Главная цель проекта ИСО связана не с обеспечением школ компьютерами и ПО, а с комплексным решением «содержательных» задач: разработкой учебных материалов нового поколения, созданием Единой коллекции ЦОР, обучением педагогов использованию созданных материалов и ресурсов в учебном процессе, непрерывной методической поддержкой процесса внедрения новых педагогических практик в школьную образовательную деятельность.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Недавно мы были на уроке-презентации учителя английского языка, который рассказывал, как он со своими детьми использует возможности плейера и диктофона iPod для того, чтобы правильно научить детей аудированию, как они выполняют домашнее задание с помощью этого устройства, как подключаются к серверам, считывают последние новости англоязычных информационных агентств, пользуются мультимедийными энциклопедиями. Дети, которые учатся у такого педагога, совершено свободно обращаются с последними электронными новинками, умеют использовать весь их потенциал в учебных целях. Их не нужно заставлять овладевать теми или иными ИКТ-компетенциями – они сами делают это с удовольствием.
Какие же цифровые ресурсы мы можем предложить школьникам и педагогам по окончании проекта и какие планируется развивать впредь?
Прежде всего это, конечно, Единая коллекция ЦОР, о которой говорилось уже не раз. Сейчас сделан упор на пополнение коллекции работами педагогов и развитие региональных хранилищ, на разработку механизмов, которые позволили бы лучшие ресурсы и методические материалы учителей через систему рейтингования и оценивания перемещать из региональных хранилищ в центральное.
Реализуя проект, мы разработали и апробировали в пилотных регионах1 большое количество стандартных типовых решений, связанных с внедрением ИКТ в школы РФ. Все они апробированы на лучших педагогах и школах, доработаны и сейчас будут предложены всем школам страны. Безусловно, не имеет смысла пытаться внедрять чужой опыт в массовом порядке, однако нужно делать так, чтобы учителя «пропустили его через себя, «присвоили» и стали транслировать как свой собственный. Наши ММЦ, оказывая педагогу непрерывную методическую поддержку, как раз позволяют делать это. Учителя, которые проводили апробацию ЦОР, передавали свой опыт коллегам, шли в школы, проводили уроки, создавали образовательные проекты с детьми.
Во всех школах пилотных регионов проекта (их около 6000) разработаны и начали реализовываться программы информатизации. В течение трех лет мы проводили тестирование ИКТ-компетентности учеников и педагогов, а также анализ уровня использования ИКТ в школах. В настоящее время оба инструмента доработаны и могут быть использованы во всех регионах РФ.
За время реализации проекта (2005-2008 гг.) были разработаны три типа учебных материалов нового поколения*:
инновационные учебно-методические комплексы – самый сложный тип материалов, использование которого требует изменения подходов к организации и проведению школьного учебного процесса, применению новых педагогических практик. В проекте разработано 33 ИУМК;
информационные источники сложной структуры. Сюда входят различные мультимедийные словари, справочники, интерактивные карты, ленты времени и другие инструменты поддержки учебного процесса – всего создано 68 таких ресурсов;
комплекты ЦОР к действующим учебникам. Это наиболее простой тип ресурсов, который позволяет практически каждому учителю, обладающему необходимыми техническими средствами, использовать ЦОР в своей педагогической практике. Они были сделаны как дополнение к учебникам и гарантировали стопроцентную встраиваемость в образовательный процесс. 125 комплектов ЦОР прошли апробацию в режиме реального учебного процесса в школах пилотных регионов и выложены в Единую коллекцию ЦОР.
Мы понимаем, что база ресурсов уже создана, их много, они комплексно подобраны. Есть система организации и поддержки учебного процесса, есть лаборатории по разным предметам, мультимедийные словари-справочники. Однако пока еще нет эффективных механизмов, которые обеспечивали бы внедрение этих ресурсов в школу. И это самая большая проблема на сегодняшний момент, ведь мы можем и дальше заказывать разработку новых эффективных образовательных ресурсов, но пока не будет создана система, которая мотивировала бы педагогов их использовать, результат будет незначительным.* Причем важно мотивировать не 5-7 процентов учителей, которые и так самостоятельно встраивают возможности ИКТ в свою профессиональную деятельность, а педагогов массовой школы, в большинстве своем привыкших работать по старинке.
На рис. 1 отражено покрытие предметов БУПа ресурсами, созданными только в нашем проекте. А ведь есть еще и другие. Например, в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) только за 2006-2007 годы разработано более 10000 ресурсов по основным предметам школьной программы.
Однако количество – это еще не все. По тому, с каким трудом новые ресурсы входят в школу, мы понимаем: необходим масштабный федеральный проект по внедрению инновационных учебных материалов. И это обязательно нужно учитывать при разработке стратегии информатизации системы образования на долгосрочный период.
В рамках проекта ИСО были разработаны и закуплены на все школы РФ системы, которые позволяют организовывать, поддерживать и автоматизировать учебный процесс, а также встраивать в него комплекты ЦОР к учебникам. Мы поставляли не просто отдельные диски, а систему, совместимую со всеми ресурсами, разработанными в проекте. В семи пилотных и одиннадцати грантовых регионах проекта внедрялись системы автоматизации, которые показали очень хорошие результаты: на сегодняшний момент более 60 процентов школ пилотных регионов создали свои электронные базы по ученикам и учителям, а также связали эти базы со своими электронными журналами*.
Еще одно направление проекта связано с поддержкой различных интернет-программ, в частности, с использованием ресурсов Сети для решения вопросов подготовки школьников на профильном уровне**. Здесь мы столкнулись с очень серьезными препятствиями – недостаточно проработанной нормативной базой по дистанционному обучению и малым количеством времени, отведенного на создание хороших интерактивных дистанционных курсов. Тем не менее около 10000 учеников 10-х и 11-х классов приняли участие в этом проекте и порядка 4000 закончили дистанционное обучение на профильном уровне.
Наш проект также работал с педвузами, ведь лучше сразу учить студентов, чем потом переучивать учителей (рис. 2). Были отобраны по конкурсу 10 вузов, в каждом из которых создана лаборатория педагогического проектирования. И хотя у нас не было отдельного направления, связанного с педагогическим дизайном, в рамках работы с педвузами мы вели работу над этим курсом. В итоге 4500 студентов прошли обучение по использованию ЦОР в своей работе.
Благодаря работе сети РКЦ-ММЦ, формированию команд в школах регионов и их непрерывной методической поддержке около 70 процентов школ существенно повысили уровень информатизации * (рис. 3).
Очень многие школы в регионах проекта (кое-где – до 90 процентов) имеют собственные сайты. И приятно видеть, что далеко не всегда эти интернет-представительства используются как статичная заставка, а активно обновляются, пополняются и весьма востребованы как учениками и учителями, так и родителями. Мало того, многие учителя и ученики, пользуясь поставленным в школы Конструктором сайтов, стали создавать свои личные сайты, а также страницы отдельных классов, школьных объединений и так далее
Такая активность по использованию интернет-технологий стала возможна благодаря подключению всех школ РФ к сети «Интернет» в рамках ПНП «Образование».
Первый этап проекта ИСО завершен, и его результаты открывают широкие возможности для современных учеников, учителей, родителей, администраторов образования, стремящихся к освоению инновационных технологий.
Светлана АВДЕЕВА, руководитель проекта ИСО
Комментарии