«Мало на свете таких семей, которые выигрывают от близкого знакомства с ними». Французский сатирик-моралист Жан Лабрюйер был достаточно категоричен, однако под его словами могли бы подписаться многие психологи, чья профессиональная деятельность связана с урегулированием семейных проблем. В Петербурге существует государственное учреждение «Региональный центр «Семья», где занимаются консультированием людей, оказавшихся в конфликтной ситуации, информационно-методическим сопровождением социальной инфраструктуры города и производством психологических экспертиз по судебным делам в семьях с конфликтными разводами и несовершеннолетними детьми. Специалисты этого центра Сергей Павлов, Александр Мартов, Вероника Барабохина любезно согласились побеседовать на тему взаимодействия в семье. И поскольку основная аудитория нашей газеты – учителя, то и главный вопрос прозвучал так: – Как часто в центр «Семья» обращаются учителя?
Александр МАРТОВ:
– Специально такую статистику мы не ведем, но случаи обращения людей из педагогической среды бывали. Практика, увы, показывает, что учителя в конфликтных ситуациях ведут себя не более профессионально, чем представители иных специальностей. Часто происходит следующее: люди начинают употреблять свои знания как аргумент против другой стороны, которой они недовольны. Хотя, по сути, это ничего не решает. Если я больше знаю, это не значит, что я больше умею.
Вероника БАРАБОХИНА:
– Пример из практики. Между дочерью-учительницей и отцом разгорелся конфликт по поводу участия в воспитании ребенка. После смерти матери эта женщина взяла под опеку своего младшего брата, в воспитании которого захотел участвовать и отец, давно состоявший с матерью в разводе. И профессиональный педагог вела себя не как человек, обладающий определенными педагогическими знаниями, а как обычный человек, спорящий в суде.
Сергей ПАВЛОВ:
– Дело в том, что профессионализм зачастую является отягощением. Особенно в применении к тем профессиям, которые тесно связаны с людьми: педагогика, психология, медицина, социальная работа. Во-первых, существует некий образ профессионала. Допустим, учителя. В представлении большинства – это человек, умеющий найти подход к любому ребенку, умеющий говорить, аргументированно спорить, уместно цитировать. Почему-то считается, что педагог – это машина, днем и ночью выполняющая свои функции. Но это не так. Учителя, психологи, врачи – те же люди, причем их целый день «цедят» энергетически, и когда они приходят домой, получается, что им задают аналогичные задачи, но при этом не оставляют времени, чтобы переключиться. Недаром большие проблемы семейного характера именно среди педагогов, психологов, поскольку эти профессии наиболее уязвимы.
– Мой субъективный опыт показывает, что очень серьезная проблема для учителя в семье – это отсутствие гибкости в отношении своих близких и родных. Причем проблема, часто неосознаваемая им самим. Можно сказать, что это профессиональная деформация, но, по сути, это устоявшиеся личностные особенности, которые в профессиональной сфере себя оправдывают. Ведь на работе требуется не гибкость, а скорее умение организовать деятельность тех, кого учишь. Причем базируется это на очень прочной основе: я знаю, как надо. И это объективно так. Таким образом, в неких частных моментах семейной жизни срабатывает определенная инерция: у нее или у него есть субъективное мнение, что должно быть так, а не иначе и технически в рамках семейного взаимодействия это знание преподносится как на уроке. То есть идет смешение семейного с профессиональным. К тому же тон и манера преподнесения близки к происходящему на работе. Учителю сложно отвлечься, когда он возвращается в семью.
– То есть учитель – фигура авторитарная?
– Нет, учитель – это человек, у которого хорошо развиты навыки управления и подчинения тех, кого они обучают. Понимаете, не гибкость, о которой мы ведем речь, могла быть в прошлом целеустремленностью как личностным качеством, но поработал человек десять – пятнадцать лет учителем, и эта целеустремленность стала чрезмерной прямолинейностью. Человек живет с мыслью: если это приносит успех в профессиональной деятельности, то почему не принесет в семье? И с этой же установкой он вступает в сложность отношений с другим человеком. Возникает конфликт, который данную профессиональную особенность только подчеркивает.
Санкт-Петербург
Комментарии