search
main
0

Революция в школьной тарелке

Как завтраки стали делом государственной важности?

1 сентября этого года стартовал масштабный проект по обеспечению учащихся начальной школы бесплатными горячими завтраками. Напомним, что с 2013 года организация школьного питания относилась к ответственности субъектов Российской Федерации. Питание обеспечивалось только за счет региональных и муниципальных средств либо за счет средств родителей. В большинстве регионов оно предоставлялось лишь льготникам – детям из малообеспеченных или многодетных семей, а также детям-сиротам, инвалидам.

Но в 2020 году произошло знаменательное событие, которое специалисты называют революцией в школьной тарелке. В своем Послании Федеральному Собранию от 15 января Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости «обеспечить бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы с первого по четвертый класс», причем независимо от доходов их родителей.

18 февраля Госдумой был принят соответствующий закон, 1 марта его подписал президент.
На эти цели в федеральном бюджете планируется выделить порядка 205 млрд рублей на ближайшие три года. Поначалу предполагалось, что федеральные субсидии получат только те регионы, в которых 100% школ имеют пищеблоки, соответствующие требованиям Роспотребнадзора.

На 15 августа только 58 субъектов отвечали указанным критериям. Поэтому было принято решение включить в проект остальные регионы, но с условием, что федеральные субсидии они получат на финансирование оснащенных пищеблоками школ. А те школы, где эта проблема не решена, обеспечат за счет собственных средств. На сегодняшний день из 2800 школ, не отвечавших требованиям Роспотребнадзора, осталось 300.

Тема реализации проекта оказалась в центре внимания участников II Всероссийской конференции «Совершенствование системы питания в образовательных организациях: практики, модели, технологии, концепция», которая прошла 1‑2 декабря в Саранске.

Как оказалось, не все благополучно в сфере школьного питания. Об этом свидетельствуют данные мониторинга «Горячий завтрак», который с начала этого учебного года проводит Общероссийский народный фронт (ОНФ) совместно с Минпросвещения.

Их озвучил координатор Бюро расследований Общероссийского народного фронта (ОНФ), депутат Государственной Думы РФ Антон Гетта.

«Еда невкусная, подгоревшая, зачастую холодная»

Всего на горячую линию поступило 4802 обращения. На 6 ноября сформировано 1584 жалобы.

Основные категории:
Кормят некачественной едой – 41%: еда невкусная, подгоревшая, зачастую холодная. Продукты, из которых приготовлены блюда, несвежие, с плохим запахом.
Плохой состав меню – 15%: дети жалуются на однообразную еду, часто повторяющиеся блюда. В меню мало фруктов, мясных и полезных продуктов.
Плохая организация питания – 10%: питание бесплатное, но не горячее.
Благодарности – 4%.

Антон Гетта подчеркнул, что ОНФ выступает не только как контролер, но и как помощник.
«Мы все тщательно проверяем, отрабатываем с заявителями и следим за развитием ситуации. Обращения регулярно разбираются в совместной рабочей группе на федеральном уровне, куда входят представители Минпросвещения, Роспотребнадзора, Прокуратуры. В результате 72% жалоб уже закрыты. Такого внимания к каждой отдельной проблеме не было никогда», – отметил Антон Гетта.

Как накормить аллергика?

Еще одна проблема, на которую обратила внимание детский омбудсмен Анна Кузнецова, связана с питанием детей, имеющих пищевые особенности – аллергию, муковисцидоз, сахарный диабет и другие. По результатам мониторинга, проведенного аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка в 43 тыс. школьных и дошкольных организаций 80 регионов, в большинстве из них вопрос организации питания детей этой категории решается в индивидуальном порядке либо не решается вовсе.

Учет таких детей не ведется ни одним из ведомств.

По словам Анны Кузнецовой, «дошкольные организации не идут навстречу решению этого вопроса, в итоге родители вынуждены приводить ребенка после завтрака и забирать до обеда». Такая ситуация выявлена в 32 регионах России.

Не лучше обстоят дела и в школах: только 8% из них организуют специальное питание для таких детей. Как заверила детский омбудс­мен, три ведомства – Минпрос, Рос­потребнадзор и Минздрав – разработают рекомендации для питания этой категории. Хотя они уже есть – от 30 декабря 2019 года за подписью Главного санитарного врача Анны Поповой (http://docs.cntd.ru/document/564629719). Но почему-то их никто не выполняет, видимо, потому что это рекомендации.

Но есть обязательный для исполнения документ – это новые санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения, которые вступят в силу с 1 января следующего года. Они предусматривают организацию диетического и лечебного питания для школьников, которые в этом нуждаются.

И все же главное условие, без выполнения которого не помогут никакие нормативно-правовые акты и административные меры, – это наличие медработника в школе, который бы отслеживал состояние таких детей. И, конечно, желание руководителей школ решить эту проблему.

На все вкусы и предпочтения

Ярким примером может служить краевой центр образования в Хаборовске, где нашли индивидуальный подход к питанию учащихся от детского сада до 11‑го класса, включая детей с тяжелыми аллергиями и другими особенностями пищевого поведения.

По признанию директора центра Эльвиры Шамоновой, за 4 года здесь снизилось число учащихся и педагогов с заболеваниями, требующими особого лечебного питания, и это, по ее мнению, главный результат проведенной работы.

В образовательном комплексе «Гармония» (школа №97) г. Ижевска, где обучаются 2200 детей, 4 школьных столовых и 4 разных варианта меню, которые ребенок может заказать через специальное мобильное приложение, конструируя свой индивидуальный стол через вариацию мясных и рыбных продуктов с различными гарнирами. В ближайших планах разработка и согласование с местным Роспотребнадзором еще 10‑15 вариантов, чтобы учитывать не только разные вкусовые предпочтения учащихся, но также конфессиональные и национальные особенности. Но уже сейчас ученики имеют возможность заказать халяльные, постные и кошерные блюда.

Фактически это уже не столовая, а ресторан. В 2012‑2013 годах первые школьные рестораны появились в Москве и Казани. Сейчас в российской столице их уже насчитывается 120, в Татарстане – 68.

В школьных ресторанах особое внимание уделяется дизайну интерьеров, стены превращаются в выставочные пространства для детских рисунков и поделок.
Если ресторан ориентирован на этническую тематику и позиционирует себя как итальянский, мексиканский или индийский, то в меню включаются блюда той или иной национальной кухни с поправкой на здоровое питание (исключаются острые и жирные блюда). Так, мохито превращается в компот из цитрусовых, а буррито – в обычную лепешку с мясной начинкой.

Меню в школьных ресторанах составляется совместно с родителями и детьми. Ставка на родительский контроль за качеством школьного питания – один из главных трендов на сегодняшний день. Это говорит о том, что питание школьников – это дело не только государственной, но и общественной значимости.

На открытии конференции министр просвещения Сергей Кравцов анонсировал Всероссийский конкурс на лучшую школьную столовую. Он подчеркнул, что «помимо вкусного горячего питания важны и те условия, в которых питаются школьники».

Несколько фактов о горячих школьных завтраках: от критериев качества к «индексу поедаемости»

Если до введения федеральной программы горячих бесплатных завтраков их стоимость зависела от возможностей региональных бюджетов, то теперь средняя стоимость горячего питания на ребенка с учетом норм детского питания и средних потребительских цен на товары оценивается в размере 75 руб. Практика показывает, что в пределах этой суммы можно обеспечить школьников начальных классов сбалансированным, соответствующим требованиям санитарного законодательства рационом. Специалисты Института отраслевого питания разработали цикличные меню для ряда регионов, в которых из 10 приемов пищи выдавалось 2 мясных, 2 творожных, 1 рыбное, 1 яичное, 1 блюдо из печени, 1 блюдо из птицы, 2 молочные каши, через день фрукты, каждый день молоко или кисломолочные напитки.
Вопрос, по мнению экспертов, надо ставить прежде всего о грамотном планировании питания и эффективном расходовании денежных средств. Если этого не будет, никакое увеличение стоимости питания к нужному результату – обеспечению школьников здоровым качественным питанием – не приведет.

По оценке экспертов, порядка 60‑65% учебных заведений организуют питание обучающихся за счет штатных столовых, 30‑35% обеспечиваются специализированными организациями (аутсорсинг), порядка 10% которых имеют собственные комбинаты питания. Специалисты считают, что будущее за аутсорсингом, когда крупные операторы обслуживают несколько школ, имеют свои производства и сертифицированные технологии приготовления пищи, что обеспечивает ее качество и безопасность.

Современные нормативные правовые документы (методические рекомендации Роспотребнадзора, СанПиНы) позволяют применять индивидуальные подходы к питанию учащихся с учетом их здоровья, а также региональных, национальных, конфессиональных особенностей.

В методических рекомендациях Роспотребнадзора
(https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=14660) приведены среднесуточные наборы пищевых продуктов и варианты замены одних продуктов на равноценные. Например, мясо говядины, являющееся основным продуктом для приготовления мясных блюд в европейской части России, можно заменять на рыбу (Приморье), баранину (Северный Кавказ), оленину и конину (районы Крайнего Севера). На практике так и делается.

Не меньше, чем разнообразие, важна и стандартизация подходов к организации школьного питания, цель которой не узаконить уравниловку, а обобщить лучшие практики как на региональном, так и на федеральном уровне.

Например, в Кемеровской области разработали единое региональное меню для всех 34 муниципалитетов, включая городские и сельские школы. Цикличное меню составляется на 20 дней. В состав каждого меню входит 250 блюд. Меню носит сезонный характер: оно обновляется три раза за период учебного года – весной, зимой и осенью.

В этом году Роспотребнадзор ввел новый критерий оценки качества школьного питания. Он называется «индекс отходности» или «индекс поедаемости». Так, если по результатам взвешивания отходов после приема пищи в мусорный бак уходит более 50% еды, значит, данное блюдо надо менять. Большинство детей не любят рыбные, молочные блюда, блюда из печени. По ним наблюдается большое количество отходов. В то же время это полезные продукты. Для решения этой проблемы в Ярославле был организован конкурс «Школьный шеф», когда ресторанных поваров просили приготовить блюда из этих продуктов, разрешенных школьными СанПиНами, с учетом средней стоимости школьных завтраков. В процессе конкурса были собраны лучшие рецепты (технологические карты) разных блюд, которые дегустировала родительская комиссия с привлечением детей. Книга рецептов передана в Департамент образования Ярославской области для распространения в школах.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте