Психологическая грамотность в современном мире является необходимым условием на пути гармоничного развития человека. С раннего возраста через игру, беседы, чтение книг, просмотр, обсуждение спектаклей и фильмов дети овладевают первыми знаниями о себе и окружающих людях. Эти знания передаются детям их родителями и педагогами в ходе воспитания и социализации с учетом возрастных особенностей, кризисов, мотивов, ведущей деятельности.
Одним из важнейших периодов является подростковый возраст, когда происходят серьезные изменения на уровне физиологии и психики. В этот период ребенку особенно важно знать и понимать, что с ним происходит, какие чувства он испытывает, почему совсем недавно ему хотелось учиться, а сейчас – общаться, почему еще вчера хотелось бежать в школу, а сегодня совсем нет сил и энергии, что запускает те или иные эмоциональные состояния и импульсивные реакции на самые, казалось бы, безобидные события… И это только малая часть вопросов, которые возникают в голове подростка. Но самое интересное, что не меньше вопросов, сомнений, переживаний возникает и у родителей по мере взросления их детей. Администрация и специалисты школы №2001 создают все необходимые условия для формирования психологической грамотности на всем учебно-образовательном и воспитательном пространстве, обеспечивая поддержку и отвечая на волнующие вопросы взрослых и учащихся, расширяя их знания и представления о процессах развитии человека и его возможностей, выстраивая траекторию самоопределения и реализации личностного потенциала.
Так, на протяжении многих лет для учащихся открыты киноклуб «Открытый показ», объединения «Практическая психология», «Юные психологи», старшеклассники принимают участие в работе школьной службы примирения, создают проекты в данном направлении. Школьный киноклуб «Открытый показ» стал местом встреч для совета старшеклассников, где обсуждается увиденное, есть возможность поделиться своими впечатлениями, переживаниями, чувствами, мыслями. Просмотры и подбор фильмов проходят вместе с психологами школы. При анализе происходящих в киноленте событий, поступков героев, их образа жизни, взаимоотношений у каждого участника киноклуба формируется свой взгляд, свое прочтение. Вместе с этим есть возможность задать вопрос, услышать ответ и узнать о том, какие эмоции испытывали при просмотре фильма другие. Во время рефлексии происходят лучшее понимание себя, осознание и переосмысление собственных мотивов, потребностей, действий и чувств.
Участие в работе школьной службы примирения дает возможность постоянного повышения уровня психологической компетентности. Ведь прежде, чем разрешать конфликтные ситуации других людей, необходимо самому обладать определенными знаниями и навыками, которые старшеклассники приобретают во время теоретических и практических занятий. Интерактивные встречи проходят с элементами тренинга, ролевых игр, с разбором кейсовых заданий. Такое обучение позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием способностей при анализе ситуаций, сборе информации, принятии решений. В результате формируются и закрепляются умения группового взаимодействия, конструктивного общения, самоконтроля.
На всех ступенях образования существует родительская гостиная, где родители вместе с психологами и педагогами имеют возможность затронуть самые разные волнующие их темы, обсудить конкретные ситуации, поделиться своим опытом и получить поддержку. Участниками таких встреч также являются специалисты ГППЦ и представители центров психологической помощи Москвы.
Пандемия внесла свои коррективы в учебно-воспитательную работу школы, которые коснулись и родительских гостиных, изменив их формат и добавив новые возможности для всех участников образовательного процесса. В этот период были созданы рубрики психологического характера «Просто о сложном», «Мысль дня», «Территория релакса». Данный формат сформировал новую аудиторию, упростил доступность участия, увеличил количественный состав, в который теперь вошли родители, педагоги и учащиеся. Рубрики вели специалисты школы, а классные руководители собирали запросы от родителей и детей для подготовки новой темы каждого последующего выпуска. Теоретические знания с разбором конкретных кейсов, истории и притчи, приемы релаксации и саморегуляции сделали данное направление популярным и востребованным. Темы встреч были самые разнообразные: «Стили воспитания», «Агрессия» «Формирование самооценки», «Конфликт между подростком и взрослым», «Темперамент, что это такое?», «Взрослеем вместе», «Стресс и тревожность», «Чувства и эмоции». После встреч каждый участник мог пройти опросы и тестирования. За полтора года было подготовлено и опубликовано в социальных сетях сорок выпусков, направленных на повышение психологической грамотности и компетентности широкой аудитории школы №2001, ставших пространством для личностного роста.
В онлайн-формат перешли лекционные встречи и вебинары для родителей, педагогов, учащихся, которые проводились и продолжают проводиться в сотрудничестве со специалистами ЭКСРО при ДОНМ, МГППУ, РООИ «Перспектива». У наших родителей появилась возможность участвовать во всероссийских неделях родительской компетентности, которые являются уникальной образовательной площадкой, общаться с ведущими экспертами в области воспитания и развития.
Школьная рубрика «Просто о сложном» получила новый виток в своем развитии, претерпев изменения. Совет старшеклассников внес в онлайн-проект идею о переформатировании рубрики под аудиторию учащихся. Ребята разработали опросник «Что я хочу узнать о себе и своем возрасте» с целью сбора наиболее актуальных тем. Опираясь на обработку опроса учеников 5-11‑х классов, команда проекта делает выборку самых востребованных вопросов, которые затем ложатся в основу выпуска рубрики. На сегодняшний день уже разработана серия выпусков. Педагоги-психологи в этом проекте являются консультантами при подготовке материала темы, а ведущими рубрики – старшеклассники. Данный вариант проекта по-прежнему привлекает в свою аудиторию учащихся и взрослых. Но главным является то, что полученные знания переходят на новый уровень компетенции через транслируемый практический опыт и передачу его другим людям.
Формирование психологической грамотности в условиях современной школы действительно является наиважнейшим условием для актуализации личностных ресурсов всех участников образовательного процесса, и мы создаем все необходимые условия для плодотворного взаимодействия и сотрудничества между ними на всем образовательном пространстве школы.
Елена ГАВРИЛОВА,
педагог-психолог школы №2001
Комментарии