search
main
0

Прикоснись к науке… Под таким девизом прошел Фестиваль наук в школе №199

​Идея проведения праздника появилась не случайно. Во-первых, школьники каждый год принимают участие в проведении Московского фестиваля наук, инициатором которого выступает МГУ имени М.В.Ломоносова. Лекции ведущих ученых университета, конференции, викторины, занимательные опыты, интеллектуальные соревнования не могут оставить равнодушными школьников, будоражат их пытливый ум. Во-вторых, формирование познавательного интереса у детей, пробуждение желания овладевать новыми знаниями, по глубокому убеждению педагогов, одна из главных задач современной школы.

В течение многих лет школа тесно сотрудничает с научно-исследовательскими институтами РАН – Институтом космических исследований, Институтом русского языка им. А.С.Пушкина, Институтом биоорганической химии имени академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова, Институтом общей физики и Институтом языкознания.Образовательная программа включает лекторий, встречи с учеными, успешно работающими в разных областях науки, консультирование и экспертизу учебно-исследовательских проектов. Взаимосвязь образовательного учреждения с наукой создает условия для повышения реального опыта участия школьников в научной деятельности, для формирования познавательной, исследовательской компетентности учащихся, профессиональной ориентации будущих выпускников школы.Педагогам очень хочется, чтобы Фестиваль наук стал настоящим школьным праздником, увлек, закружил многообразием встреч, игр, викторин. Поэтому по решению президиума школьной академии наук участниками фестиваля должны быть все учащиеся. За месяц до праздника на ученическом совете школьники получили задание-инструкцию для соревнований между классами: оформить «Дверь в науку», подобрать и придумать афоризмы о науке, сделать фоторепортаж и написать очерк об участии класса в Фестивале наук. О том, что такие общешкольные праздники, объединяющие всех, необходимы, свидетельствуют отзывы детей:«Для каждого это свой, особый праздник. Для кого-то этот день – возможность не сидеть на обычных уроках, для кого-то это шанс проявить себя в дизайне, украшая дверь своего кабинета, для кого-то – возможность получить знания из первоисточника – от ученых» (9-й «Б» класс).«Завершающим аккордом стала лекция о царе-освободителе Александре II и о рождении политического терроризма. И хотя материал был нам уже известен, лектор сумел найти много новых интересных фактов, поразил нас своей эрудицией, покорил трепетным отношением к истории. Надеемся на продолжение разговора. Ведь такую информацию не найдешь даже в самой интересной энциклопедии!» (9-й «Б» класс)«Класс работал дружной, сплоченной командой, каждый ученик принес афоризмы и о математике, и о биологии, и о физике, и о химии. Мы выбрали афоризм Иммануила Канта: «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики». Потом мы долго спорили, какое свое высказывание предложить на конкурс, и в итоге смогли придумать красивый афоризм о нашем любимом предмете: «Математика уж затем важна, что она в корне всех теорий лежит» (9-й «А» класс).«В школьном фестивале наук наш 10-й медицинский класс участвовал с интересом и азартом. Большинство нас из разных школ, поэтому все было в новинку: веселые викторины вместо трудных задач, соревновательный дух, всеобщее оживление… Еще задолго до праздника мы окунулись в творческую атмосферу, придумывая яркие образы и емкие фразы для оформления класса. Теперь дверь кабинета №48 пестрит картинками, бессмертными высказываниями и нашим коллективным рифмоплетством. Спасибо за оживление процесса грызения гранита науки!» (10-й «В» класс)«Фестиваль наук – интереснейшее мероприятие, когда каждый может проявить себя, когда класс становится одним целым, когда во всей школе царит невероятнейшая атмосфера. Атмосфера знаний и сплоченности!» (8-й «Б» класс)Школа преобразилась: двери классов были оформлены надписями с афоризмами о науках, стихотворениями, рисунками. Красочно, умно, с выдумкой!В программу фестиваля были включены встречи с учеными из ведущих вузов и научно-исследовательских институтов Москвы. Необыкновенный интерес у школьников вызвали рассказ об экспедиции в Арктику сотрудников географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, лекция о солнечном затмении кандидата физико-математических наук, сотрудника Института космических исследований РАН О.Угольникова. Продолжением серьезного разговора на уроках истории в старших классах стали встречи-лекции с кандидатом исторических наук, старшим преподавателем Университета МВД, выпускником нашей школы А.Давиденко, рассказавшим о том, как противостоять попыткам фальсификации истории. Лекция ведущего научного сотрудника Института высшей нервной деятельности, отца ученицы 8-го класса В.Иерусалимского «Отмена крепостного права – главная из великих реформ 60-70-х годов XIX века» стала предметом полемики между школьниками. Для учащихся гуманитарных классов доктор филологических наук, профессор Института языкознания К.Красухин подготовил лекцию «Занимательное языкознание». Лекция кандидата биологических наук, учителя биологии, выпускника нашей школы Д.Маргасюка «Стволовые клетки роговицы глаза» была познавательна и полезна для учащихся медицинских классов.В этот день каждый класс занимался по своему расписанию, включающему не только лекции-встречи с учеными, но и уроки в нетрадиционной форме, предложенные учителями школы. Например, преподаватели английского языка разработали для учащихся старших классов интерактивную лингвистическую игру «Английский в семье европейских языков», а для 7-х классов – языковую игру «Грамматика – это здорово!».«Математическая гостиная», урок-аукцион «Четырехугольники», лингвострановедческая игра, конференция «СПИД – чума нашего времени», викторина «Время не властно над правом», урок «Физические опыты и их объяснение», игра «Самый умный», конференция «Наука и искусство эпохи Возрождения» – фантазии не было границ!Уроки проводили и сами учащиеся. Школьники выступали с учебно-исследовательскими проектами по химии («Свет мой, зеркальце, скажи…», «Тайна запаха», «От природы к науке, от науки к природе»), по биологии, рассказывая о русском селекционере, садоводе-генетике И.Мичурине, по математике с сообщением «Математика в лицах».Программа Фестиваля наук предполагала участие школьников в викторинах во время перемен. Отвечая на вопросы, распределенные по четырем образовательным областям (языки и литература, общественные науки, естествознание, математика и физика), ребята получали баллы. В результате этих интеллектуальных соревнований в каждой параллели классов был объявлен победитель.В школе Фестиваль наук проводился впервые. По решению школьной академии наук ставшие традиционными встречи с учеными, демонстрации учебных проектов, научные конференции, викторины, познавательные игры должны пройти в один день и стать праздником. Как показали отзывы детей, родителей, учителей, такие мероприятия в школе необходимы. Атмосфера творческого поиска, включенность каждого в подготовку и проведение интеллектуальных мероприятий, возможность прикоснуться к науке – в этом заключается успех школьного Фестиваля наук.Впереди учебно-познавательная игра для учащихся младших классов «Наукоград», подготовленная учениками средних и старших классов; IV выездная сессия школьной академии наук, на которой пройдет защита учебно-исследовательских проектов перед серьезной комиссией: экспертами выступят сотрудники ведущих научно-исследовательских институтов.Это пути решения двух основных задач, сформулированных педагогическим коллективом: формирования познавательной активности и развития творческих способностей учащихся школы.Наталья СПИРИНА, кандидат педагогических наук, заместитель директора школы №199 по научно-методической работе

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте