search
Топ 10

Пожелания на будущее

Стало хорошей традицией в одну из летних смен лагеря «Московия» открывать школу русского языка для ребят из СНГ и Балтии. Это проект Юрия Лужкова, реализуемый Департаментом образования Москвы. В этом году смена была очень необычной: учились не только 320 школьников из почти сорока стран, но и педагоги, сопровождавшие их. Поскольку все они были учителями русского языка, Департамент образования устроил для них своеобразную школу повышения квалификации. 72 часа каждый педагог повышал свою квалификацию, чтобы получить сертификат, удостоверяющий это.

Раиса ВИЯЖЕВА, учитель русского языка Узбекской республиканской гимназии социального направления при Институте дипломатии и экономики:

– Обучение в нашей гимназии идет на узбекском языке, но интерес к русскому языку очень большой. Дети так хотят выучить язык, говорить на нем. Когда гости приходят на наши уроки, они думают, что попали в русскую школу, так хорошо ребята говорят на русском языке. В «Московии» мне понравилось. Во-первых, тут было исключительно радушное отношение к нам, во-вторых, специалисты, которые работали с нами, были экстра-класса. Нам читали фонетику, педагогику, методику, давали уроки. Политику делают руководители. Сначала во всех странах была ориентация на Америку и на английский язык, теперь, когда Россия восстановила свое былое лидерское положение в мире, все политики вспомнили и о русском языке. У нас в гимназии было два часа русского языка в неделю, теперь начался эксперимент, и появились четыре – пять часов в неделю в младших классах.

Анна НАСТОРОНЬ, преподаватель русского языка из Краковского общеобразовательного лицея (Польша):

– У нас в Польше русский язык – второй национальный язык, который изучают два часа в неделю. Совсем недавно, когда случались праздники и нужно снять занятия, снимали, к сожалению, русский язык. Сегодня ситуация поменялась, поскольку дети высказывают настойчивое желание изучать именно этот язык, а не английский. У нас в Польше немного другая система образования: 6 лет – начальная школа (знаю, что в Москве тоже сегодня переходят на это), 3 года – гимназия, три года – лицей. Для меня лично пребывание в «Московии» было ценным, так как я могла все время говорить на русском языке и совершенствовать свои знания.

Перед самым закрытием смены педагоги несколько часов беседовали с руководителем Департамента образования Любовью Петровной Кезиной, делегации разных стран высказывали свое мнение о том, как выстраивать совместную работу в будущем. Разговор этот был сугубо по делу, интересующему всех.

Азербайджан

Впервые на постсоветском пространстве в Москве организованы школа для особо одаренных детей «Интеллектуал», школа для малолетних правонарушителей «Шанс», мы хотели бы подробно познакомиться с работой этих школ, потому что у нас пока такого нет. Мы хотели бы, чтобы департамент во время летней школы устроил для нас выставку методической литературы, а мы смогли сделать заказ и приобрести ее. Такой хорошей литературы нет у нас в республике, мы хотели бы все же быть в курсе всех тех новаций, которые появляются в столице России.

Белоруссия

Курсы повышения квалификации, которые были подготовлены и проведены для учителей русского языка, были великолепны, спасибо Московскому институту открытого образования. Особый интерес вызвали лекции Ольги Синевой, Марины Боровиковой, на одном дыхании мы слушали Наталью Шемякину. Для нас бесценным было то занятие, которое провела Надежда Самойлова, познакомив с мультимедийными средствами обучения. Сразу захотелось в школу и работать, работать, работать. Хотим, чтобы такие замечательные практики-профессионалы приезжали к нам в республику и проводили там мастер-классы. Тогда большее количество учителей смогли бы приобщиться к тому, что делается в России. Хорошо было бы проводить отдельно занятия для учителей русского языка, которые преподают его как иностранный и как родной. Поддержка Москвы позволяет нам плодотворно работать и пропагандировать русский язык и русскую культуру.

Болгария

Прекрасно, что наши дети получили возможность пообщаться с друзьями из разных стран и поговорить с ними на одном языке – русском, познакомиться с разными культурами. Мы хотели бы, чтобы в будущем для учителей было проведено больше экскурсий, поездок по учебным заведениям столицы России, потому что здесь столько поистине уникальных школ, гимназий, лицеев, каких нет не только в Болгарии, но, думаем, во многих других странах.

Таджикистан

Наша страна – самый южный рубеж СНГ, но тепло душ, которым нас окружили в Москве, было для нас удивительным. В Душанбе есть университет, который готовит преподавателей русского языка, но, к сожалению, есть такая проблема, что на курсы повышения в дальнейшем преподаватели практически не попадают. Такова экономическая ситуация в Таджикистане, что педагоги сами приехать в Москву, чтобы получше узнать о новых методиках, о тех технологиях и средствах, которые тут применяются, не могут. Может быть, Москва смогла бы найти возможности, чтобы побольше московских учителей приезжали к нам. У нас в Душанбе, например, очень мало известно о мультимедийных средствах преподавания, которые широко и успешно используются в московских школах, за время летней школы мы узнали много из того, о чем даже не подозревали, а в Москве все это давно стало обычной практикой. У нас многого из того, что есть в Москве, нет вообще, и неизвестно, когда появится. Москвичи, как нам кажется, могли бы нас многому научить. И еще: если бы учителя, которые приезжали бы к нам, привозили бы еще и каталоги той серьезной методической литературы, которая в большом количестве издается в столице России, для нас это было бы большим счастьем. Мы знаем, что правительство Москвы выделяет 10 миллионов рублей на то, чтобы Департамент образования посылал учебники в СНГ, их получают от посольства России в Таджикистане российская школа СНГ и Российско-Таджикский университет в Душанбе. Сегодня министерство образования Таджикистана вышло с предложением, чтобы наши педагоги готовили свои учебники русского языка для таджикских школ, но не думаем, что они будут такими же по содержанию, как те замечательные книги, которые мы получаем от Москвы. Так что и московские учебники нам тоже очень нужны.

Литва

Наше молодое поколение выросло при другом строе, о России оно знает мало, создается впечатление, что в России все очень плохо, а на Западе все очень хорошо. Русский язык идет у нас вторым после английского, но с каждым годом уменьшается число часов на него, уменьшается и объем выпускаемой литературы. Информация о России у нас в стране совсем не такая, как на самом деле. Когда наши ребята приехали в Россию, они увидели, как она прекрасна. Мы хотели бы, чтобы Москва нашла возможность приглашать в летнюю школу побольше детей, потому что только они в будущем смогут построить хорошие дружеские отношения Литвы с Россией.

Казахстан

Нынешний год в Казахстане – год А.С.Пушкина, а в России – год нашего великого просветителя, философа Абая, который еще в ХIХ веке сделал очень многое для того, чтобы наладились связи между двумя народами. Абай писал, обращаясь к тогда совершенно неграмотному народу Казахстана: «Изучайте языки других народов, ибо вы наравне с этим народом становитесь. Изучайте язык великого русского народа, ибо культура всего мира придет к нам именно через русский язык». Нам нужно знакомиться с культурой друг друга, нужно создать музей «Московии», чтобы, приезжая, делегации разных стран знакомились с тем, как развивается образование у их соседей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту