В школе «Технологии обучения» учатся дети с особыми образовательными потребностями. Идея адаптировать методы телесно-ориентированной терапии для учеников с ограниченными возможностями здоровья пришла педагогу-психологу i-школы Елене Викторовне Киселевой. Так здесь появилась танцедвигательная терапия – ТДТ.
По мере расширения нозологических групп наших учеников танцедвигательная терапия стала называться просто телесно-ориентированной – ТОТ.
– Это направление в терапии, в основе которого лежит телесный компонент. У каждого человека невыраженные эмоции и травматичные воспоминания вследствие физиологических механизмов психологической защиты запечатлеваются в теле. В телесно-ориентированных практиках человек рассматривается как целостность души и тела, – рассказывает Елена Викторовна.
В нашей школьной программе телесно-ориентированная терапия является предметом по выбору и относится к коррекционно-развивающему занятию. Чтобы оно появилось у ребенка в расписании, родители должны написать заявление с просьбой включить ТОТ в общую нагрузку.
Елена Викторовна дополняет:
– По моим наблюдениям, противопоказаний у метода нет, поскольку в нашей реальности мы просто обязаны постоянно взаимодействовать с собственным телом. От того, насколько позитивно и разумно мы учимся слушать, а главное – слышать наше тело, зависит качество жизни.
По словам специалиста, главная сложность метода заключается в подборе и выстраивании индивидуального маршрута для каждого ребенка. Несмотря на то что мы на первый взгляд так похожи, телесные реакции, скорость проведения внутреннего импульса и еще много других показателей, характеризующих телесный компонент, у всех разные. Классические телесно-ориентированные подходы включают в себя двигательные упражнения, которые помогают учащимся вернуться в гармоничное и комфортное эмоциональное состояние. Одни упражнения призваны помочь обеспечить доступ к заблокированным эмоциям злости и гнева, другие помогают каждому участнику высвобождать эмоции.
Соответственно, главная цель таких коррекционно-развивающих занятий с учащимися – борьба с внутренним напряжением. Часто различные невротические реакции ребенка затрудняют возможность воспринимать мир в полном объеме. Телесно-ориентированные упражнения помогают ученику идентифицировать свои ощущения, оттенки настроений и чувств, вызванные в том числе и различными особенностями развития, а также помогают адекватно и экологично выражать свои эмоции. Задача специалиста – подобрать ребенку такие телесно-ориентированные методы и приемы, которые помогут вызвать у него положительные эмоции и справиться с негативными.
В телесно-ориентированной терапии считается, что высвобождение негативных аффектов может приводить к позитивным личностным изменениям. Кроме того, происходит развитие психической, сенсомоторной, эмоционально-волевой сфер через различные формы физического, умственного, музыкального и других видов воспитания на фоне двигательной активности. В процессе терапии происходит постепенная перенастройка эмоциональной сферы ребенка. Его чувства все больше приобретают мотивационное значение в деятельности и поведении. Начинает расти степень осознанности чувств, и они становятся объектом познания учещегося. Таким образом, развивается способность к эмоциональной рефлексии. Закладываются основы для формирования высших чувств: интеллектуальных, эстетических и нравственных.
К терапии в школе «Технологии обучения» приобщились довольно много детей. Для них ТОТ стала той отдушиной, которая в любую погоду повышает настроение, дает заряд бодрости, снимает напряжение, разгружает мозг и в целом заполняет порой такие серые будни яркой палитрой красок.
Кроме того, благодаря телесно-ориентированной терапии в школе появилась и до сих пор активно функционирует театральная студия, многие наши ученики принимают участие не только в общешкольных, но также и в общегородских событиях и праздниках.
Елена КИСЕЛЕВА, педагог-психолог школы «Технологии обучения»
Комментарии