Всероссийские проверочные работы призваны выяснить, насколько ученики усвоили базовые знания, сформирован ли (на уровне, соответствующем возрасту) тот или иной вид функциональной грамотности, выявить возможные пробелы, для того чтобы в дальнейшем учитель смог скорректировать ситуацию. А одна из причин негативного отношения к ним кроется в нестандартной формулировке заданий, которых, как правило, нет в учебниках.
Издания для подготовки к ВПР по математике, получившие положительную экспертную оценку ФГБНУ «ФИОКО»
Так как же готовить детей к ВПР? Пожертвовать прохождением программы и натаскивать на типовые задания? Конечно, нет. Но знакомить ребят с заданиями, которые их ожидают, безусловно, стоит. Для начала необходимо найти для себя подходящий банк заданий.
Среди тех, что нравятся мне, пособие «Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Типовые задания» издательства «Экзамен» под редакцией знакомого всем учителям математики И.В.Ященко и его коллег. Можно выбрать любой формат (10, 15 и 25 вариантов типовых заданий), что позволит легко включить пособие в систему работы педагога.
Во-первых, задания в книге максимально приближены к реальным, во-вторых, данное издание одобрено Федеральным институтом оценки качества образования.
Открываю совершенно случайный вариант. Им оказался вариант 8. Разберем подробнее, как можно включать типовые задачи в систему заданий урока.
Детям предлагается вычислить значение выражения 2 · (19 – 42). Обычное задание на действия с рациональными числами. Очень простое и уместное на любом уроке по теме в качестве устного.
Второе задание – на действия с обыкновенными дробями: проверяется умение приводить дроби к общему знаменателю и проводить с ними различные арифметические действия. Несмотря на то что это одно из базовых умений, оно вызывает у большинства школьников затруднения. Практика показывает, что вычислительные навыки у среднего школьника хромают. Именно поэтому особый упор необходимо делать на действия с обыкновенными дробями. Считаю целесообразным применять элементы опережающего обучения и учить сокращать дроби и приводить их к новому знаменателю еще до изучения основного свойства дроби.
Третье, четвертое и одиннадцатое задания проверяют материал пятого класса.
Третье задание представляет собой текстовую задачу на нахождение целого числа по его части, нахождение части от числа. В выбранном варианте она выглядит так: «В конкурсе чтецов принимают участие 49 человек, из них 21 человек – девочки. Какую часть участников составляют мальчики?» Несложная задача в два действия, решаемая двумя различными способами.
Четвертое задание – это пример на действия с десятичными дробями. Согласно большинству учебников тема «Десятичные дроби» изучается в пятом классе, однако некоторые авторы предлагают ее в шестом, после отрицательных чисел. Десятичные дроби, за исключением деления, обычно не вызывают затруднений у детей. Но успешность освоения этой темы снова зависит от их вычислительных навыков.
И, наконец, одиннадцатое задание – достаточно сложная для шестиклассников задача на проценты: тема изучается в пятом классе, и к шестому дети уже успевают ее забыть.
В пятом задании предлагается оценить размеры реальных окружающих объектов (см. рисунок). Элементарное задание для взрослого вызывает затруднение у шестиклассника. Но только потому, что оно ему незнакомо. Чтобы исключить страх ребенка перед незнакомой формулировкой, включаю такие задания в устную работу.
Шестая задача требует навыков работы с диаграммами. Несложное задание с хорошим процентом выполнения.
И наконец-то в седьмом мы встречаем модуль:
Найдите значение выражения
3x – 4 |1 – y| при x = –3, y = –2
Тема «Модуль числа» остается слабым местом очень многих школьников вплоть до старших классов. В своей практике постоянно включаю модуль в повторение, различные математические диктанты, дополнительные задания.
Далее шестиклассникам предлагается установить соответствие между точками на прямой и их координатами. Задание несложное, выполняемое большинством детей.
В девятом задании необходимо решить довольно сложный пример с рациональными числами на порядок действий. И снова все упирается в вычислительные навыки.
Десятое задание – это логическая задача. Их также можно включать в систему устных заданий или знакомить с ними детей на уроках информатики.
Две последние задачи относятся к высокому уровню сложности: геометрическая и сложная логическая задачи. Большинство школьников их не решают, и это абсолютно нормально. Подробно разобрать их стоит на математических кружках, если они в школе ведутся.
Таким образом, ВПР по математике не является чем-то сложным и страшным. Задания базового и даже повышенного уровня сложности решаемы, особенно если удастся ненавязчиво встроить их в систему рабочих заданий.
Екатерина БИБИЧЕВА, учитель математики Ключинской школы, Рязанская область
Комментарии