем сложить их одинаково, согнуть каждую карточку, например, два раза пополам обязательно текстом вовнутрь.
Тип складывания карточек может быть любым, важно лишь, что он должен быть одинаковым для всех. Это необходимо обеспечить. Лучше, если ведущий обратит внимание всех, как это следует сделать, а потом проследит за выполнением.
4. Участникам предлагается сдать свои карточки на общий стол – банк визиток. Лучше, если каждый участник сделает это самостоятельно, а не путем передачи по рядам.
5. Ведущий перемешивает эти карточки, следя за тем, чтобы они не были вставлены друг в друга, чтобы не было видно, что на них написано.
6. Теперь участникам предлагается по очереди подойти к столу, взять произвольно первые пять попавшихся карточек, вернуться на место и, не разворачивая их, убедиться в правильности взятого количества карточек.
Просьба не разворачивать принципиальна, так как важно соблюсти равенство прав первых и последних в возможности посмотреть свои карточки. То есть ждем последнего, убеждаемся, что ему тоже хватило карточек; значит, все сработали четко. Если карточек не хватило, выясняем, где возник излишек, восстанавливаем справедливость. Только после того, как у всех участников есть полный набор карточек, все раскрывают карточки и смотрят, что им попалось.
7. Ведущий фиксирует на доске стартовую ситуацию. В ней важно указать только одно: кому из участников и сколько попалось своих карточек.
Важно, чтобы это были именно свои карточки, а не просто совпадение имен. Как правило, в классе всегда есть два-три ученика, кому попадаются одна, две своих карточки. Благодаря этому их задача в игре несколько упрощается и открываются дополнительные возможности -оказание помощи другим. Осуществят ли они это или предпочтут отдохнуть, покажет дальнейший ход событий. Пока лишь мы узнаем, у кого такие возможности будут.
8. Наступает главный этап игры – обмен. Участникам предлагается вернуть себе свои карточки, но твердо соблюдая два главных правила.
1) Все свое ношу с собой! – т.е. каждый участник все карточки непременно носит с собой, а не оставляет на парте (организуя склады).
Необходимость введения этого правила в том, что оставленные на партах карточки иногда исчезают (например, падают на пол), затягивая тем самым ход игры временем на их поиск.
2) На руках у каждого участника постоянно должно быть ровно 5 карточек, а это значит, что обмен возможен только на равных (одна – на одну, две – на две). Нельзя отдать кому-нибудь то, что тебе не нужно, не взяв у него ничего взамен, даже если у него нет ничего для тебя подходящего.
Контроль за соблюдением именно этого правила требует от ведущего наибольших усилий.
9. Финал игры может быть различным.
Можно (и это наиболее симпатично) считать игру завершенной только в тот момент, когда все участники вернули себе все карточки. В этот момент фиксируется время, затраченное на общий обмен, которое и представляет интерес для последующего сравнения с предыдущими вариантами, и начинается обсуждение удач и промахов сегодняшней игры, выявление причин большего или меньшего времени, потребовавшегося на обмен.
Можно играть на выявление, например, трех самых быстрых с учетом стартовой ситуации, завершивших свой обмен первыми. Как правило, это, обостряя состязательный дух, порой ухудшает эмоциональную атмосферу игры. Этот вариант оправдан, если для организатора и участников представляется интересным индивидуальный, а не коллективный успех.

Игра “Букет”

Букет цветов, запахов, вкусовой можно рассматривать как неслучайное единство, как совокупность элементов, сыгранных между собой определенным образом. Игра “Букет” – это игра-поиск того, что объединяет совершенно разных людей. Это активный диалог, внимательный взгляд вокруг и на себя. Тем, кто считает себя давно знакомыми, игра поможет ближе и глубже узнать друг друга. Она помогает ребятам понять, что при желании они четко могут обнаружить между собой много общего, позволяющего им достичь единства; учит согласованности действий, умению договориться, слаженно и сообща трудиться.
Игра представляет собой последовательность этапов, чередование индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности. Игра без проигравших. Четкое соответствие правилам и условиям игры обеспечивает ведущий, роль которого очень значительна и существенно влияет на общий успех.
Для игры понадобятся два помещения или одно, но достаточно большое, в котором можно будет организовать рабочие места для совершенно разной деятельности.
Эта игра требует обширного реквизита:
а) цветную бумагу (набор “Сделай сам!”), которую можно заранее попросить принести ребят, ножницы в большом количестве, скотч или другой крепежный материал (клей, булавки);
б) большие листы ватмана различной формы которые заранее готовит учитель (квадрат, многоугольник, круг, форма “кучевого облака”, что-то с краем типа зигзаг).
Количество листов зависит от количества групп, которые предполагается создать во время игры. Это зависит от общего числа предполагаемых участников. Как показывает практика, лучше идет игра в группах от трех до пяти человек. Группам с меньшей и большей численностью сложнее справляться с предполагаемыми игровыми задачами;
в) небольшие листочки писчей бумаги (10х15 см) по числу участников;
г) по 2-3 листа писчей бумаги на группу;
д) фломастеры, цветные карандаши, любые другие изобразительные средства; каждому участнику понадобится какое-нибудь пишущее средство.
Размещение в пространстве меняется по ходу игры:
– на начальном этапе лучше, если у участников будет возможность работать индивидуально, сидя по одному;
– на следующем этапе участников игры необходимо рассадить по группам для выполнения двух условий: максимальной удаленности групп друг от друга, а внутри групп – сесть в круг так, чтобы было место для совместной художественно-изобразительной деятельности;
– на заключительном этапе у каждой группы должно быть достаточно места для творческого предъявления в полном составе другим группам так, чтобы это видели все участники игры.
Ход игры
1. Каждому участнику игры (разместиться желательно по одному) ведущий предлагает придумать какой-нибудь растительный элемент (цветок, листок, лепесток) и вырезать его из цветной бумаги. Каждому предстоит сделать только один такой элемент – реальный или фантастический. Важно, чтобы никто по возможности не видел произведения других, т.е. до поры до времени сохранял свое изделие в тайне.
В зависимости от возраста ребята делают более или менее сложные фрагменты. Иногда есть желание сделать элемент, состоящий из нескольких цветов бумаги. Сохраняя возможность каждому самовыразиться, лучше предложить сделать его не очень сложным, обозначив, что времени для этого отводится немного – до 10 минут, но и от излишней спешки тоже можно предостеречь.
2. Тем участникам, кто справился с этим, предлагается выйти в другое помещение (либо пройти в конец класса), где к этому моменту уже развешаны и разложены листы ватмана различных форм – основы будущих “букетов”, и там по выбору разместить свой “цветок” на любой лист. Затем вернуться на свое место в класс, но при этом никому не рассказывать, куда именно, в какой “букет” удалось разместить свой элемент.
Все листы ватмана должны быть обязательно разной формы. Некоторые из них должны висеть на стенах, какие-то – лежать на столах, на стульях, может быть, даже на полу. Важно, чтобы у ребят было из чего выбирать и по форме листа, и по его размещению в пространстве. Задача ведущего в момент создания “букетов” следить за тем, чтобы в коридор, рекреацию, к листам подходили одновременно не более двух человек для сохранения “тайны вклада”, т.е. лучше это делать организованно, по очереди. Далее ведущему нужно смотреть за тем, чтобы они появились, “букет” считается полным и на время убирается. Поэтому вначале участникам не сообщается число листов ватмана, из которых они будут выбирать подходящий для себя.
3. Вернувшимся ребятам или тем, кто ждет свою очередь для выбора и приобщения к созданию “букетов”, раздаются небольшие листочки, на которых предлагается ответить на вопрос: “Что я люблю в этой жизни?” Ответить можно простым перечислением: мороженое, каникулы, гулять, смотреть телевизор…
Лучше обозначить один-два примера из самых разных областей и предоставить ребятам возможность индивидуально, свободно поразмышлять на эту тему, не забывая записывать все на листочек.
4. Наконец, все участники разместили свои элементы на листах ватмана, вернулись и ответили на листочках на вопрос о самом любимом.
Важно иметь в виду, чтобы тот, кто был последним, обязательно имел возможность письменно ответить на поставленный вопрос.
Ведущий приносит листы-“букеты” в класс и показывает участникам. Все внимательно смотрят, стараясь увидеть свой элемент в образовавшихся “букетах”, и после демонстрации размещаются по группам в соответствии с созданными “букетами”.
Показывая “букет”, ведущий сразу указывает место в классе, где предстоит собраться для дальнейшей работы его авторам.
5. Группам дается время на обустройство своего рабочего места с учетом количества участников, возможности каждому видеть каждого, удобства для письма и рисования.
Наиболее оптимальный вариант для каждой группы – размещение вокруг одного или двух сдвинутых столов.
6. В группах предлагается коротко объяснить друг другу, почему выбор каждого участника при размещении своего растительного элемента пал на этот “букет”. На это дается не более трех минут.
7. У всех участников есть листочки с записями их любимых дел, предметов, явлений. В группах предлагается посмотреть, обсудить эти записи и составить общий список группы, куда включить то из названного, что является любимым для всех без исключения участников группы. Если что-то есть только у кого-то одного, а другие забыли это указать у себя, но безусловно принимают как вполне любимое, то это заносится в общий список. Однако если кто-то один категорически не согласен с каким-нибудь утверждением, в общий список группы такое утверждение не может быть занесено.
8. Когда общий список готов, наступает этап дополнений и конкретизации того, что уже названо: мороженое – какое именно? каникулы – какие: летние, зимние, весенние и за что именно они любимы? музыку – какую?
Этот этап требует от участников наибольших усилий по определенности и согласованности действий. Задача ведущего – путешествовать по группам и помогать в поиске общего, объединяющего всю группу, но вполне конкретного, иногда даже очевидного: длина и цвет волос, цвет глаз, наличие или отсутствие каких-то деталей в одежде. Главное, помочь ребятам там, где это необходимо, выйти на конкретику и договориться не только в целом, но и по деталям.
9. Когда есть ощущение, что критическая масса признаков общности данной группы набрана (пять – семь позиций) и зафиксирована на листах бумаги, ребятам предлагается подготовиться к этапу презентации “букетов”. Для этого они могут поработать со своими “букетами”, воспринимая их как своеобразную визитную карточку группы, внести необходимые дополнения, может быть, указать авторов и какие-то черты сходства, написав их или изобразив графически. Кроме этого, ребятам предлагается подумать о том, как они представят, познакомят свою группу со всеми присутствующими. Форма предъявления любая – рассказ, стихи, песни, танцы, пантомима. На подготовку дается еще 15-20 минут.
10. Этап презентации “букетов” для всех групп идет по одной схеме:
а) творческое представление;
б) вопросы зрителей выступающим с уточнениями по тому, что они увидели и услышали.
Как правило, здесь задаются вопросы на конкретизацию, уточнение, прояснение некоторых деталей. Умение поставить такие вопросы, показать, как это можно сделать доброжелательно и заинтересованно, зачастую приходится демонстрировать именно ведущему. Важно, чтобы на уточняющие вопросы была возможность ответить всем участникам выступающей группы. Например, если во время предъявления было заявлено, что все участники любят собак, то имеет смысл уточнить, у кого из них есть или была собака, выслушав по этому поводу каждого члена группы;
в) зрителям предлагается внимательно посмотреть на выступающих и подарить им еще какое-нибудь свойство, черту, признак, их объединяющий:
– никто не знает японского;
– никто из них не бывал на вершинах Памира;
– все пишут шариковыми ручками…
11. Когда все команды предъявят свои “букеты”, можно продолжить коллективную генерацию по признакам общности всего класса, школы, города, страны, планеты.
12. Завершается эта игра вопросами ведущего к классу: что делали с особым удовольствием, за что могли бы похвалить себя, что нового узнали сегодня о себе и о других? Коротко на них отвечают все желающие.
Материал, используемый для создания “букетов”, может быть самым различным: и цветная бумага, как это было описано выше, и игрушки или другие предметы, которые ребята приносят из дома и в ходе игры группируют их на столах (например, лоскутки пропитывают духами, красками; приносят солому, флаконы с пахучими веществами, приятными участнику игры и т.д.), благодаря чему в классе создаются “запаховые букеты”. Делают их путем прикрепления лоскутков, пузырьков, мешочков и др. на разные куски холста. Материалом для “букетов” может стать и что-то съедобное. В этом случае формируются столы с разными яствами, принесенными из дома; такой тип “букета” особенно хорош на праздник.
Игра “Букет” позволяет учителю успешнее решать проблемы по образованию неслучайных устойчивых групп учащихся под различные задачи.

Тема
“Сознательный труд
и его результаты”

Игра “Традник”

Как правило, эта игра проводится в преддверии какого-нибудь праздника: Нового года, 8 Марта, окончания учебного года. Необычное слово традник взято в качестве названия игры, поскольку в последнее время слово праздник чаще ассоциируется с праздностью, с бездельем. А в этой игре, несмотря на то что с позиций теории игра есть вид непродуктивной деятельности, ее результатом является вполне конкретный продукт – небольшой подарок-сувенир, изготовленный руками самих участников в процессе игрового действия, больше похожего на действия в мастерской. Нам представляется, что в слове “традник” удачно встретились слова традиция и радостный труд.
Для успешного проведения и завершения игры от участников потребуются аккуратность и собранность, тщательность и неспешность, бережное и уважительное отношение к труду своих одноклассников.
Для игры понадобятся: листы белой плотной бумаги размером с открытку в количестве, равном числу участников; небольшие листочки (4 х 8 см) писчей бумаги в количестве 4 х К, где К – количество участников; каждому участнику по одному тетрадному листочку для черновых записей, комплекты фломастеров или набор цветных карандашей на каждую группу (гуашь и акварель для этой игры не подойдут), ручка для каждого участника; нарядная коробка, мешок или шляпа, куда могли бы поместиться все изготовленные открытки для последующей лотереи.
Участники игры делятся на группы и рассаживаются за столами так, чтобы каждому было удобно рисовать, писать, передавать что-либо внутри группы. Сами группы по возможности максимально удалены друг от друга. Желательно чтобы во всех группах число участников было равным (от четырех до шести).
Ход игры
1. Ведущий уточняет с участниками смысл слова “традник” и договаривается о том, что сегодня все вместе и каждый отдельно будут мастерить небольшой подарок – поздравительную открытку.
Когда эта игра идет впервые, ведущий непременно обращает внимание детей на ее название, поскольку такого слова в русском языке нет. Ребятам предлагается назвать слова, созвучные, похожие на слово “традник”. Как правило, большинство этих слов вполне согласуется с основным смыслом игры – радостным трудом в преддверии традиционного праздника. На столах каждой группы лежат листы – заготовки для будущих открыток. Важно обратить внимание ребят на то, что нужно постараться работать с этими заготовками очень аккуратно, так как количество их ограничено и работа будет идти, что называется, “с первой попытки”.
Далее будет представлен вариант игры по созданию новогодней открытки с использованием идей Н.Малявиной, учителя школы N 124 Санкт-Петербурга.
2. Каждому участнику предлагается взять по открытке, на которой пока ничего нет, и нарисовать не ней елочку – любую, какую захочется. Главное условие – мы создаем красивую открытку, которую любому будет приятно получить в подарок.
Времени на каждый шаг отводится немного, обычно от двух до пяти минут. Организатор смотрит за тем, как идет дело, и следит, чтобы в предложенный интервал времени уложились все участники.
После того как елочку нарисуют все, каждый внутри группы передает по часовой стрелке свою открытку соседу слева.
Важно, чтобы акт передачи осуществлялся всеми участниками одновременно. Только после того, как у каждого в руках окажется новая открытка, можно предлагать следующее задание.
3. Работа над открыткой продолжается новым мастером. Теперь предлагается елочку украсить гирляндой, выполненной с помощью фломастеров или карандашей. Когда все с этим справятся, по команде ведущего открытки передаются внутри группы соседям слева.
4. Теперь эту елочку предлагается украсить какой-нибудь елочной игрушкой, по завершении чего передать соседу.
5. На этом этапе участникам предлагается нарисовать снег или снежинки и передать соседу.
Необходимость в этом возникает в том случае, если у большинства участников на открытке осталось очень много свободного пространства.
6. Наконец, участникам предлагается положить под нарисованную елку свой подарок. А чтобы нельзя было сразу угадать, что это, подарок изображается красиво упакованным в коробку или яркую бумагу, непременно перевязанную красивой ленточкой с бантом. По команде ведущего надо передать открытку своему соседу слева.
На этом изобразительная часть оформления открыток завершается. Количество таких этапов определяется числом участников в группе, но любая последовательность этапов должна завершиться рисунком подарка, который будет положен под елку. Лучше, если после этого шага открытка вернется к тому, кто ее начинал (автору елочки). Выполнение задания в предложенной последовательности ориентировано на группу из пяти участников. Если во всех или в большинстве групп находится, например, по шесть человек, то может появиться еще один этап: изобразить кого-то, кто сидит, стоит или скачет около елочки. Если в группе по четыре участника, то можно объединить этапы с изображением гирлянды и игрушки и опустить какой-то из этапов, кроме первого и последнего. В любом случае создание открытки нужно завершить изображением подарка.
7. Участникам предлагается рассмотреть полученную открытку, мысленно “развязать ленточку” и “посмотреть”, что лежит в подарке. Пофантазировать о том, что хотелось бы получить в подарок, и записать свои фантазии на тетрадном листочке для черновых записей. Представить, как было бы радостно, если бы это осуществилось. Далее ребятам предлагается перечислить на этом листочке то, с чем для них вообще связано состояние радости, счастья. А затем продолжить свой список словами, выражающими то, с чем для них связаны надежды на наступающий Новый год.
Это могут быть и какие-то вполне реальные предметы, и что-то нематериальное: мир, здоровье, удача, хорошая погода.
8. Тем, кто желает, предлагается озвучить всему классу идеи, с их точки зрения, самые важные и наиболее интересные. Те, кому понравится какая-либо идея, смогут дополнить свои списки.
9. Теперь каждому участнику предлагается взять по четыре небольших листочка-записочки и на каждом из них написать по одному слову или словосочетанию, с которыми для них связаны радостные, счастливые ожидания и надежды наступающего года. Четыре листка – четыре разных слова, выбранных этими участниками из множества созданного ими на предыдущем этапе. Заполненные листочки складывают текстом вовнутрь, причем каждый отдельно, но все одинаково, и кладут их на отдельный стол.
На этом этапе механизм игры и правила действия участников аналогичны игре “Обмен”.
10. Ведущий перемешивает карточки и предлагает участникам по очереди подойти к столу, не выбирая, взять любые четыре записки, а вернувшись на свое место, не разворачивая их, убедиться только в правильности количества взятых карточек.
Когда у всех на руках будет по четыре записки, только тогда участникам предлагается развернуть их и посмотреть, что же им досталось.
11. Теперь наступает заключительный этап оформления открыток – их надписывание. При этом каждый работает с той открыткой, с которой начинал игру. Здесь важно, во-первых, найти обращение к пока неизвестному получателю этой открытки, причем такое, чтобы оно было приятным и подходящим любому присутствующему, учитывая, что в классе сидят и мальчики, и девочки: “Мой дружок!”, “Мое солнышко!”, “Дорогой друг!”. Во-вторых, участникам предстоит придумать поздравления и пожелания, используя все четыре слова, которые достались каждому в записках.
Это наиболее сложный и продолжительный этап. Важно, чтобы ребята вначале попробовали сочинить поздравление на черновике с обязательным включением четырех полученных слов или словосочетаний, конечно, дополнив и развив их по своему усмотрению, а затем, отредактировав и откорректировав текст поздравления во всех отношениях, перенесли бы его красиво и разборчиво на открытку.
Полностью оформленные открытки участники кладут в нарядную коробку, мешок или шляпу для будущего розыгрыша.
12. Далее группы по очереди (очередность может быть определена любым игровым способом) подходят и вытягивают открытки. Если попалась своя открытка, то возможна ее замена.
13. В завершение каждому, кто хочет, предлагается озвучить текст своей открытки, полученной в финале игры.
Обычно, если постарались все, это проходит весело и радостно.
Для весенних открыток, которые можно делать для мам, причем это станет результатом не только индивидуального труда, но труда целой группы учащихся, можно использовать другие реквизиты: цифра 8, солнце, какой-нибудь цветок, слова “март” или “Поздравляем маму!”. Для открыток по случаю окончания учебного года – любые знаки, связанные со школой, летом, каникулами, успешным движением по ступенькам школьного образования.

Игра “Стройка”

Игра способствует выработке согласованности и слаженности групповых действий, формирует навык осмысленного и ответственного принятия решений, умения прогнозировать, ставить цель, планировать и оптимальными совместными усилиями реализовывать план.
Для игры понадобятся листы белой, лучше плотной, бумаги (половинки альбомного листа) по числу участников, фломастеры, цветные и простые карандаши, то, что поможет в изображении ярких и красочных букв.
Игра командная. Число участников в каждой команде не меньше семи. Размещение произвольное, но обязательно наличие свободного места для групповых перестроений (одной или трех групп одновременно).
Ход игры:
1. Первоначально участники сидят на своих местах за столами и им предлагается подготовить “строительный материал” для “стройки”, которая развернется на следующем этапе игры.
Подготовка “строительного материала” заключается в том, что каждой команде, а их может быть, например, три (по числу колонок в классе), необходимо совместными усилиями изготовить буквы, из которых можно будет составить слово “стройка”. Каждый участник может сделать только одну букву. Предварительно всем участникам выдана бумага, цветные карандаши, фломастеры. Буквы по возможности должны быть красивые, яркие, большие (на весь лист бумаги, который есть у играющих). Для изготовления можно пользоваться любыми инструментами и канцелярскими принадлежностями, которые позволят сделать работу качественно. Время подготовки букв ограничено: не более 3-5 минут.
Этап подготовки “строительного материала” может идти по простой и сложной схемам. В первом случае команда может договориться о распределении букв между собой и приступить к делу. При этом любой участник, лучше владеющий шрифтами, может помогать тем, кому это необходимо. Тогда у каждой команды появится свой комплект букв, и на этапе строительства все команды смогут работать одновременно, если позволяет пространство.
По второй схеме разделение на группы происходит не сразу. В начале совместными усилиями всего класса изготавливается один комплект букв, однако возможность создать свой вариант любой буквы есть у каждого участника. Важно, чтобы без предварительной договоренности между собой учащимся все-таки удалось создать полный комплект букв слова “стройка”. Таким образом, каждый участник делает то, что считает нужным, думая об общей задаче и ни с кем не советуясь. По истечении времени идет “приемка”. Здесь прежде всего можно посмотреть, смогла ли какая-нибудь колонка, не знающая пока, что образует команду, обеспечить себя полным комплектом. Затем на конкурсной основе отбираются те буквы, которые будут запущены в “строительство”. Как показывает практика, часть букв оказывается с избытком, а каких-то иногда просто нет. В итоге по второй схеме зачастую можно получить только один комплект, поэтому команды на следующем этапе смогут осуществлять “строительство” лишь по очереди.
3. Итак, в слове стройка семь букв и столько же участников-рабочих в команде или, как это названо в игре, в строительной фирме.
Можно использовать и другие слова. Это зависит только от общего количества играющих. Если ребят, сидящих в каждой колонке, больше семи, то могут быть использованы слова “постройка”, “строитель”, “строительство”. В команде могут быть выделены роли руководителя и контролера, задачи которых станут понятны чуть позже, но их может играть кто-то из рабочих.
Фирма занимается построением слов из имеющегося “строительного материала”. Из слова стройка можно построить самые разные слова – “кот, рот, рак, рост…”. Каждый участник получит лист бумаги с изображением одной из букв. Выстроится команда в одном порядке – образуется одно слово, перестроится – другое. Если в слове меньше букв, “свободные” рабочие поворачиваются спиной. Например, слово “рой” выстраивается так: первый стоит с буквой р, второй – с буквой о, третий – с буквой й, а остальные четверо стоят в ряд, повернувшись спиной. По командам руководителя все перестраиваются, образуя другое слово. Время производства небольшое – восемь минут.
Опыт показал, что больше времени давать не нужно, так как участники после перестроений очень устают.
Слово надо строить не кое-как, а в соответствии с определенным “стандартом”: одна рука участника держит перед грудью лист с буквой, другая рука – на плече соседа. Контролер должен быть очень внимателен, собран, четко и строго, но без придирок следить за выполнением стандарта (в этой роли может выступать и сам ведущий, если команды осуществляют “строительство” по очереди, или контролеры из других команд). Убедившись, что слово соответствует “стандарту”, он кивает головой или говорит: “Принято!” Только после этого руководитель может дать команду строить следующее слово.
Задача фирмы – построить как можно больше слов за восемь минут. Но прежде чем они начнут работу, им предлагается посовещаться одну-две минуты и выработать план – количество слов, которое данная фирма готова построить за указанное время. Информацию о своих планах команды, не афишируя, передают ведущему. Только после этого строительная фирма может приступить к реализации своего плана.
4. Наступает этап “строительства” и “приемки” слов. Если все фирмы работают одновременно, то “приемку” обязательно проводят контролеры из других фирм.
5. Обсуждение после игры может идти вокруг таких вопросов:
Насколько реальным оказался перспективный план?
Был ли он достаточно напряженным?
Что мешало или помогало в реализации плана?
Что обеспечивало успех в деятельности фирм?
За что себя могут похвалить участники?

Наталия ЭЛИАСБЕРГ,
доктор педагогических наук

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте