Главной темой V Пленума Башкирского рескома Профсоюза работников народного образования и науки РФ, прошедшего в Уфе 21 марта, стало соблюдение норм действующего трудового законодательства в образовательных учреждениях республики. Животрепещущую проблему обсуждали более 120 делегатов – председателей территориальных и первичных профсоюзных организаций.
Актуальность вопроса, вынесенного на рассмотрение пленума, очевидна: от правильности применения законов во многом зависит защищенность работника, члена профсоюза. Поэтому задача профсоюзных органов всех уровней – добиться безусловного выполнения действующего законодательства, затрагивающего трудовые интересы, права и гарантии педагогов.
Председатель республиканской организации Светлана Пронина, выступая с основным докладом, напомнила, что в стратегии и тактике профсоюзной работы были разные периоды: «Мы с вами активно участвовали во всех солидарных действиях профсоюза, прошли через пикеты, забастовки, сбор подписей, приостановку работы, митинги, направление телеграмм и многое другое. Каждый день эти методы неприменимы. Каждый день необходима кропотливая работа. Работа в разрезе отдельного учреждения, отдельного коллектива, конкретного человека, члена профсоюза.
Что толку, если мы законодательно добились формирования стимулирующего фонда, а в школе, детском саду его нет? Что толку, если мы вписали в коллективный договор хорошую позицию, а он не работает?
Если применять аналогии, я бы сравнила нашу работу с двухколесным велосипедом: чтобы не упасть, надо непрерывно двигаться вперед. И скорость сегодняшнего движения, как вы понимаете, не может быть прогулочной.
Одной из основных задач реском ставит развитие внештатных правовой и технической инспекций труда, качественное нормативно-методическое и информационное сопровождение правозащитной работы. Определенные результаты в этом направлении нами достигнуты, но очевидно и то, что это тот участок деятельности, на котором точка никогда не будет поставлена. Нам еще работать и работать…
Существует своеобразный закон – закон мгновенного действия, когда давление в одной точке отдается на всей системе. Когда в результате серьезного анализа нам с вами удавалось обнаруживать эти точки, мы совершали прорывы. Например, усилив информационную работу, мы буквально за год создали сеть профсоюзных кружков, за несколько лет добились компьютерного обеспечения организаций, создали внештатные службы – правовую и техническую. Думаю, сделать следующий прорыв и заставить закон работать на учителя, воспитателя, сторожа, дворника, словом, на члена профсоюза – в наших силах.
Понятно, что нам придется вести широкую разъяснительную работу, зачастую самим готовить проекты нужных документов, ссориться с начальниками и бухгалтерами, серьезно обучать директоров и председателей первичек, самим неустанно учиться, но такова наша социальная функция».
Доклад Светланы Николаевны своими выступлениями дополнили коллеги. Председатель Кировской районной организации профсоюза Уфы Ия Никитина говорила о возрастающей роли коллективно-договорного регулирования трудовых отношений: «Работники знают о коллективном договоре своего учреждения и требуют от работодателя выполнения его положений». Председатель Балтачевской районной организации А.Хисматов подчеркнул необходимость тесного взаимодействия администрации и профкомов школ: «Только сотрудничество и партнерство позволит достичь высоких результатов в защите трудовых прав работников».
В своем постановлении реском отметил, что сегодня продолжается процесс модернизации и децентрализации системы образования, в республике проводится муниципальная и административная реформа. Все это требует формирования адекватной региональной законодательной базы, а также локальных актов учреждений образования.
В условиях, когда каждый третий работник образования республики получает зарплату ниже прожиточного минимума, необходимо еще более ответственно подходить к исполнению норм действующего трудового законодательства, установлению социально-договорных отношений с работодателями, усиливающими социальные гарантии педагогам.
Ослабление или отсутствие общественного профсоюзного контроля ведет к нарушениям в порядке заключения, изменения и расторжения трудового договора с работниками образовательных учреждений. А некачественная экспертиза колдоговоров руководителями районных и городских комитетов профсоюза приводит к появлению в локальных актах условий, снижающих уровень прав и гарантий, установленных для учителей трудовым законодательством.
По мнению участников пленума, росту правового самосознания педагогов может способствовать внедрение в практику работы профорганизаций активных форм обучения взрослых, новых информационных технологий и развитие профсоюзных кружков.
Комментарии