search
main
0

Пять шагов к успеху от учителя ОБЗР

Учитель – профессия птица! Труднее ее не сыскать. С какою другою работой сравнится – ребячьи сердца зажигать! (Шмаков С.А.)

Фото предоставлено автором

Для меня важнейшей задачей школы является воспитание гармонично развитой личности, и лишь затем – развитие её индивидуальных способностей.

Нельзя воспитать личность, не опираясь на основное понятие в современном мире – на защиту Родины и безопасность каждого из нас. Я убеждён, что каждый человек, в том числе и современный школьник, – это не только интеллект, но и чувства. На своих уроках я воспитываю духовно-нравственные качества ребят через их чувства – чувство плеча и товарища, чувство Родины и дома, чувство сострадания к другому и взаимопомощи.

Вот почему мои ребята успешно занимают призовые места в муниципальных и региональных соревнованиях. Для них совсем не пустыми являются слова о поддержке товарища, духе команды, авторитете наставника.

Поэтому я полагаю, что необходимо привлечь внимание к значимости предмета ОБЗиР. Знания, умения и навыки, формирующиеся в процессе изучения моего предмета имеют непреходящее значение в формировании моральных ценностей современных учеников.

Моя цель – приобщить максимально большое количество ребят не только к изучению теории, но (что немаловажно) к удовольствию от участия в практических занятиях.

Мои ученики точно знают, что на предлагаемые реквизиты надо всегда обращать пристальное внимание. Следует быть предельно внимательным: главное – сконцентрироваться и не дать себя запутать. Перед выступлениями мы всегда отрабатываем приемы оказания помощи на манекенах. Ведь это очень важно знать, как правильно наложить пострадавшему шину или жгут, с какой силой делать непрямой массаж сердца, как правильно остановить кровотечение при разных видах ран.

Фото предоставлено автором

Всю эту полезную информацию я рекомендую смотреть и изучать только на проверенных сайтах, например, на сайте МЧС. В Интернете очень много информации, но в нашем случае даже малейшее расхождение может стоить пострадавшему жизни.

ОБЗиР относится к предметам, имеющим большую практическую ценность. Как быстро сориентироваться в чрезвычайной ситуации? Как выжить в экстремальных условиях? Какие действия необходимо предпринять? Этому я и учу своих ребят на уроках и дополнительных занятиях. Важность этих практических навыков нельзя переоценить – их результатом может стать сохранение собственной жизни или спасение других людей.

Я уверен, что деятельность учителя ОБЗиР неразрывно связана с внеурочной деятельностью. Это и подготовка ребят к олимпиадам муниципального и регионального уровня, а также организация и проведение внеклассных мероприятий: походы, турслеты, квесты.

Практические навыки, используемые на уроках и на моих кружках, помогают воспитывать у ребят ценность сосуществования человека и природы, уважение личности, понимание чужой точки зрения, важности диалога, толерантности. С каждым моим выпуском, с каждым моим классом, с каждым моим учеником мы приходим к выводу, что школа – это мир открытий и сотрудничества.

Мне удаётся пробудить в своих учениках и потребность в знаниях, и уверенность в своих силах на олимпиадах, сборах, квестах. От моей веры в ученика, настойчивости, терпении, умении вовремя прийти на помощь зависят его успехи на пути познания.

Фото предоставлено автором

Я предполагаю, что мой успешный опыт подготовки учеников к участию и победе на значимых конкурсах и олимпиадах будет полезен многим коллегам, а для кого-то, возможно, даже станет руководством к действию. И так как я ощущаю себя единицей большого сообщества, то спешу поделиться своими правилами пяти шагов к успешной подготовке учеников.

Правило первое.

Цель

Иногда при составлении плана урока, формулировать эти самые «цели» совсем непросто.  Мной отработано много разных (успешных и не очень) уроков-выступлений, прежде чем я понял, что любая цель зависит   от вопросов «чего я хочу» и «чего мы хотим». Как только эти вопросы сформулированы, цель сразу становится ясной и осознанной, достижимой.

Правило второе.

Движение

Движение к цели – дело непростое. Иногда оно приобретает хаотичный характер и в процессе подготовки становится все сложнее мотивировать всех участников процесса. Здесь главное не бросать начатое дело на полпути.

Правило третье.

Взаимодействие

В жизни учителя приходится каждый день взаимодействовать с большим количеством людей – больших и маленьких. Результатом этого общения является сплочённое сообщество единомышленников, команды, способной побеждать. Я говорю не только об учениках, но и о коллегах, и о родителях учеников, с которыми мы общаемся очно и заочно, делимся находкам и идеями. Мне видится, что в этом взаимодействии, сотрудничестве и союзе кроется одно из основных правил успешной подготовки учеников к победным стартам.

Правило четвертое.

Терпение и свобода

Терпение и труд все перетрут. Очевидно, без терпения учительская работа просто невозможна. Иногда это дается трудно. Но всегда радостно, когда получается. Предоставить свободу творчества своим ученикам тоже непросто.  Ведь ты – учитель – точно знаешь, как правильно. Это очень сложно «отпустить» ученика и дать ему свободу творчества, свободу поиска.  И как приятно, когда в результате ты видишь, что оказался совершенно прав: у ребят загорелись глаза, нестандартные, олимпиадные варианты решения предложенных задач идут одна за другой, и стремление не просто к участию, а к победе в разы увеличилось.

Правило пятое.

Анализ и рефлексия

Собственные удачи и неудачи позволяют увидеть себя со стороны и двигаться дальше. Именно благодаря олимпиадам, конкурсам, практическим занятиям возникает потребность анализа и рефлексии всего того, что делаешь. Здорово, когда чаще анализируешь свои победы. Они придают сил и уверенности, что все правила, указанные выше, на практике сработали на отлично. Это доказывает их работоспособность. Но и редким неудачам не стоит огорчаться. Значит, есть к чему стремиться, а значит – впереди новая победа!

Незаметно для всех почти закончился учебный 2024-2025 год.  Успешно выступили на региональном этапе олимпиады подготовленные мной ребята. Шутка ли, снова 10 призеров! В прошлом году 2 победителя и 8 призеров среди учащихся 9-11 классов. Всех уже и не вспомнишь. А в кабинет уже бегут с вопросами новенькие! Им все в-новинку, все интересно, все заново, сначала… Ну что ж! Значит, я все делал правильно: правильно «шагал», правильно подбадривал, а временами наставлял, правильно участвовал вместе со своими учениками, создавая сплоченную команду, нацеленную на победу. Иначе я не умею! Иначе – никак!

Автор: Соловьев-Иванов Денис Александрович, преподаватель-организатор основ безопасности и защиты Родины ГБОУ Школа № 224, г. Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте