search
main
0

Предсказуемый результат. Лучше предупреждать, чем исправлять

Помню, как во время учебы в университете при языковом делении первокурсников преподаватели без тестирования записывали в продвинутую группу тех, кто окончил эту гимназию: «Они же из 13-й!» Английский язык, разговорного знания которого тогда еще не требовала социальная и экономическая ситуация, ребятам из 13-й был подвластен на уровне свободного общения.

Прошло много лет, иностранные языки из экзотики превратились в необходимость, учебные заведения с языковым уклоном перестали быть редкостью. Но и по сей день гимназия №13 заметна в Екатеринбурге на фоне других: она уверенно и высоко держит планку языкового образования, является ресурсным центром по апробации новых учебных пособий по английскому языку и сотрудничает с издательством «Лонгман». Гордятся в 13-й и общим уровнем образования: гимназия постоянно в аттестационных и олимпиадных лидерах по русскому языку и математике, входит в Топ-200 школ, выпускники которых покоряют престижные вузы страны. Быть одной из лучших для нее привычно.Тема беседы с директором гимназии Татьяной Арефьевой – «Какие инструменты позволяют учебному заведению поддерживать высокий уровень и завоеванный статус?». Татьяна Алексеевна сразу уточняет: «Рейтинги не самоцель. Топ-500, Топ-200 – это замечательно, конечно. Но я всегда говорю коллективу: важно прежде всего то, что наши гимназисты конкурентоспособны». Татьяна Алексеевна более сорока лет работает в системе образования. После окончания Московского государственного педагогического института распределилась в Екатеринбург (Свердловск). Работала учителем истории, успешно и увлеченно, но довольно быстро вышла на организаторский уровень: городской методический кабинет, Институт усовершенствования учителей, ныне ИРРО. Проработала там 13 лет и перешла в гимназию №13, директором которой является 13-й год. («Очевидно, эта цифра для меня особо значима!») Начинала с заведующей кафедрой. Систему кафедр считает важнейшим структурным элементом гимназии. – Кафедры выполняют задачи по сбору и отслеживанию информации, но главное – они ориентированы на содержательные процессы, – рассказывает Татьяна Алексеевна. – Кафедральная система в школах России начала складываться еще в 90-е годы и утвердилась как многофункциональный инструмент в руках учителя. Она обеспечивает единство образовательного процесса. Например, кафедра начального звена. Иногда мы сталкиваемся с такой ситуацией: родителям кажется, что преподаватель другого класса сильнее, чем их учитель. Люди действительно разные, но при кафедральной системе это не влияет на качество образования. Кафедра заявляет определенный уровень освоения материала, программного обеспечения. Педагог в зависимости от личностных особенностей либо подтягивается сам, либо тянет за собой других. – Татьяна Алексеевна, в образовательном пространстве Екатеринбурга гимназия №13 известна собственной моделью мониторинга качества обучения. Расскажите об этом. – В 2009 году мы участвовали в конкурсе «Элита российского образования». Представили проект по системе оценки качества образования, он был признан лучшим, инновационным. Модель, разработанная тогда, остается основной и сегодня. Она понятна, проста, хотя и трудоемка, и очень эффективна. Ее идейное основание: лучше предупреждать, чем исправлять. Упор осуществляется не на оценки в четверти, это уже свершившийся факт, а на промежуточные оценки, которые позволяют сделать результат предсказуемым, а не неожиданным. По каждому классу, каждому предмету, каждому ученику ведется мониторинг успеваемости, что позволяет видеть проблемы на уровне их зарождения, а также отследить возможности развития. Наблюдаем за ростом учащихся, за трудностями, с которыми они сталкиваются, прорывами и торможениями; образно говоря, держим руку на «пульсе успеваемости» ребенка. Инструментом решения проблем выступают малые педсоветы. Они тематические, на встречу приглашаются один-два, максимум три ученика вместе с родителями. Не обязательно отстающие: это могут быть вполне успешные ребята, которые по каким-то причинам дали сбой. Есть еще комиссии психолого-педагогической поддержки. Как-то старшеклассник поделился со мной: «Я однажды оказался на такой комиссии. Вроде и не ругали меня, даже хвалили, но было очень стыдно, и я решил, что больше такого не случится». И выполнил свое решение.Не считаю, что допустимо говорить «сильные дети» и «слабые дети»: есть более ориентированные и менее ориентированные на учебу. Мониторинг позволяет найти в каждом ту «кнопку», нажав на которую, можно стимулировать процесс усвоения знаний. Рейтинги дают усредненный результат; наша система работает не на массу, а на индивидуальность, в ней не затеряется никто. Особенно важно это помнить в условиях, когда мы принимаем всех детей из микрорайона, не совершая никакого отбора. – А как вы считаете, статусные учебные заведения пострадали от жесткой привязки школ к микрорайонам? – Пострадали прежде всего те дети, те семьи, которые были мотивированы на учебу в школах с повышенным уровнем требований. В феврале, когда стартует запись в первый класс, контрольные цифры мы набираем в течение трех дней, свободных мест, на которые можно принимать других детей, просто нет. Летом же происходит следующее: являются жители микрорайона, которые не спешили записать ребенка в школу, зная, что по закону им не откажут. В итоге мы вынуждены открывать дополнительные классы: в нынешнем учебном году открыли пятый по счету первый класс. Школа переполнена. Когда я начинала директорствовать, 740 детей учились в две смены. Сейчас их больше тысячи, и мы из последних сил держимся за односменку. Внутреннее пространство школы давно перераспределено, одни кабинеты объединены, другие разделены, мы отказались даже от учительской. Но больше ресурсов нет. – Как вы относитесь к опыту таких статусных учреждений города, как гимназии №2 и №9, которые принимают детей начиная с пятого класса уже на основе тестирования? – Рядом с нами нет достаточно большой школы, где можно было бы сосредоточить начальное звено. Но дело не только в этом. Гимназия – целостный организм. То, что закладывается на начальной ступени, развивается на средней и основной. Особенно это касается языковой специализации. Сам дух учебного заведения значим. Я сторонник преемственности в образовании. – А как насчет преемственности в преподавании? – Из 16 педагогов кафедры начальной школы 7 пришли недавно, это существенное пополнение молодыми кадрами. Кафедрой руководит Вера Владимировна Морозова, ее задача помимо контроля учебной деятельности – наставничество. Помочь молодым освоиться в школе, закрепиться. Чтобы они остались в профессии, важна не только зарплата. Они должны комфортно ощущать себя в коллективе, почувствовать вкус учительства, увлечься своей деятельностью. Так что к проблеме отсутствия мест добавляется проблема отсутствия педагогов. Их не хватает, всегда остаются вакансии. Только преподавателей английского языка в штате 13. Учителя «с улицы» я не возьму, смысла нет, через короткое время сам нас покинет, не выдержав интенсивности и ответственности труда. Я вижу перспективу в том, чтобы «выращивать» кадры, брать на работу студентов педагогического университета, которые вот-вот станут бакалаврами; они бы здесь приобретали опыт, привыкали к школьной атмосфере. Справедливо будет сказать, что сила гимназии – в ее сотрудниках. Все заботы по старшей школе на плечах Светланы Анатольевны Вялых. В этом году я оставила ее без преподавания, до сих пор переживает, она замечательный предметник, преподаватель русского языка и литературы; но ведь и завуч отличный! Блестящий заместитель по научно-методической работе Екатерина Владимировна Токарева, курирует все, что связано с интеллектуальной деятельностью детей. Раньше в гимназии не было человека, ответственного за среднее звено, основное внимание уделялось начальной школе и выпускным классам. При анализе учебных потерь выяснилось, что снижение результатов наблюдается именно при переходе от начальной ступени к старшей. Потребовалось уделить повышенное внимание средней, связующей ступени, этим занимается Наталья Сергеевна Агапова. – Когда-то гремел театр 13-й гимназии на английском языке… – Сейчас гремит театр на русском языке, чрезвычайно популярный у учащихся всех классов, занятия ведет энтузиаст своего дела Елена Зиновьевна Шерстянникова. Вообще в детях сильна потребность в самовыражении. – Татьяна Алексеевна, какие задачи стоят перед директором гимназии сегодня? – Одни из них связаны с общими направлениями: освоение ФГОС, создание условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Другие касаются конкретно существования фундаментальной классической английской школы, сохранения ее традиций. Современные тенденции: наращивать исследовательский потенциал учащихся, их умение предъявлять себя миру, успешно выступать в олимпиадах и конкурсах. Индивидуальные траектории развития могут пролегать не только через уроки, но и через систему дополнительного образования, для этого требуется создавать условия. Иногда запросы детей выше желания работать педагогов. Ученики подталкивают нас к активности, движению вперед. Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте