search
main
0

Постижение грамоты. Почему наши дети не умеют и не хотят читать

В этом выпуске «Методической кухни» стартуют сразу две рубрики, которые будут вести специалисты Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина. Одна поможет педагогам организовывать литературные гостиные. Другая, под названием «Русский язык», посвящена различным аспектам преподавания этого предмета. Ректор Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина Маргарита Русецкая считает: «Сегодня специфика преподавания русского языка меняется, поскольку меняется и аудитория, в которую приходит учитель: в одном классе учатся дети, для которых русский язык является родным и для кого он второй и даже третий язык общения. Есть дети с ОВЗ и дети одаренные. Каждому из них учитель должен подобрать индивидуальную систему обучения русскому языку. Словесность – это великолепная возможность для саморазвития человека на протяжении всей его жизни. Поэтому разговор о методических вопросах обучения русскому языку, чтению, рассказ о новых форматах преподавания, ресурсах, в том числе электронных, дистанционных, будет, на наш взгляд, чрезвычайно своевременным и, самое главное, полезным и интересным учителям всех предметов, поскольку, мы уверены, каждый учитель – это своего рода учитель словесности. Русский язык и искусство владения языком – это средство формирования интереса, мотивации к изучению предмета. Ну и, конечно, уровень владения языком влияет на успехи учеников».

Первый цикл методических материалов, которые будут предложены вниманию педагогов, посвящен чтению в широком смысле этого слова. В цикле будут рассмотрены как вопросы формирования первоначальных навыков чтения и письма, так и приемы лингвистического анализа художественных текстов разного уровня сложности.Почему начинаем с чтения? Российская общественность давно выражает серьезное беспокойство по поводу качества чтения современных школьников: дети читают мало и плохо, их читательский кругозор столь узок, что не позволяет полноценно усвоить школьную программу. Педагогическое сообщество ежегодно проводит на эту тему круглые столы и конференции, проблему обсуждают на правительственном и международном уровнях, разрабатываются федеральные целевые программы поддержки и развития чтения. Коротко сформулировать заключение ведущих экспертов в этой области можно одной фразой: «Современные дети не умеют и не хотят читать».В то же время школьная статистика свидетельствует о том, что при поступлении в школу дети, как правило, уже читают. Более того, умение читать у будущих первоклассников предполагается по умолчанию. Официально школа этого не требует, но… ожидает, несмотря на то что в федеральном государственном стандарте дошкольного образования навыки чтения не обозначены в качестве планируемых результатов или целевых ориентиров и ни одна из основных общеобразовательных программ дошкольного учреждения не предусматривает обязательного обучения чтению.В связи с этим возникают вполне закономерные вопросы: почему наши дети в большинстве своем начинают читать еще до поступления в школу, что стимулирует ребенка к этому, а главное, почему в дальнейшем наблюдаются те недостатки чтения, о которых говорилось выше?Возможно, причина заключается в том, что чтение в дошкольный период вовсе не является преждевременным – ребенок начинает постигать грамоту именно в том возрасте, когда это естественно и необходимо. Достаточно раннему формированию первоначальных навыков чтения способствуют многие факторы. В частности, стимулирующее влияние на этот процесс оказывает современная графическая среда, окружающая ребенка: яркие рекламные плакаты, вывески, компьютерные игры с использованием интерактивных технологий и др. Определенную роль играет высокий образовательный уровень современных родителей: располагая некоторыми сведениями из области педагогики и психологии, они стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать. И получается, что первые, самые важные, шаги на этом пути ребенок совершает под руководством непрофессионалов – его учат родители, бабушки и дедушки, знакомые, «специалисты» различных кружков или центров и т. п. В результате мы наблюдаем парадоксальную ситуацию: физически и психологически готовый к обучению грамоте ребенок оказывается вне поля профессионального внимания и целенаправленного педагогического воздействия. Все та же школьная статистика говорит о том, что наличие некоторых навыков чтения у дошкольников далеко не всегда безусловно полезно для их дальнейшего обучения, так как зачастую сформированы они неправильно. Многие дети читают «по догадке», допускают пропуски, перестановки букв или слогов, неправильно объединяют буквы в слова (так называемое побуквенное чтение) и т. п. В результате главная цель чтения – понимание смысла прочитанного – остается нереализованной. Именно поэтому «читающих» дошкольников вместе с нечитающими в первом классе приходится учить читать заново, что сегодня в условиях дефицита учебного времени, эффективных технологий и добротных учебных пособий делать весьма непросто. Серьезные недостатки применяемых сегодня технологий обучения грамоте ни для кого не секрет. О методическом кризисе в этой области научного знания говорят давно. Многие исследователи полагают, что, несмотря на значительное количество работ, посвященных обучению грамоте, по-прежнему не определены концептуальные основы букваристики как науки. Например, до сих пор нет полной дескриптивной (описательной) классификации методов обучения грамоте, возникших в конкретных социальных и исторических условиях, а также их всестороннего научного анализа. Об этом наш следующий материал. ​Ольга КАЛЕНКОВА, кандидат филологических наук, руководитель проекта «Русский язык для наших детей» на портале «Образование на русском», заведующая проектной научно-исследовательской лабораторией образовательных ресурсов по русскому языку для детей Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина; Ольга БЕЗРУКОВА, кандидат педагогических наук, главный эксперт проектной научно-исследовательской лаборатории образовательных ресурсов по русскому языку для детей

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте