search
main
0

Постоянный выбор своего решения Активные методы преподавания граждановедения

Американский ученый Б. Блум выделяет 6 уровней развития познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Каждый из них ценен сам по себе и ведет ребенка к ощутимому результату. Но всякий учитель будет стремиться к тому, чтобы на его уроке ученики освоили все ступени этой лесенки и чтобы в будущем привычка к творческому уровню работы (анализу, синтезу, оценке) была залогом и почвой новых открытий в науке, новых достижений в различных отраслях народного хозяйства и культуры. “Новые знания формируются не только простым наложением их на уже имеющиеся, но через переструктурирование всего узнанного прежде, отказе от неадекватных представлений, использовании аналогий и метафор. Успешное развитие познавательных способностей требует постановки новых вопросов, выдвижения и проверки гипотез”.
Процесс развития предполагает сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса… Как же должны измениться роли преподавателей и учащихся в этом процессе? Они должны стать свободнее, что позволит им видеть мир многогранным, осознавать принятые в нем допущения, подвергать эти допущения сомнению и разрабатывать новые взгляды и подходы.

Критическое мышление
Критическое мышление означает не негативность суждений и критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов и философий, с тем чтобы выносить обоснованные суждения и решения. “Критическое” в этом контексте означает “аналитическое”.
Опираясь на прочную базу российского образования (В. Давыдов, Д. Эльконин, Л. Занков и др.), группа российских и американских работников образования разработала следующее определение: критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Чтобы внедрить критическое мышление и изменить соответственно роли преподавателей и учащихся, требуются модели среды обучения (в рамках урока граждановедения), в которой учащиеся могут проводить исследования, делать открытия и осуществлять разработки. Эти новаторские методы должны акцентировать творчество, рефлективное обучение, построенные на сотрудничестве с преподавателями взаимоотношения, самостоятельность школьников в осуществлении открытий. Нужна новая техника обучения, которая выделяла бы:
технику “размораживания” (от догмы к творчеству) предшествующих методов;
обучения (группы по проведению дискуссий, критическая постановка вопросов);
технику обучения в малых группах;
методологию решения проблем (ситуационный анализ, игры, имитация ситуаций);
исследование многообразных перспектив (критическая постановка вопросов, споры, “мозговые штурмы”);
технику тестирования допущений, делаемых как учащимися, так и преподавателями (критические инциденты, ролевые игры);
технику приведения обучения в соответствие с готовностью учащихся;
моделирование уроков по каждому предмету и в каждом классе;
методы управления групповым процессом (как управлять взаимодействием, справляться с шумом, молчанием и другие техники управления классом).
В основе всех активных форм и методов преподавания лежит формирование критического мышления, так как они предполагают свободное высказывание мысли, всестороннее рассмотрение проблемы, уважение мнения собеседника и постоянный выбор своего решения на основе полученных знаний и принятых во внимание рассуждений.

Метафорическое исследование
Метод разработан в конце 50-60-х годов американским психологом У. Гордоном на основе известного метода “мозгового штурма”. Основные моменты синектики таковы.
1. Первоначальная постановка проблемы.
2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации (учеником, учителем или экспертом).
3. Поиск способов решения проблемы (ученики предлагают различные варианты, учитель и эксперт при этом комментируют предложения).
4. Переформулирование проблемы (каждый это делает самостоятельно в соответствии со своим пониманием проблемы).
5. Совместный выбор одного из переформулированных вариантов проблемы (первоначальный вариант временно откладывается).
6. Выдвижение образных аналогий (символических и личностных).
7. “Подгонка” подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы (здесь группа определяет, решена поставленная проблема или же следует избрать новый подход, а возможно, и отложить решение на некоторое время).
“Специфической чертой данной модели является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная; обсуждение и отбор эмоционально-образных, “метафорических” аналогий ведется в обстановке тесного межличностного взаимодействия”.

Метод проектов
Проект – это буквально “брошенный вперед”, то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Метод проектов – это не возврат к опыту 20-30-х годов, это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных качеств личности. Метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Изучение этого вопроса требует делать акцент на том, что именно проектная деятельность является примером взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности. И. Чечель подчеркивает, что “активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, имея в виду, что учащимся трудно:
намечать ведущие и текущие задачи;
искать пути решения, выбирая оптимальный при наличии инициативы;
аргументировать и осуществлять выбор;
предусмотреть последствия выбора;
действовать без подсказки;
сравнивать полученное с требуемым;
корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Деятельность в рабочих группах помогает подросткам научиться работать в команде. При этом неизбежно происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить в других (в том числе индивидуальных) условиях. Здесь формируется свой собственный аналитический взгляд на информацию. Школьники свободны в выборе видов деятельности для достижения поставленной цели. Даже неудачно выполненный проект имеет большое положительное педагогическое значение. Подростки самым подробным образом анализируют логику, объективные и субъективные причины неудач, неожиданные последствия деятельности и т.п. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности. Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовались 1-я логическая цепочка: интерес – выбор – успех (неудача) – рефлексия – адекватная оценка (самооценка) – рефлексия – интерес, выбор; и 2-я логическая цепочка: урок (актуализация темы, выбор тактики) – внеурочная деятельность (сбор материала, интервью, анализ, обобщение, действие) – урок (представление своей деятельности, анализ результатов, обсуждение перспектив).
Ключевым для учителя граждановедения является понятие стиля обучения. Авторитарный – серьезная проблема в демократизации школы. По мнению А. Тубельского, стиль обучения связан не только с личностными, но и с когнитивными особенностями, а значит, и с господствующим типом знания.
Проведенное в 40-е годы в Калифорнийском университете исследование Т. Адорно, Е. Френкел-Брусвика, Д. Левинсона и Р. Санфорда показало, что авторитарный синдром (чрезмерный упор на правильность родительских взглядов и ценностей, требование безусловного послушания, подкрепленное наказаниями, манипулирование ребенком) развивает в нем выраженную покорность авторитету взрослых, которая потом распространяется на авторитет любого начальника. Покорность сопровождается нерассуждающим признанием правоты лица, облеченного властью. Однако при этом имеет место сильная враждебность по отношению к взрослым или начальству. Подавляемая враждебность проявляется в переориентации агрессивных импульсов в более безопасный адрес: меньшинств, лиц, имеющих низкий общественный статус, иногда самого себя. Следовательно, гражданское образование, учитывая опыт исследований и ставя своей задачей воспитание в подростке гражданского творчества, активности и ответственности, а не бездумного послушания, должно исключать авторитаризм как педагогическое условие и как самостоятельную ценность. Любая активная созидательная деятельность ребенка на уроке должна поощряться и анализироваться с позиции уважения к его личности и понимания того, что ученик имеет право на ошибку.
Для учителя граждановедения всякая ситуация (положительная или отрицательная) является благодатной в обучающем плане, и поэтому все “педагогические провокации” имеют право быть на уроке как методический прием, вызывающий творческое противодействие.
“Поводы к сообщению фактов может представлять самое противоречие ребенка, на которое не отвечать может наставник только по лености или по трусости своей, а никак не по разумному убеждению. Вы заставляете вашего воспитанника сделать что-нибудь, он говорит, что сделать этого нельзя, – а вы ему покажите, КАК это сделать. Он сам что-нибудь хочет совершить, а вы говорите, что это невозможно, и спрашиваете его, как он хотел бы исполнить свое намерение. Он рассказывает свои мечтательные планы, вы последовательно и подробно доказываете неисполнимость его предприятия. И в этом одном столько представляется вам прекрасных поводов передать ребенку множество верных, живых сведений. И поверьте, что ребенок сумеет понять ваши объяснения и принять их к сведению”. Намеренное “запутывание” подростка в его рассуждениях заставляет ставить под сомнение то, что казалось бесспорным, искать более убедительные аргументы, позволяет точнее сформулировать свою идею, а возможно, и отказаться от прежней точки зрения и прийти к иному взгляду или компромиссу – это тоже хороший результат включенности в работу.

Учебные суды
Любой интерактивный метод работы сложен, нужна привычка работы в диалоговом режиме, на него нужно настроиться. Нужна определенная смелость, чтобы искренне сказать то, что ты думаешь, возможно, заранее предугадывая, что твоя позиция вызовет волну несогласия со стороны оппонентов. Нужна адекватная обстановка в классе для процесса столкновения мнений и заинтересованность учащихся в активном участии в такого вида работе. Нужно восприятие классом основных правил при проведении тренингов межличностного общения (первое правило – участвуют все! Второе – как можно больше новых контактов!).
Основные задачи интерактивных методов предусматривают получение детьми ценностных установок на: уважение прав и достоинства личности, мирный способ разрешения конфликтов, сотрудничество, терпимость, честность, законопослушание, ответственность, настойчивость, уважение своих и чужих трудовых усилий, а также отработку привычного поведения в соответствии с этими принципами. Кроме того, для выполнения той или иной роли требуется хорошая теоретическая подготовка учащихся, некое “собирание материала”. Ведь для того, чтобы импровизировать, чувствовать себя уверенно, высказывать свою точку зрения, нужны знания. Тренировка в умении защищать противоположные точки зрения не делает человека лицемерным. Исследование показало, что это трудно выполнить, не имея привычки слышать собеседника, пытаться понять его логику. Подростки, которым из урока в урок приходится это делать, умеют свободно держаться перед любой аудиторией и быть убедительными в своих аргументах.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что содержание и методика урока должны находиться в постоянном балансе, т.к., когда мы безудержно уходим в формы, мы забываем о содержании и о тех демократических ценностях, которые мы хотим преподать, или, напротив, постигая глубины содержания, не придаем значения форме подачи материала.
В системе гражданского образования и воспитания на уроке целесообразно использовать диалоговые, активные и интерактивные методы преподавания. Сама речь ученика на уроке представляет главную ценность и материал для работы. Значимо и то, что учитель должен вести разговор, не боясь сомневаться и искать истину вместе со своими воспитанниками, включая их в диалог, индивидуальный, парный, в общий тренинг, ролевые игры, предлагая ситуации для поиска оптимального решения, применяя на уроке работу в учебных группах.

Сравнительная характеристика двух парадигм управления школой:

Административная:
руководство
вертикальное взаимодействие
фиксированные роли
персональная ответственность
автократическое взаимодействие
высказывание оценки
статус
экономность
контроль
сила

Демократическая:
политическое лидерство
круговое
гибкие роли
разделенная ответственность
сотрудничество
совместное оценивание
авторитет
эффективность
доверие
усиление других
Участвующая модель демократии предполагает, что демократичность в отношении, например, учебной программы может проявляться не только в форме советов, но и в форме открытых дискуссий учителей и учеников, когда для учителя становится морально невозможным “продавливать” свою точку зрения, не убеждая школьников. Собственно педагогический подход состоит в том, что участие учеников в школьной жизни должно начинаться при помощи учителя и становиться все более независимым.

Демократический климат для учеников. Способы его выражения
к слабоуспевающим ученикам относятся с уважением;
учителя обсуждают учеников как личностей;
ученики доверяют ученикам свои секреты;
ученики могут предложить учителю выслушать их внимательнее и быть непредвзятым;
учителя верят свидетельствам учеников;
важнейшие решения принимаются с участием учеников в обсуждении;
при возможности выбора ученики выберут эту школу;
в школе есть дух “мы”;
новые ученики принимаются доброжелательно;
школа поощряет скорее независимое и творческое поведение, нежели конформное;
ученики и учителя знают о правах детей;
ученики с проблемами получают дополнительную помощь;
ученики не боятся заходить в кабинет директора;
учитель демонстрирует то поведение, которое они ожидают от учеников;
ученики имеют возможность разрабатывать новые школьные правила;
учителя советуются с учениками по поводу изменений в обучении.

Демократический климат для учителей
учителя одного предмета с уважением относятся к учителям других предметов;
учителя гордятся своей школой;
если кто-то не согласен, он не молчит;
учителя знают, что их идеи и предложения будут рассмотрены;
об обсуждении важных решений учителя узнают до, а не после;
учителя знают, что их предложения будут рассмотрены;
учителя интересуются тем, что происходит вне школы;
неодинаковость учителей и разница во мнениях воспринимаются как достоинство школы;
новые учителя встречаются дружелюбно;
поощряется инновационная и независимая работа учителей, а не конформизм;
администрация помогает учителям учиться принимать решения, но понимает, что не все хотят в этом участвовать;
учителя понимают, как в школе принимаются решения;
учителя обращаются за поддержкой к ученикам и к администрации в трудных ситуациях.
Марина ШКРОБОВА,
вице-президент Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте