search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции В Челябинске отменили уроки в школах Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество
0

Программа поддержки. Для внедрения чужого опыта необходимо «пропустить» его через себя

Главная цель проекта ИСО связана не с обеспечением школ компьютерами и ПО, а с комплексным решением «содержательных» задач: разработкой учебных материалов нового поколения, созданием Единой коллекции ЦОР, обучением педагогов использованию созданных материалов и ресурсов в учебном процессе, непрерывной методической поддержкой процесса внедрения новых педагогических практик в школьную образовательную деятельность.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Недавно мы были на уроке-презентации учителя английского языка, который рассказывал, как он со своими детьми использует возможности плейера и диктофона iPod для того, чтобы правильно научить детей аудированию, как они выполняют домашнее задание с помощью этого устройства, как подключаются к серверам, считывают последние новости англоязычных информационных агентств, пользуются мультимедийными энциклопедиями. Дети, которые учатся у такого педагога, совершено свободно обращаются с последними электронными новинками, умеют использовать весь их потенциал в учебных целях. Их не нужно заставлять овладевать теми или иными ИКТ-компетенциями – они сами делают это с удовольствием.

Какие же цифровые ресурсы мы можем предложить школьникам и педагогам по окончании проекта и какие планируется развивать впредь?

Прежде всего это, конечно, Единая коллекция ЦОР, о которой говорилось уже не раз. Сейчас сделан упор на пополнение коллекции работами педагогов и развитие региональных хранилищ, на разработку механизмов, которые позволили бы лучшие ресурсы и методические материалы учителей через систему рейтингования и оценивания перемещать из региональных хранилищ в центральное.

Реализуя проект, мы разработали и апробировали в пилотных регионах1 большое количество стандартных типовых решений, связанных с внедрением ИКТ в школы РФ. Все они апробированы на лучших педагогах и школах, доработаны и сейчас будут предложены всем школам страны. Безусловно, не имеет смысла пытаться внедрять чужой опыт в массовом порядке, однако нужно делать так, чтобы учителя «пропустили его через себя, «присвоили» и стали транслировать как свой собственный. Наши ММЦ, оказывая педагогу непрерывную методическую поддержку, как раз позволяют делать это. Учителя, которые проводили апробацию ЦОР, передавали свой опыт коллегам, шли в школы, проводили уроки, создавали образовательные проекты с детьми.

Во всех школах пилотных регионов проекта (их около 6000) разработаны и начали реализовываться программы информатизации. В течение трех лет мы проводили тестирование ИКТ-компетентности учеников и педагогов, а также анализ уровня использования ИКТ в школах. В настоящее время оба инструмента доработаны и могут быть использованы во всех регионах РФ.

За время реализации проекта (2005-2008 гг.) были разработаны три типа учебных материалов нового поколения*:

инновационные учебно-методические комплексы – самый сложный тип материалов, использование которого требует изменения подходов к организации и проведению школьного учебного процесса, применению новых педагогических практик. В проекте разработано 33 ИУМК;

информационные источники сложной структуры. Сюда входят различные мультимедийные словари, справочники, интерактивные карты, ленты времени и другие инструменты поддержки учебного процесса – всего создано 68 таких ресурсов;

комплекты ЦОР к действующим учебникам. Это наиболее простой тип ресурсов, который позволяет практически каждому учителю, обладающему необходимыми техническими средствами, использовать ЦОР в своей педагогической практике. Они были сделаны как дополнение к учебникам и гарантировали стопроцентную встраиваемость в образовательный процесс. 125 комплектов ЦОР прошли апробацию в режиме реального учебного процесса в школах пилотных регионов и выложены в Единую коллекцию ЦОР.

Мы понимаем, что база ресурсов уже создана, их много, они комплексно подобраны. Есть система организации и поддержки учебного процесса, есть лаборатории по разным предметам, мультимедийные словари-справочники. Однако пока еще нет эффективных механизмов, которые обеспечивали бы внедрение этих ресурсов в школу. И это самая большая проблема на сегодняшний момент, ведь мы можем и дальше заказывать разработку новых эффективных образовательных ресурсов, но пока не будет создана система, которая мотивировала бы педагогов их использовать, результат будет незначительным.* Причем важно мотивировать не 5-7 процентов учителей, которые и так самостоятельно встраивают возможности ИКТ в свою профессиональную деятельность, а педагогов массовой школы, в большинстве своем привыкших работать по старинке.

На рис. 1 отражено покрытие предметов БУПа ресурсами, созданными только в нашем проекте. А ведь есть еще и другие. Например, в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) только за 2006-2007 годы разработано более 10000 ресурсов по основным предметам школьной программы.

Однако количество – это еще не все. По тому, с каким трудом новые ресурсы входят в школу, мы понимаем: необходим масштабный федеральный проект по внедрению инновационных учебных материалов. И это обязательно нужно учитывать при разработке стратегии информатизации системы образования на долгосрочный период.

В рамках проекта ИСО были разработаны и закуплены на все школы РФ системы, которые позволяют организовывать, поддерживать и автоматизировать учебный процесс, а также встраивать в него комплекты ЦОР к учебникам. Мы поставляли не просто отдельные диски, а систему, совместимую со всеми ресурсами, разработанными в проекте. В семи пилотных и одиннадцати грантовых регионах проекта внедрялись системы автоматизации, которые показали очень хорошие результаты: на сегодняшний момент более 60 процентов школ пилотных регионов создали свои электронные базы по ученикам и учителям, а также связали эти базы со своими электронными журналами*.

Еще одно направление проекта связано с поддержкой различных интернет-программ, в частности, с использованием ресурсов Сети для решения вопросов подготовки школьников на профильном уровне**. Здесь мы столкнулись с очень серьезными препятствиями – недостаточно проработанной нормативной базой по дистанционному обучению и малым количеством времени, отведенного на создание хороших интерактивных дистанционных курсов. Тем не менее около 10000 учеников 10-х и 11-х классов приняли участие в этом проекте и порядка 4000 закончили дистанционное обучение на профильном уровне.

Наш проект также работал с педвузами, ведь лучше сразу учить студентов, чем потом переучивать учителей (рис. 2). Были отобраны по конкурсу 10 вузов, в каждом из которых создана лаборатория педагогического проектирования. И хотя у нас не было отдельного направления, связанного с педагогическим дизайном, в рамках работы с педвузами мы вели работу над этим курсом. В итоге 4500 студентов прошли обучение по использованию ЦОР в своей работе.

Благодаря работе сети РКЦ-ММЦ, формированию команд в школах регионов и их непрерывной методической поддержке около 70 процентов школ существенно повысили уровень информатизации * (рис. 3).

Очень многие школы в регионах проекта (кое-где – до 90 процентов) имеют собственные сайты. И приятно видеть, что далеко не всегда эти интернет-представительства используются как статичная заставка, а активно обновляются, пополняются и весьма востребованы как учениками и учителями, так и родителями. Мало того, многие учителя и ученики, пользуясь поставленным в школы Конструктором сайтов, стали создавать свои личные сайты, а также страницы отдельных классов, школьных объединений и так далее

Такая активность по использованию интернет-технологий стала возможна благодаря подключению всех школ РФ к сети «Интернет» в рамках ПНП «Образование».

Первый этап проекта ИСО завершен, и его результаты открывают широкие возможности для современных учеников, учителей, родителей, администраторов образования, стремящихся к освоению инновационных технологий.

Светлана АВДЕЕВА, руководитель проекта ИСО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте