search
main
0

«Проснувшийся спящий или Педагогическая клятва Сократа»: самая клятвенная педагогическая сказка от Андрея Иоффе

Как-то раз учитель заснул на уроке. Не бывает такого? В сказках и не такое бывает? Вспомните фильм «Большая перемена» – можно сказать, что опираемся на классику жанра. Так что не будем возмущаться – заснул учитель на уроке. И точка. Вот только снились ему не личные проблемы и семейные дела, а высокие профессиональные задачи.

ru.freepik.com

Харитону Христофоровичу Храпкину (именно так звали нашего заснувшего учителя) снился педсовет, где обсуждали острый вопрос. У всех врачей давно есть клятва Гиппократа. Соблюдается она или нет – дело другое, но все дипломированные специалисты ее приносили. А у педагогов получается, что «кто во что горазд». Клятв-то разных много, а вот единой, общепризнанной так и нет. Отстаем от врачей, как сказала директор Сюрпризова Дива Феерьевна – руководитель опытный, авторитетный, известный и в верхах. Её идеи просто так на дороге не валялись и не пылились. Дина Феерьевна, если уж что-то придет в голову, в лепёшку разобьется, а сделает. Результат тут не важен – главное принцип: «Не ударить в грязь лицом и не сотрясать воздух понапрасну». Еще Пушкин о такого сорта людях говорил: «Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог».

Обидно стало учителям, отставшим от медиков. Надо было срочно выправлять ситуацию. Новодел тут не подойдёт. Клятву придумать можно, но требуются глубокие корни и незыблемые авторитеты. Разные предложения на педсовете звучали по поводу клятвы – вспоминали и Ушинского (без него в педагогике никуда), и Выготского, и Пиаже, и Макаренко, и Корчака, и Песталоцци, и Сухомлинского, даже кандидатура Окуджавы всплыла (все-таки поработал учителем). Но испугались всяких «подводных камней», да и по исторической глубине уступали кандидатуры Гиппократу. А уступать не хотелось. Тогда и всплыло имя Сократа – и далекий от современности, и оценка его стабильна без разных политических споров, и письменных источников от него прямых нет (можно приписать и клятву педагога, тут уж учитель истории обещал помочь и обосновать). Полдела было сделано – нашли опору. Не подкопаешься, не потопишь, не фальсифицируешь. Создали творческую группу, куда и попал Харитон Христофорович. Да не просто попал, а возглавил – во сне карьерный рост идёт быстро и безболезненно, не то, что в реальной жизни.

Подошли к делу основательно (хоть и во сне дело было, но ответственность педагогов и там на высоте оказалась). Кстати, выяснилось, что с клятвой Гиппократа всё не так просто. О ней говорится, конечно, но в каждом обществе есть своя модификация текста, да и споры сегодня проходят очень острые по поводу сути ряда положений. Представьте, сколько будет смеху, если останется традиционный вариант. Мы его приведём для ознакомления. А кому неинтересно – предлагаем просто пропустить, к сказке текст не относится, просто у рассказчика еще плохо оформились сказочные компетенции, вот он и суёт сюда разные неподходящие куски.

Клятва Гиппократа

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно, и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Для сравнения всё-таки не удержимся и приведём клятву врачей Российской Федерации:

Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

Хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.

Меняются со временем стили и слова, но суть остаётся. К такому выводу пришла группа Храпкина перед началом своих разработок. Выделено было две подгруппы, каждая из которых занялась альтернативным текстом клятвы. В первую вошли учителя, которые выступали за свободу образования, отказ от всяческих ограничений и запретов, туда же включили активных родителей и представителей общественности. А вторую группировку составили опытные и авторитетные учителя-стажисты (есть такое наименование для имеющих большой стаж работы), сторонники дисциплины и порядка.

Во сне дни и недели пролетают мгновенно, так что учитель еще до конца урока успел и узнать о результатах работы групп. А они были интересными. Вопрос о широте оставили открытым – решили клятву сделать для педагогов/учителей, а жизнь потом решит сама, если всё получится. Объем ограничили девятью пунктами (именно столько базовых принципов исследователи выделяют в клятве Гиппократа, так что решили эту рамку и соблюдать). И начало договорились одинаковым формулировать – форма в целом не вызвала споров, а вот про содержание такого не скажешь. Первая группа молодых и активных возбужденно кричала о гениальности своего текста клятвы Сократа, которая будет настоящим прорывом, а кому не понравится – те ретрограды, негодяи и враги великого света просвещения. Они назвали себя прогрессивными молодыми реформаторами. Их оппоненты сразу придумали аббревиатуру «ПроМоРе» и постоянно саркастически спрашивали по ходу: «А про образование-то что-то будет или только про море?». И вот как звучала предлагаемая клятва:

Педагогическая клятва Сократа

Получая высокое звание педагога/учителя и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

Никоим образом не посягать не индивидуальность и самобытность обучающихся, не мешать им проявлять свои склонности, особенности, терпеть любые выражения самореализации, ни словом, ни делом не причинять вреда через критику, наказания, нанесение физического, психического или морального вреда здоровью;

Признавать, что дети – хозяева образовательных организаций, поэтому их интересы стоят на первом месте;

Смотреть за другими учителями, чтобы не подавляли личность обучающихся, сигнализировать обо всех случаях диктата и угнетения по возрастному принципу во все вышестоящие инстанции;

Развитие и рост – самое главное в образовании, а обучение и воспитание имеют второстепенную роль, поэтому готов расставлять приоритеты в соответствии с поддержкой любой инициативы ребенка, в которой он сам себя проявляет;

Всегда улыбаться, какие бы слова не были сказаны в адрес педагога, потому что это создаст правильную среду поддержки и заботы, представит образовательную организацию как доброжелательное место;

Стать при необходимости товарищем и другом для обучающихся, разделяя все их замыслы, задумки, участвуя в их играх и беседах;

Во время занятий обращать внимание на любое мнение и высказывание, превращать его в образовательное событие и уделять достаточное количество времени;

Соглашаться с родителями, которые ответственны за своего ребенка, учитывать их просьбы, требования, претензии и запросы;

Давать возможность каждому на занятиях заниматься тем, чем ему интересно, потому что только на основе интереса развивается каждая личность.

Еще даже не закончили оглашать все пункты, а на стол Диве Феерьевне Сюрпризовой от большинства учителей школы легли заявления об увольнение в случаи принятия такой клятвы. Реформаторов это не смутило. Они вообще заявили, что скоро Искусственный Интеллект сократит больше половины учителей, так что ничего страшного и не происходит. А дети самоорганизуются и без педагогов – беспорядочное бурление пойдет только на пользу творческому развитию личности.

Сюрпризовой все-таки сюрприз показался не совсем приятным, так что пока отложила предложенный проект и предоставила слово второй группе. Там были люди, которые трепетно относились в государственной политике и видели панацею от всех существующих в системе проблем в своей клятве. Так и говорили, что придумали государственную образовательную панацею. Но тут их противники постарались достойно ответить своей аббревиатурой и назвали группу ГОПниками и постоянно напоминали: «Не говори ГОП, пока не перепрыгнешь!». А гопники (ой, извините, государственники, образованцы или панацейщики, что-то запутались мы с наименованием) предложили свои девять пунктов:

Педагогическая клятва Сократа

Получая высокое звание педагога/учителя и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

Уважать себя как педагога и своих коллег, не давать в обиду, не допускать оскорблений и унижений ни от родителей, ни от обучающихся, ни от руководства, единство и защищённость педагогического коллектива – основа здоровья образовательной организации;

Признавать, что учение лежит в основе развития личности, поэтому следовать принципу предков, которые говорили, что тяжело в учении, но легко в жизни будет (а пока к ней надо еще подготовиться и поднакопить сил);

Неукоснительно соблюдать принцип старшинства и считать опыт показателем авторитета человека, поэтому обучающиеся должны неукоснительно признавать авторитет педагогов, а молодые учителя своих старших коллег;

Считать соблюдений дисциплины, установленного порядка, разработанных на педагогическом совете правил незыблемым и показателем здоровой среды в образовательной организации;

Главным считать в образовании безопасность во всех её видах, поэтому нельзя бегать, прыгать, делать резкие движения, отказываться от написания отчётов (безопасность и стабильность организации), не делать резких движений без согласования с вышестоящими инстанциями;

Критиковать всех, в том числе и себя, потому что только выявление недостатков, их предъявление широкой общественности, проработка на основе пристыживания и пропесочивания способны в будущем сформировать нужную и полезную для общества личность;

Вести занятия по строго намеченному и утвержденному плану, не допускать ответвлений и уводов от главной темы, не допускать «отсебятины», опираться на учебники и программы, методические разработки и рекомендации ведущих специалистов и авторитетов, помнить, что образовательная организация – не место для дискуссий;

Держать детей на коротком поводке, чтобы не разболтались, не отставали и не уходили в сторону от магистрального пути развития, намеченного в государственных программах, законах и нормативных документах (стандартах, положениях, уставах);

Привлекать родителей к воспитательной работе, показывая их ответственность за поведение собственных детей, давая важные и ответственные поручения.

И тут не обошлось без заявлений. По ходу выступления родители высказали желание перейти в другие образовательные организации, где «не будет установлено твердолобой диктатуры» (цитата из одного случайно дошедшего до нас документа). Разбушевалась Сюрпризова, не таких документов и не подобных реакций ждала от общего собрания. Может быть мы забыли сказать, но клятвы представлялись перед общим собранием, куда пришла широкая публика, потому что Дива Феерьевна не тратила своего драгоценного времени и бесценных сил на простые встречи – только со СМИ, с публичным оповещением и с постоянными заклинаниями, что такого никогда и нигде не было. По-другому она не могла, да и не хотела.

Тучи сгустились над головой Храпкина, ведь он же был руководителем и за все происходящее нес персональную ответственность. Вот уже и голова Сюрпризовой развернулась в его сторону. Но тут, к счастью нашего героя, появились феи. Они погладили Харитона Христофоровича по голове, успокоили и помогли проснуться. Но если кто-то думает, что ситуация на уроке изменилась, то глубоко ошибается. Оказалось, что, даже заснув, Храпкин продолжил вести «урок по ФГОС», потому что сто раз уже все было отработано на семинарах, вебинарах, тусовках, маёвках, слётах, летучках, фестивалях, тренингах, да мало ли еще где. Сон он видел (и даже запомнил), но и урок вёл – вот таков профессионализм отдельных учителей!

Завершив урок традиционным домашним заданием и поднятием смайликов учениками (тут Харитон Христофорович строго следил, чтобы неподходящих смайликов сорванцы, хулиганы и провокаторы не поднимали – навык автоматический надо было отработать четко на случай будущих проверок и открытых уроков). И подумал Храпкин, что баловство это всё – клятвы какие-то, ценности, всякие принципы, договорённости, соглашения. Один вред от них. Надо жить по ситуации.

К сожалению, не всех учат ни сны, ни печальный опыт профессиональной жизни. А мораль довольно проста тут: даже при отсутствии внешних клятв и общих ритуалов посвящения в профессию, для педагогов главное договориться о ценностях, не впасть в крайности хаотичного попустительства и железной диктатуры. Во сне, например, детей вообще не спрашивали при разработке текстов клятв. А зря. Может и получилось бы придумать что-то работающее и устраивающее всех. Так что общая клятва педагогов пока запрятана в ларце, ларец в яйце, яйцо в утке, утка в гнезде, гнездо на дереве. Может что-то здесь и напутано в последовательности, но начать надо с того, чтобы найти лес, а там в общей массе обнаружить отдельное дерево. А разве не так в образовании вообще? Лес – общность и коллектив, дерево – индивидуальность и личность, а педагог – мудрый лесник, видящий и то, и другое. А наш герой-учитель, хоть и проснулся, но всё еще является спящим. Будем надеяться, что придёт день, когда спящий проснётся, даже если ждать этого придётся двести лет (тут мы отправляем нашего читателя к книге Г. Уэллса «Когда спящий проснется», но там придется точно подольше и побольше читать). А нашу сказку пора завершать.

Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте