search
main
0

Преданность науке можно воспитать и на школьной скамье

Ирина БОБРОВА, директор лицея №1575: – В условиях стремительного увеличения совокупности знаний человечества и актуальной необходимости человека любого возраста каждые несколько лет осваивать новые специальности возникает проблема не приобретения множества готовых знаний, а выработки методов освоения новых знаний. Поэтому внедрение исследовательской и проектной деятельности в практику работы столичных школ не дань моде, а требование времени. Актуальной становится задача формирования у школьников основных умений и навыков исследовательской и проектной деятельности.

Новые подходы к образованию требуют новых форм и методов организации образовательного процесса, использования новых педагогических технологий. Одной из таких педагогических технологий стал метод проектов. Реализация этого метода в нашем лицее происходит в рамках городской экспериментальной площадки «Содержание и организационно-педагогические условия проектной деятельности учащихся в образовательном процессе», которая начала работать в 2006-2007 учебном году. Проектно-исследовательская деятельность учащихся внедрена в образовательный процесс лицея: как в учебную работу (уроки, элективные курсы, спецкурсы), так и во внеурочную деятельность (отдельные часы для проектной деятельности в учебном плане, занятия в центрах, клубах, кружках, секциях и так далее). При этом используются различные формы организации проектной деятельности учащихся: установочные и обучающие семинары, «круглые столы», научно-практические конференции для учителей-экспериментаторов, постоянно действующее методическое объединение учителей-экспериментаторов, индивидуальная работа учителей, преподавателей вузов, научных руководителей проектов с каждым учащимся, просветительские выставки, социальные акции, постоянно действующий ученический комитет по проектной деятельности.

Одна из наиболее интересных форм организации проектной деятельности учащихся – конкурс проектных и исследовательских работ «Открытие», который проходит в нашем лицее ежегодно.

Подготовка к конкурсу началась с разработки замысла конкурса. Первоначально оргкомитет по подготовке конкурса отталкивался от предложения о научном рецензировании ученических проектных и исследовательских работ, поступающих на конкурс. Но подумав серьезно над вопросом: «Зачем мы проводим этот конкурс?», мы расставили смысловые акценты мероприятия. Конкурс должен быть:

значимым детско-взрослым мероприятием;

формой организации рефлексивных процессов;

возможностью для детей занимать личностную позицию, отстаивать свою точку зрения.

Для того чтобы эти замыслы были реализованы, была разработана структура организации конкурса. Сам конкурс предусматривает три этапа. Каждый этап конкурса имеет свой педагогический смысл. На первом этапе при встрече с компетентными экспертами – это презентация учащимися своей точки зрения и встреча с другими профессиональными точками зрения, которые позволяют увидеть новые контексты, более широкое пространство собственной деятельности.

На втором этапе – это защита своей точки зрения, дискуссия и демонстрация лучших образцов проектных и исследовательских работ.

На третьем этапе – это обсуждение результатов и оценка работ учащихся. Этот этап позволяет учесть работу каждого учащегося, то есть несет рефлексивную составляющую. Он интересен еще и тем, что задает событийность и создает традицию лицея.

I этап – «Ярмарка идей»

Участники первого этапа конкурса представляют свою проектную или исследовательскую работу, снабженную аннотацией, и постер, на котором есть:

– название работы;

– информация об авторе проекта;

– информация о научном руководителе проекта;

– цель работы;

– содержание работы по проекту;

– описание основных результатов работы, итог работы;

– список используемой литературы.

В этом этапе конкурса принимают участие практически все учащиеся 7-11-х классов нашего лицея. Презентация работы проводится авторами самостоятельно, На защиту работы отводится 5-7 минут, участники могут пользоваться техническими моделями, фотоальбомами, макетами. Эксперты оценивают работу, постер, беседуют с проектантами по теме работы. В состав экспертной комиссии входят научные руководители городской экспериментальной площадки, представители структурного подразделения экспериментально-инновационной деятельности окружного методического центра, представители образовательных учреждений – участники городской экспериментальной площадки, учителя лицея №1575. На наш взгляд, такая форма конкурса предоставила учащимся возможность полезного живого общения с экспертами и получения ценных рекомендаций по их работе. Мы поняли, что требуется четкая организация встречи учащихся с экспертами именно на первом этапе конкурса – «Ярмарке идей». На наш взгляд, у каждого эксперта должно быть не более 3-4 работы, чтобы учащиеся долго не томились в ожидании своей очереди представления работы. Не следует упускать из виду и тот факт, что пространство, где находятся участники конкурса со своими постерами, должно быть достаточно свободным.

II этап – публичная защита работы

Участники второго этапа конкурса представляют свою работу с аннотацией, на защиту работы отводится не более 10 минут, она может сопровождаться компьютерными презентациями, видеороликами. Защита работ проходит по параллелям 7-8-х, 9-х, 10-11-х классов. Члены жюри обязательно задают вопросы участникам конкурса, оценивая умение учащихся отстаивать свою точку зрения и умение вести дискуссию. В жюри входят учителя лицея и представители других образовательных учреждений. Таким образом, осуществляется сетевое взаимодействие в рамках городской экспериментальной площадки.

III этап – подведение итогов конкурса, торжественная церемония вручения наград

Итоги лицейского конкурса проектных и исследовательских работ подводятся жюри, в каждой параллели присуждаются I, II, III места, выявляются победители в номинациях «За преданность науке», «За социальную значимость», «За оригинальность идеи». Призеры I-III мест и победители в номинациях в торжественной обстановке награждаются грамотами. Неформальным завершением торжественного вручения наград становится фуршет.

Надо отметить, что организация и проведение конкурса проектных и исследовательских работ в лицее предполагают большую подготовительную работу. Это, во-первых, разработка и сопровождение ученических проектов, то есть инициирование и курирование проектов. Для этого обязательно нужен руководитель, который направляет и помогает двигаться ребенку более эффективно. Такими руководителями в лицее стали наши учителя, преподаватели вузов. Таким образом, у каждого ученика есть руководитель, а у каждого учителя-экспериментатора – руководство несколькими проектами. Во-вторых, необходимо создание команды экспертов, причем такой, чтобы в нее входили «внешние» эксперты. Для этого можно использовать ресурсы округа, города. Например, договариваться о взаимном «бартере» с какой-либо школой. В-третьих, нужны согласование позиций педагогов и экспертов, выработка общих критериев оценки проектных и исследовательских работ учащихся.

Очень важно отметить, что завершение конкурса проектных и исследовательских работ учащихся – это не завершение проектной деятельности в лицее, а новая точка отсчета, новый виток развития проекта. После проведения конкурса важна детская и взрослая рефлексия по поводу всей проделанной работы, так как какие-то проекты завершаются, а какие-то продолжаются. Для этого в нашем лицее были проведены опросы, анкетирование, психологическое тестирование среди учащихся, педагогов, родителей. По общему мнению, впервые проведенный лицейский конкурс проектных и исследовательских работ был удачен. И поэтому проведение таких конкурсов станет доброй традицией нашего лицея и ляжет в основу системы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. Ведь проектная и исследовательская деятельность учащихся в целом самым благотворным образом влияет на качество обучения, развития и воспитания наших учеников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте