search
main
0

Позиция “да” и позиция “нет” Занимательная энциклопедия практического права

Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем
Вопрос или проблема являются сложными, если возможно предложить несколько подходов к их решению. Среди них выделяются так называемые дискуссионные, по которым в обществе существуют по крайней мере две противоположные точки зрения. При этом каждая имеет значительное число своих сторонников и поддерживается убедительной аргументацией. Между двумя полярными точками зрения могут существовать различные промежуточные. Как правило, дискуссионный вопрос или проблема формулируются в виде вопроса, на который можно дать ответ “да” или “нет”. Например: “Нужно ли менять Конституцию? Следует ли запретить аборты? Сможет ли принятие более суровых законов снизить уровень преступности?”
Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем – один из основных приемов в преподавании права и граждановедения, поскольку право и политика наиболее активно проявляют себя именно в проблемных ситуациях. Через такие обсуждения учащиеся учатся видеть сложные и дискуссионные вопросы и проблемы, решать их, понимать различные позиции.
Существуют разные методы: различные виды дискуссий, мозговой штурм, карусель, “один-вдвоем – все вместе” и другие. Многие процедуры и методы, направленные на решение проблем: судебные разбирательства, переговоры, общественные слушания и другие, также хорошо подходят для этого. В принципе почти все интерактивные методы ориентированы на обсуждение и решение сложных и дискуссионных вопросов (проблем).
В то же время обсуждение дискуссионных вопросов и проблем затрагивает личные убеждения и провоцирует эмоциональные реакции, что может вызвать сложности у педагога.

Следующие правила работы с дискуссионными проблемами помогают тренерам и педагогам держать ситуацию под контролем и проводить занятия на высоком уровне.

1. Тщательно планируйте обсуждение:
Выберите дискуссионный вопрос или проблему. Удостоверьтесь, что выбранная тема – актуальный вопрос общественной жизни страны или вашего региона (вашей местности) и в то же время представляет интерес для учащихся, учитывает их возрастные особенности, познавательные потребности и социальный статус.
Подготовьте материал, который учащиеся должны будут прочитать. Постарайтесь, чтобы были представлены все основные точки зрения по данной теме и дан достаточно глубокий анализ проблемы.
Выберите метод проведения обсуждения. Свободная дискуссия проходит успешно только в том случае, если ведущий и (или) участники уже имеют опыт подобного рода.
Прежде чем проводить дискуссию в аудитории, дайте учащимся домашнее задание по изучению подготовленного материала. Представьте список дополнительной литературы и иных источников по данной теме.
Продумайте три-четыре способа, с помощью которых можно начать обсуждение, на тот случай, если вам не удастся сразу же разжечь дискуссию (попросите самих учеников задавать вопросы, высказать с места свое мнение по поводу вступительного вопроса, оттолкнитесь от личного опыта учеников, связанного с темой дискуссии, и т.д.).
Составьте список вопросов, которые вам помогут направлять обсуждение и концентрировать внимание класса.
Подготовьте интерактивные упражнения и разминки для переключения внимания и смены видов деятельности.
2. Правильно представьте учащимся дискуссионный вопрос и проблему:
При представлении вопроса (проблемы) будьте нейтральны. Заранее не высказывайте своего предпочтения той или иной точке зрения.
Убедитесь, что учащиеся понимают проблему; при необходимости используйте вопросы, чтобы обеспечить понимание.
Признайте, что разногласия имеют право на существование. Они являются частью общественной жизни, и учащиеся должны научиться обсуждать рассматриваемые противоречия.
Знакомьте учащихся с противоположными позициями корректно и справедливо (обеспечивайте сбалансированность различных позиций).
3. Выработайте совместно с ребятами (или согласуйте с ними) правила работы с дискуссионными вопросами и проблемами, например:
Критически относитесь к мыслям, но не к людям.
Чтобы попросить слова, поднимите руку.
Не прерывайте других. Не говорите одновременно.
Выслушивайте мнения других, даже если вы с ними не согласны.
Повторяйте своими словами высказывания других, чтобы научиться внимательно слушать и убедиться в том, что вы правильно поняли смысл утверждения собеседников.
Старайтесь найти наилучшее решение проблемы, а не переспорить собеседников.
Не уклоняйтесь от темы и будьте кратки.
Избегайте длинных историй, анекдотов или примеров.
Поощряйте других к участию в обсуждении.
Будьте доброжелательны и терпимы к мнениям других.
Можно эти правила оформить в виде плаката и повесить в классе (либо размножить и раздать учащимся). Следите за соблюдением правил в аудитории. Неоднократно обращайтесь к правилам.
4. Будьте сами примером при проведении обсуждения:
Соблюдайте принятые правила.
Позволяйте учащимся подвергать сомнению вашу позицию.
Признавайте, что в вашей позиции есть неясности, сложности и слабости.
Проявляйте уважение ко всем мнениям.
Сосредоточьте внимание на доказательствах и достоверной информации.
5. Во время проведения обсуждения:
Делайте пометки, которые помогут вам подводить итоги и держаться в рамках обсуждаемой проблемы.
Активно пользуйтесь невербальными (несловесными) знаками, которые позволяют поддерживать течение разговора: жесты и мимика помогают управлять обсуждением, не прерывая его.
Внимательно слушайте учеников, следите за ходом обсуждения, за настроением, не позволяйте уклоняться от темы и т.д. Для того чтобы вернуться к сути дискуссии, скажите, например, так: “Похоже, мы утеряли нить беседы, давайте вернемся к понятию такому-то…”
Проясняйте сомнения учеников.
Регулируйте эмоциональный тон дискуссии. Задавайте конкретные вопросы, чтобы побудить обсуждение, и абстрактные, чтобы охладить спор. Замечания типа “Давайте успокоимся” или “Это никуда нас не приведет. Давайте перейдем к следующему этапу” также помогут снять эмоции.
С другой стороны, не пресекайте на корню любые попытки разногласия.
Будьте начеку, следите за признаками затухания дискуссии. Можно сменить задание, задать “провокационный” вопрос, сменить роли и т.д.
6. Всегда оставляйте достаточно времени для подведения итогов. Чтобы подвести обсуждение к концу, спросите учащихся, например: “Не хотите ли вы что-то еще добавить, перед тем как мы подведем итог?” Используйте и другие вопросы для подведения итогов. В качестве подведения итогов возможно рассмотреть различные аргументы, альтернативы решения проблемы, последствия решения этой проблемы, реальные примеры решения вопроса. Возможные вопросы:
Каковы наиболее убедительные аргументы обеих сторон? Перечислите их.
Если по этому списку возникают вопросы, где можно получить дополнительную информацию?
Если эта тема вас по-настоящему волнует, что вы можете сделать? Следует ли вам это делать?
Какие альтернативы и кому вы могли бы предложить?

Займи позицию (шкала мнений)
Этот метод – хорошее начало для работы с дискуссионными проблемами и вопросами. Метод полезно использовать как вводное упражнение, для того чтобы продемонстрировать разнообразие мнений по изучаемой теме, дать учащимся возможность выразить свою точку зрения и применить на практике навыки общения. Его можно также использовать в конце урока для оценки понимания учащимися данной темы.
Рассматривая полярные позиции по дискуссионной проблеме, учащиеся:
знакомятся с альтернативными позициями;
прогнозируют, какие последствия для общества и для отдельных людей будут иметь индивидуальные позиции и политические решения;
на практике используют умение отстаивать свою позицию;
на практике учатся выслушивать мнения других;
получают дополнительные знания по теме.

Порядок проведения
Предварительно:
1. Сформулируйте дискуссионный вопрос, предусматривающий противоположные ответы (например: вы “за” или “против” смертной казни?).
2. Подготовьте “шкалу мнений”: на доске нарисуйте линию (можно также использовать прикрепленные к стене таблички или протянутую по полу веревку). На шкале напишите варианты ответов, например: за смертную казнь; скорее за; скорее против; против смертной казни.
При проведении:
1. Задайте аудитории дискуссионный вопрос и дайте учащимся время подумать над их позицией по этому вопросу.
2. Попросите отдельных или всех учеников подойти к “шкале мнений” и занять позицию – то есть встать у соответствующего их мнению варианта ответа.
3. Объясните правила упражнения:
уточните свою позицию (например: “я за смертную казнь, но только в исключительных случаях”);
объясните, почему вы заняли эту позицию;
при ответе можно использовать ПОПС-формулу: позиция – обоснование – пример – следствие;
каждому следует привести по одному аргументу в защиту своей позиции;
в процессе дискуссии можно поменять позицию, если аргументы других участников вас убедили.
4. Задайте вопрос по очереди ученикам, занявшим разные позиции: “Почему вы заняли эту позицию?”.
5. Спросите также тех, кто поменял свою позицию, почему это произошло.
6. Можно использовать прием парафраза (активного слушания) – попросите участников, занимающих разные позиции, повторить, как они поняли аргументы другой стороны.

Подведите итоги.
Во-первых, оцените аргументы участников (особенно это полезно сделать в том случае, если только часть учащихся занимала позицию; в этом случае оценку должны давать другие учащиеся). При оценке попросите участников назвать наиболее убедительный аргумент, который они услышали от противоположной стороны, а также те аргументы, которые остаются обоснованными, заставляют более глубоко задуматься, волнуют учащихся.
Во-вторых, проанализируйте количественное соотношение сторонников разных позиций, сравните это соотношение с общественным мнением.
В-третьих, обсудите, при каких условиях возможно изменение позиции.
В заключение рассмотрите возможные последствия позиций. Что произойдет, если их позиция будет отражена в законе или в политике? Какое влияние оказывают различные мнения на общество в целом и на отдельных людей?

ПОПС-формула
ПОПС-формулу полезно использовать при обсуждении сложных (дискуссионных) проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию (например метод “Займи позицию”), а также при проведении других уроков, связанных с общественными проблемами. Этот метод знакомит учащихся с простой формой работы на уроке, когда необходимо выработать аргументы или мнения. Он помогает им прояснить свои мысли, а также сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Он учит кратко излагать свою мысль и не отклоняться от темы.

Порядок выполнения
1. Дайте ученикам задание прочитать правила использования ПОПС-формулы.
2. Объясните этапы и ответьте на возможные вопросы учащихся. Приведите пример каждого из этапов.
3. Предложите добровольцам попробовать применить эти этапы к любой теме по их выбору.
4. Проверьте понимание. Формулу можно изменять, например, предлагая учащимся приводить несколько мнений или примеров.
5. Когда формула будет понятна всем учащимся, приступайте к упражнению, для которого вы хотите использовать этот метод (“займи позицию”, общественные слушания и т.п.).

Проективные техники
Под этим названием скрывается довольно простой прием – проектирование учащимися вариантов ответа или решения сложной (дискуссионной) проблемы при различных условиях. Например, попросите учащегося представить, как бы он решил ту или иную проблему, если бы он был президентом, губернатором, депутатом, юристом, потерпевшим, подсудимым и т.д. В зависимости от характера проблемы используйте роли представителей разных социальных слоев, профессий, полов, возрастов, национальностей, культур, исповеданий. Поместите эту проблему в разное время и эпохи, в разные страны. Можно представить ваш вопрос в виде предложения, которое учащиеся должны продолжить: “Если бы я был президентом, то…”
Этот метод помогает понять сложность общественных проблем, а также позиции других сторон. Данный метод можно использовать совместно с другими методами, например с методом “Смени позицию” (см. п. 9.6, стр. 69).

Один – вдвоем – все вместе
Этот метод особенно полезен на начальных этапах обучения учащихся работе в малых группах и работе с дискуссионными проблемами. Он позволяет учащемуся сначала подумать самому, потом поделиться своими соображениями с партнером и только после этого – со всей аудиторией. Метод можно использовать для развития навыков и умений убеждения.

Карусель
Этот метод вовлекает всех учащихся в дискуссию, дает возможность каждой группе поделиться своими идеями и (или) продолжать работу по обмену идеями или информацией с целым классом на равных для всех условиях. Он эффективен, когда вопросы сначала обсуждаются в малых группах, а затем представители каждой группы делятся результатами обсуждения со всей аудиторией (например методы 9.5 “один – вдвоем – все вместе”).

Порядок проведения
1. Когда малые группы завершили выполнение своего задания и готовы представить результаты своей работы, попросите каждую группу по очереди представить одну из идей (один из аргументов), которые они обсуждали.
2. Продолжайте по кругу, пока не исчерпаются все идеи, информация или ответы.
3. Как вариант попросите учащихся сравнить идеи (аргументы) предыдущих выступающих со своими.
4. При выполнении упражнений по разрешению проблем деликатного и личного характера, когда учащиеся могут стесняться высказывать свое настоящее мнение (например по поводу наркотиков), попросите учащихся написать свое мнение или идею на карточках и сдать их, не подписывая. Затем соберите все карточки и составьте список идей (мнений) на доске или начните дискуссию, используя полученные идеи (мнения).

Дискуссия в стиле
телевизионного ток-шоу
Это организованный вид дискуссии, в которой принимают участие все учащиеся. Метод позволяет эффективно контролировать ход обсуждения и оценивать каждого участника, совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе.

Порядок проведения
Предварительно:
1. Сообщите тему дискуссии ее участникам (желательно в форме дискуссионного вопроса, например: “Должна ли быть в России всеобщая воинская обязанность?” или “Есть ли у России особый путь развития?”).
2. Пригласите экспертов или отберите их из числа учащихся.
3. Попросите всех учеников подготовить вопросы к экспертам и продумать собственную позицию по теме дискуссии.
4. Попросите приглашенных экспертов или “экспертов”-учащихся подготовиться к краткому выступлению по теме (2-3 минуты) и приготовить справочную дополнительную информацию. Возможно попросить экспертов сыграть определенные роли (военного, юриста, специалиста из ООН и др.), которые позволили бы им наиболее ярко раскрыть свою позицию.
5. Выясните у экспертов информацию, необходимую для представления их аудитории или придумайте ее для “экспертов”-учащихся (ф.и.о., место работы, должность, профессиональные обязанности, другая интересная информация).
6. Придумайте (или попросите учащихся придумать) название ток-шоу и имя ведущего (педагога или подготовленного учащегося, например старших классов, или студента вуза). Скажем, ведущий дискуссии о демократии может носить имя Дима Кратов. Продумайте антураж (микрофон, специальные отличительные знаки для экспертов и ведущего), что также сделает дискуссию более привлекательной для участников.
7. Организуйте аудиторию по типу студии: зрители размещаются полукругом по отношению к экспертам.

При проведении:
1. Представьте тему ток-шоу и его ведущего (в качестве мотивации может послужить видеофрагмент, цитата из прессы, короткая история…).
2. Представьте экспертов.
3. Сообщите правила проведения ток-шоу:
Сначала эксперты высказываются по проблеме (2-3 минуты каждый) и задают друг другу вопросы.
Ведущий предоставляет слово зрителям.
Зрители получают слово только после поднятия руки.
Зрители могут выступать со своим мнением или задавать вопросы отдельным или всем экспертам (не дольше 1 минуты).
Ведущий и эксперт также имеют право задавать вопросы.
Ведущий имеет право прервать выступающего, превысившего лимит времени.
Эксперты отвечают на вопросы как можно конкретнее и короче.
4. Предоставьте слово экспертам. После выступлений эксперты задают друг другу вопросы.
5. Попросите записать вопросы, на которые не хватило времени, и передайте их экспертам.
6. Поблагодарите экспертов и зрителей за их участие в ток-шоу.
7. Подведите итоги по содержанию дискуссии и форме ее проведения.
Вариант проведения:
“Талоны на выступление”
Для того чтобы ограничить наиболее активных “зрителей” и простимулировать “стеснительных”, можно использовать “талоны (или жетоны) на выступление” – специальные карточки, значки, предметы, которые выдаются в равном количестве всем зрителям (по 1-2-8 штук). Каждый талон дает право на одно выступление. При выступлении ведущий забирает талон у выступающего. Когда заканчиваются все талоны, выступать больше нельзя. Этот прием с талонами (жетонами) можно использовать и при любых других видах обсуждения.

Дебаты
Метод является одним из сложных способов обсуждения дискуссионных проблем. Его стоит применять, когда учащиеся уже имеют опыт работы в малых группах и обсуждения проблем. В дебатах противостояние противоположных позиций достигает своей остроты, поскольку участникам требуется долго готовиться и обосновывать свою точку зрения публично. Как правило, требуется убедить оппонента или аудиторию в правильности своей позиции. Однако возможно поставить и другую задачу – совместно решить проблему. Тогда участники должны будут представить свое видение проблемы и внимательно выслушать другую сторону, чтобы найти общее зерно для согласия. Важно, чтобы участники дебатов не переносили свои эмоции на личности друг друга, учились вести дискуссию дружелюбно и спокойно.
Одним из ключевых моментов подготовки дебатов является выбор и формулирование темы дебатов. Формулировка темы должна подразумевать два противоположных ответа, а следовательно, и позиции, которые имеют примерно равные по весу аргументы. Можно тему сформулировать и следующим образом: “Преступное поведение биологически (не) предопределено”. Тогда одна группа будет отстаивать позицию с “не”, а другая без “не”.

Порядок проведения
Предварительно:
1. Сообщите тему дебатов. Убедитесь, что тема дебатов интересна и понятна учащимся.
2. Предложите учащимся образовать группы сторонников разных позиций (две или три группы). Возможно придумать роли для групп (например группа учителей, группа представителей органов власти, группа родителей, группа учащихся).
3. Подготовьте и раздайте (или сообщите, где найти) материал по теме дебатов. Как правило, учащиеся должны предварительно подготовиться к дебатам.
4. Подготовьте аудиторию. Хорошо, если расположение мебели позволит разным группам выступать со своих “позиций”.

При проведении:
1. Еще раз объявите тему дебатов, представьте группы (или разделите учащихся на группы, если это не было сделано заранее).
2. Напомните правила ведения дискуссии.
3. Определите хронометраж и порядок проведения дебатов. Например, время на подготовку в группах – 15 минут; общее время на выступления каждой группы – 10 минут; еще 15 минут на общую дискуссию и подведение итогов. Каждая группа имеет право на три выступления в рамках своих 10 минут (одно – заявление своей позиции и аргументов, два других – ответы на выступления и вопросы других групп).
4. Объявите начало подготовки к дебатам. Во время этого этапа группа должна распределить роли, определить выступающих, продумать, как лучше использовать отведенное время, какие вопросы подготовить для других групп. Для презентации своей позиции группы могут написать на ватмане или на доске план выступления, выделить наиболее яркие аргументы, начертить таблицы и схемы, сделать рисунки и др.
5. По окончании подготовки объявите о начале дебатов. Для оценки выступлений можно выбрать или пригласить “судей” (специалистов в этой области, студентов, старшеклассников и т.п.). Вести дебаты можете вы сами либо пригласить для этой роли подготовленного ведущего (активиста местного самоуправления, сотрудника общественного объединения, студента, старшеклассника и т.д.). Ведущий открывает дебаты, представляет “судей”, предоставляет слово группам, следит за временем (если не назначен хронометрист), просит “судей” подвести итоги.
6. Если было дано задание найти общее решение, следующим этапом проведите общую дискуссию и закончите ее голосованием. Возможно применение рейтингового голосования (каждый имеет право голосовать за одно, или два, или три предложения; выбирается то решение, которое наберет наибольшее число голосов).
7. Подведите итоги. Если участвовали приглашенные специалисты – предоставьте им слово. Обсудите качество аргументов, соблюдение правил ведения дискуссии. Попытайтесь спрогнозировать решение по этому вопросу, которое могло бы быть принято в действительности.

Симпозиум
Этот метод близок к методу телевизионного ток-шоу. Основное различие состоит в том, что “эксперты” становятся “докладчиками” и “оппонентами докладчиков” по определенной теме (оппоненты должны представить точку зрения, отличающуюся от позиции докладчика). Время для выступления может быть разным, например от 5 до 10 минут. Для выступлений требуется основательная предварительная подготовка. Докладчики и их оппоненты также могут быть приглашенными специалистами или учащимися. Темы докладов можно определить, выделив различные элементы проблемы или различные подходы в ее решении. Если позволяет время, то можно определить и содокладчиков, которые могут осветить отдельные аспекты темы каждого доклада. Содокладчики выступают 2-3 минуты. Участники могут задавать вопросы, выступать со своими дополнениями и соображениями после каждого доклада (и содоклада), а также в конце всех выступлений. Ведет симпозиум сам педагог или специально подготовленный учащийся.

Порядок проведения
Предварительно:
1. Выберите тему симпозиума.
2. Определите и подготовьте докладчиков и оппонентов (включая подбор материала).
3. Продумайте мизансцену и подготовьте аудиторию: поставьте столы для докладчиков, сделайте “трибуну”. Остальные участники могут сидеть в любом порядке.
При проведении:
1. Объявите тему симпозиума, представьте докладчиков и оппонентов.
2. Познакомьте с регламентом работы. Например: доклады – до 7 минут, содоклады и выступления оппонентов – до 2 минут, вопросы и выступления в прениях – до 1 минуты, общее время на прения после каждого доклада – 5 минут.
3. Предоставьте слово первому докладчику, а затем – содокладчику (если он есть) и оппоненту.
4. После выступлений предложите всем участникам задать вопросы и выступить с ремарками.
5. Повторите данную процедуру с каждым докладом.
6. В заключение подведите итоги.

Разрешение проблем
Разрешение проблем. Общие рекомендации
Разрешение проблем – это не только постоянное занятие каждого человека, но и один из основных видов деятельности гражданина государства. Саму демократию можно определить как “процесс совместного решения общественных проблем”. Поэтому все учащиеся могут (и должны) научиться разрешать проблемы, используя различные методы. Некоторые из методов, описанных под рубрикой “Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем”, можно использовать также и для обучения решению проблем. В рубрике “Разрешение проблем” приводятся методы, специально нацеленные на обучение способам решения проблем: переговоры, медиация, судебные разбирательства, общественные слушания и др.
Занятия, предоставляющие учащимся возможность разрешения проблем, могут развивать у них желание обмениваться идеями, выслушивать других людей, уважать их права, а также способствуют приобретению положительного опыта по использованию различных инструментов решения проблем.

Этапы разрешения проблем
Этап 1. Представьте суть проблемы.
Этап 2. Решите, насколько важна эта проблема, чтобы ею заниматься.
Этап 3. Обдумайте все возможные решения или их варианты.
Этап 4. Рассмотрите положительные и отрицательные последствия каждого варианта.
Этап 5. Выберите вариант решения, который представляется оптимальным, и договоритесь о том, чтобы опробовать его.
Этап 6. Если вариант решения окажется неэффективным, попробуйте следующий или начните эту процедуру сначала. Делайте это до тех пор, пока проблема не будет решена.
Используя этот материал или советы из книги для ученика, можно предложить учащимся различные виды групповой работы, метод мозгового штурма, а также использовать их для домашних заданий (включая письменные).

Виктор ПРОНЬКИН,
ректор;
Аркадий ГУТНИКОВ,
проректор Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г.Ольденбургского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте