search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах
0

Работа над ошибками. Мудрый совет. Выпуск 75

Коллеги разных возрастов часто спрашивают меня, делаю ли я когда-нибудь ошибки. И как быть, если учитель ошибся на уроке, если школьники это заметили? А что, если педагог обнаружил свою ошибку только дома, после уроков? И только ли профессиональные промахи имеются в виду?

За четверть века преподавания мне ни разу не пришлось ошибиться в том, что касается моего предмета. Как добиться такого результата? А если вы все-таки ошиблись, есть ли разница в том, какая перед нами аудитория – начальная школа, старшеклассники, взрослые студенты или коллеги-преподаватели, слушатели курсов повышения квалификации, участники конференций и семинаров? Давайте разбираться.

Независимо от возраста и уровня знания английского языка, к занятиям нужно готовиться. То есть знать всю новую лексику, все грамматические правила, подготовить материал для закрепления и расширения темы. Кроме того, изучите методические советы, продумайте домашнее задание.

Если вы впервые идете на урок, пролистайте классный журнал, составьте себе представление о детях. В средней и старшей школе могут возникнуть сложности иного плана, чем на начальном этапе обучения. Подростки, например, зачастую считают себя умнее всех взрослых. Как правило, большая часть или все они «вооружены» каким-нибудь современными гаджетами. Их технические познания на первый взгляд могут превосходить наши. «А в интернете написано по-другому!» – достаточно частый выкрик на любом уроке. Попросить показать, что именно там написано. Если информация соответствует вашим познаниям, на этом дискуссия и закончится. Если нет, скажите, что предпочитаете перепроверить данные, или предложите классу это сделать в качестве домашнего задания. Объясните, что не все размещенные в интернете сведения верны.

Полезно провести аутотренинг по избавлению от комплекса превосходства. Конечно, мы знаем свой предмет лучше, чем любой школьник или студент; от нас зависит итоговая оценка ученика; мы можем вызвать в школу родителей, отправить хулигана на разговор к директору… Словом, учитель – не только специалист, знающий свой предмет, но и человек, обладающий большой властью. Однако власть не является гарантией знаний.

«Не вздумай задавать моим ученикам вопросы по-английски!» Так агрессивно заявила моя коллега, когда администрация школы велела нам поменяться классами и устроить взаимную проверку знаний школьников. «Я всегда веду уроки по-русски!» – уточнила она. В выпускном классе? Понятно, почему школьники могут наизусть рассказать текст, но не умеют реально общаться на иностранном языке, который они изучали десять лет. Юноша или девушка, выигравшие конкурс и пробывшие в Великобритании или США учебный год, маются на уроке преподавательницы вуза, которая неправильно произносит английские звуки и уверенно делает ошибки в каждом предложении. Много раз мне приходилось слышать удивительный ответ на вопрос, почему отличник получил оценку ниже ожидаемой. «А я такое выражение никогда не видела, наверное, неправильно!». Другой пример. «Что значит выражение glassy eyes?” – спрашивают студенты. Опытная преподавательница уверенно отвечает: «Блестящие глаза». На самом деле обычно данное словосочетание используется для характеристики людей, которые слишком много выпили. Стоит проверять себя, пользоваться словарем.

«Английский я уже знаю!» – уверенно сообщает молодая специалистка, окончившая педвуз три года назад, на творческой мастерской. Я до сих пор не могу себе позволить такое сказать. Задаю коллеге простые вопросы, спрашиваю значение многозначных слов, и она теряется. Представьте: Webster’s Third International Dictionary включает в себя 450 000 слов. Притом в нем почти нет новой лексики, связанной с бурным развитием ИКТ. Процесс познания продолжается всю жизнь, нельзя сказать, что мы «уже знаем» любой язык, включая свой родной.

На днях я прочитала на сайте американского издания журнала Reader’s Digest удивительную историю, то, что по-английски называется human interest story. Молодой афроамериканец много лет назад, будучи совсем молодым, попал в тюрьму. Там он обнаружил, что фактически не умеет читать, и решил предпринять меры. Купил себе словарь – и в течение десяти лет, отбывая срок, прилежно читал подряд все словарные статьи, стараясь в них разобраться, понять смысл незнакомых слов. Обнаружив явную опечатку, он сначала растерялся. Подумав, написал письмо редактору – и тот ответил ему, поблагодарил за замечание, посоветовал продолжать читать и сообщать о замеченных неточностях. У молодого заключенного появилась дополнительная мотивация к учебе. Поддержка одного образованного взрослого помогла ему в корне изменить свою судьбу.

«Современные дети не читают». Мне кажется, это большое заблуждение. Вхожу в автобус – все сидят, уткнувшись носами в электронные книжки, в смартфоны. Читают, просто не то и не так, как это делали мы. Чтобы разобраться в потоке информации, помещенной и ежесекундно обновляемой в интернете, нужно быть по меньшей мере грамотным. Не знаешь слова или выражения – кликнул и получил разъяснение. Заинтересовался материалом – мгновенно нашел сопутствующие новости. Мне часто встречаются школьники, студенты, которых педагоги относят к категории нечитающих, потому что они игнорируют художственную литературу. По моим наблюдениям, часто молодые люди предпочитает читать словари, справочники, научно-популярную, а позднее научную литературу.

Errare humanum est, говорили в древности. Человеку свойственно ошибаться. Никто не может знать всего. Если вы обнаружили у себя ошибку, не стесняйтесь в ней признаться. Ученики будут вас больше уважать, а у вас появится в арсенале новый педагогический прием: будете напоминать детям, да и взрослым о том, как полезно перепроверять себя, пользоваться словарями и справочниками. Чтобы не оказываться в неудобном положении слишком часто, советую проверять себя перед каждым уроком.

И будем помнить еще одну старинную мудрость. Ошибки не надо усугублять, их стоит исправлять.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте