search
main
0

Работа со словом. ИКТ на уроках русского языка и литературы

Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к любому изучаемому предмету, в том числе и русскому языку и литературе, – мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала.

Сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных программ на CD с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. К работе с ними дети проявляют неподдельный и живой интерес, который целесообразно использовать в учебно-воспитательном процессе. Привнесение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников.

Коммуникация в образовании – развивающаяся область исследований. Она включает в себя межличностные, личностные, групповые и культурные способы общения в классных помещениях. Все это подразумевает как вербальные, так и невербальные виды коммуникаций в классе. При этом особое внимание должно уделяться коммуникативному пониманию, отсутствию навыков восприятия на слух и проблемам самовыражения.

Информатизация русского языка для меня началась с внеурочной деятельности – кружка «Компьютерный практикум по русскому языку», участия в создании проектов и создания презентаций к рефератам учеников.

С самого начала я практиковала два типа занятий: на одних компьютер используется в демонстрационном режиме (стоит на столе учителя), на других – в индивидуальном (компьютерный класс). Тем более что материально-техническая база нашей гимназии позволяет организовать работу в любом режиме.

Что использую на уроках? Самые различные обучающие программы, от продукции известных фирм до самостоятельно выполненных учителем и учениками материалов с использованием универсальных инструментальных комплексов для разработки и редактирования различного рода учебных программ (Power Point – для создания презентаций, текстовые редакторы Word, Excel – для тестов).

У учителя всегда возникает потребность в создании собственных компьютерных материалов. Это можно объяснить наличием у него нескольких УМК, невозможностью подобрать нужный материал по теме из электронных пособий, а самое главное, творческим подходом к объяснению материала.

Учителю всегда приходится ориентировать свою деятельность на результат: в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки его учеников. Несколько лет назад, когда формы выпускных экзаменов стали разнообразными и появилось централизованное тестирование, возникла необходимость научить детей работе с тестами. Компьютер помог решить эту задачу в кратчайшие сроки. 95 процентов моих учеников регулярно выбирали экзамен по русскому языку в форме тестирования и удачно справлялись с ним. Поэтому при переходе на ЕГЭ мы избежали некоторых трудностей, с которыми сталкиваются ученики других школ.

Использование компьютера на уроках русского языка при работе с текстом помогло конкретизировать и актуализировать предмет речи, у учеников появился интерес и внимание к работе со словом. А ведь это, как известно, способствует реализации ключевой идеи концепции преподавания русского языка: восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и духовности личности.

Организуя урок с использованием ИКТ, я планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, ограничивая ее временными рамками, сочетаем работу на компьютере с обсуждением и общением с педагогом, который может оперативно реагировать на изменение педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

На уроках русского языка и литературы дети выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, фотографии). Например, оформление сборника стихов любимого поэта с использованием технологий обработки информации исследовательского характера, создают проекты, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, выступают в различных ролях (фотографа, режиссера видеоматериала, художника). Это требует от школьников умения владеть способами познавательной деятельности:

создавать организационные структуры хранения данных;

создавать, именовать, сохранять различные объекты;

пользоваться экранной справочной системой;

строить информационные модели различных объектов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики);

создавать информационные объекты различной формы представления с уровнем сложности, отвечающим потребностям образовательного процесса в рамках гуманитарного профиля.

На уроках русского языка и литературы возможны следующие варианты применения ИКТ:

1. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний школьников и использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного (например, 1С: Репетитор. Русский язык. Программа-тренажер по русскому языку «Фраза»). Такие тесты представляют собой четкое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа.

Для учителя тест служит средством внесения различного рода изменений, направленных на совершенствование учебного процесса, а также вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения, в том числе и дистанционного.

Школьники с удовольствием отвечают на вопросы, ученик сам задает темп работы, сразу же получая за нее оценку. Можно воспользоваться подсказкой, посмотреть количество допущенных ошибок. Это дает возможность проанализировать, насколько глубоко усвоен данный материал. В случае неудовлетворительного результата школьник может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря этому дети приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

2. Программные средства, предназначенные для обучения работе с учебной информацией. Их использование подразумевает диалог ученика с компьютером, в ходе которого школьник приобретает навыки работы по предложенному плану, инструкции, при этом контроль за их выполнением и управление ходом обучения осуществляет машина.

3. Электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабженные гиперссылками, анимацией, речью диктора, интерактивными заданиями, мультимедийными эффектами.

4. Создание слайдов с текстовым изображением. Используя представленные на дисках словари и энциклопедии, (например: «В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка», «Русские словари», «Большая русская биографическая энциклопедия»), дети создают слайды по следующим разделам:

словарно-орфографическая работа;

работа с литературоведческой статьей;

обзор творчества поэта, писателя;

подготовка доклада о писателе, поэте;

изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование).

5. Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания ученика на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ребята в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У школьника, таким образом, формируются учебно-информационные умения и навыки.

Итоги использования компьютерных технологий таковы:

повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке);

осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

расширение объема предъявляемой учебной информации;

обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы;

включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;

повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;

включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

На урочных и внеурочных занятиях по общеобразовательным предметам, в том числе по русскому языку и литературе, компьютер выполняет самые различные функции:

источника учебной информации;

наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации;

тренажера;

средства диагностики и контроля;

текстового редактора.

Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями. Компьютерная поддержка должна быть одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.

Первоначально я использовала ИКТ (как правило, приложение Microsoft Word) в своей педагогической деятельности для планирования учебного материала и учебных занятий, подготовки печатных материалов к урокам. Для обработки результатов проверочных и контрольных работ, кроме Microsoft Word, привлекала возможности Microsoft Excel.

В последнее время использование мною информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось. Помимо перечисленных выше вариантов я в своей работе применяю:

стандартные программные модули, входящие в состав программно-методического комплекса серии «Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть 1, 2», при проведении компьютерных уроков (5 – 11-й класс);

программно-методический комплекс «Учебный тренажер. Централизованное тестирование» (11-й класс);

компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе (5 – 11-й класс);

электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, «Русский язык. Программа-тренажер» из серии «Репетитор» (РФ) (9 – 11-й класс).

Используя ИКТ на своих уроках, я решаю не только задачи развивающего обучения и подготовки ученика, умеющего применять новые технологии в своей деятельности, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.

Марина МОРЩАКИНА, учитель гимназии №4, Подольск, Московская область

Преимущества ИКТ

позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников;

позволяют индивидуализировать процесс обучения;

повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);

активизируют познавательную деятельность учеников;

развивают их творческий потенциал;

делают урок современным.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте