search
main
0

Полюбят ли дети историю, если ее заставят сдавать в обязательном порядке?

Уже с первых дней сентября администрации школ просят учеников 9-х классов и их родителей определиться с выбором предметов для сдачи ОГЭ – или, для тех, кто еще не привык к новой аббревиатуре, ГИА. Как его ни назови, основной государственный экзамен становится серьезным испытанием, важным для тех, у кого впереди поступление в вузы и ссузы. Поэтому дальновидные учителя назначают дополнительные занятия «по ГИА» после уроков уже с первого месяца осени. Какие же предметы выбирают для сдачи девятиклассники?

– Наш класс – лучший в параллели, – рассказывает мама 9-классницы одной из престижных школ Великого Новгорода Алина Смирнова. – Только что прошло общее собрание для родителей 9-классников, на котором директор школы рассказала об ОГЭ, потом было классное собрание на ту же тему. Любопытной мне показалась продемонстрированная нам директором диаграмма выбора девятиклассниками прошлого года предметов для ОГЭ. Кроме обязательных русского языка и математики, 17-20 процентов детей выбрали физику и химию – это понятно, наша школа с физико-биологическим уклоном. Еще 14 процентов выбрали обществознание. Тоже можно догадаться, отчего – предмет легкий, связанный с жизнью. Я понимаю также, почему всего два процента учеников выбрали английский язык для сдачи. Я сама учитель английского языка по образованию и считаю требования ОГЭ и ЕГЭ по английскому крайне завышенными. Уверена, что подавляющая масса детей с ними не справится – за исключением одаренных детей или тех, кто изучает язык с репетитором. Это серьезная проблема. Очень важно современному человеку знать иностранные языки. Но еще более вопиющим фактом я бы назвала то, что по данным прошлого года в нашей школе только два процента учащихся 9-х классов выбрали для сдачи ОГЭ историю.

Может быть, ситуация, описанная встревоженной мамой, сложилась только в отдельно взятой школе, не специализирующейся к тому же на гуманитарных науках?

Я взяла в интернете наугад данные по выбору ОГЭ в прошлом учебном году в ряде школ страны.

Сайт Тучковской школы № 3 (

Московская область, поселок Тучково) показал, что, кроме двух обязательных ОГЭ, наибольшее количество учащихся 9-х классов в этой школе (59 процентов) выбрали для сдачи экзамена физическую культуру и информатику. Остальные избрали доступную географию и – вполне ожидаемо – обществознание.

В школе №359 Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 2014 году при итоговой аттестации в формате ОГЭ ученики выбрали, кроме обязательных предметов, химию и литературу. Историю, как и в Тучковской сельской школе, не выбрал никто. Выглядит закономерным тот факт, что в том же 2014 году в школе №359 ноль процентов одиннадцатиклассников выбрали ЕГЭ по истории.

С сайта этой петербургской школы я скачала для вас, уважаемые читатели, график выбора 11-классниками дополнительных предметов для экзаменов. Синим цветом на графике отмечены данные 2014 года. В списке аутсайдеров (ноль процентов в 2014 году) – история, английский язык, информатика, литература.

Неуспех английского языка объясним сложностью программы. Информатика нужна для поступления в вуз по достаточно узким направлениям. То же, к сожалению, можно сказать о литературе – но знание литературы все же в какой-то мере выпускники демонстрируют в части С ЕГЭ по русскому языку и будут теперь демонстрировать еще в обязательных сочинениях перед допуском к ЕГЭ.

А история? Почему ее не любят ни девяти-, ни одиннадцатиклассники?

– Наш классный руководитель – преподавательница истории, – рассказала мама новгородской девятиклассницы Алина Смирнова. —  И на родительском собрании она нам откровенно сказала, что сдавать историю детям она не советует. Почему? Потому что получат низкие баллы! По ее словам, экзамен по истории, как в 9-м, так и в 11-м классе требует от ученика только одного – зазубренных наизусть дат. Причем этих дат нужно знать огромное количество, и они связаны не только с историческими событиями, но и с культурными, научными процессами.

Проверим слова учительницы. Я выписала из интернета некоторые задания ОГЭ по истории 2014 года.

Какое событие революции 1905–1907 гг. произошло позже остальных: принятие Манифеста 17 октября; Кровавое воскресенье; роспуск II Государственной думы; восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»?

Расположите в хронологическом порядке следующие события: отмена крепостного права в России: ограничение крестьянского перехода неделей до и неделей после Юрьева дня; принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича; созыв первого Земского собора.

Какое из известных произведений русской литературы является древнейшим: «Повесть временных лет»; «Русская правда; «Слово о Законе и Благодати; «Житие преподобного Феодосия Печерского».

Какое из этих событий произошло раньше других: учреждение Шляхетского корпуса; перенос столицы из Москвы в Петербург; организация Великого посольства; морское сражение у о. Гренгам.

Проверьте себя, уважаемые читатели! Верный ответ к предпоследнему вопросу, например – «Слово о Законе и Благодати». К последнему – «организация Великого посольства». Что лично вам известно об этих фактах? Считаете ли вы себя образованными людьми, если не знаете, что было раньше – учреждение шляхетского корпуса или морское сражение у острова Гренгам?!

Составители программ и экзаменов по истории, на мой взгляд, провели сложнейшую и невероятную работу – превратили историю – самую живую и человечную из всех школьных наук – живую, потому что она напрямую связана с жизнью всех поколений до нас, с самими нами и всеми поколениями, которые будут жить после нас – в каменный мертвый конгломерат цифр и фактов.

Будет неправдой, если я скажу, что учебники по истории советских лет, по которым училась я сама, были живыми и интересными. Помню целые страницы о партсъездах, количестве добытого зерна за пятилетку и мертвые казенные абзацы о святом – битвах Великой Отечественной.

Как интересна история, я поняла только сейчас.

И нашими учителями в этом стали СМИ. Газеты и телевизор заменяют нам, взрослым и детям, скучные школьные программы, живо и занимательно рассказывая об истории.

В нынешнем августе, например, я прочла увлекательное (и огромное, не менее десятка печатных страниц!)  исследование на сайте одного популярного издания, посвященное 100-летию Первой мировой войны. Все помнят фразу из школьного учебника, что война в 1914-м началась с убийства эрцгерцога Фердинанда в Сараеве. Но что Европе и России до какого-то эрцгерцога?

Найдите – почитайте – узнаете! После этого убийства произошел невероятный факт. Оказывается, война началась из-за… перестраховки. Россия, боясь возможного нападения, объявила всеобщую мобилизацию. Услышав об этом, по цепочке провели свою мобилизацию Франция, Австро-Венгрия и Германия. Объявили – и друг друга испугались: кто нападет первый? Это сделала Германия, поспешив объявить России войну.

Лично для меня этот удивительный факт объясняет поведение Сталина перед началом Второй Мировой. А что если он не хотел снова поспешить?

Это только версия. Моя, собственная. И, может быть, она совершенно неверна. Но то, что СМИ заставляют нас интересоваться своей историей, уже прекрасно.

Каждый маленький американец знает президентов своей страны. Прицепляя к своим розовым щекам бороду Авраама Линкольна на школьном спектакле, ученик прекрасно знает, кем был Линкольн, знает его высказывания, характер и то, что этот человек сделал для нации.

Краеведы города Валдай Новгородской области рассказали мне об уникальном факте. В воспоминаниях валдайца-старожила были записаны следующие строки: «Когда часть, в которой служил мой дед, стояла в Царском Селе, дед видел Николая II. Дед рассказывал, что Николай II был маленький, неказистый, с обрубленным ухом. Когда император проходил вдоль строя, солдаты не сразу поняли, что это царь, настолько невзрачно он выглядел в своей серой шинели.»

Подтверждения того, что у Николая Второго было обрублено ухо, я в интернете пока не нашла. Но заметила, что на поздних изображениях императора последний всегда поворачивался к фотографу или живописцу так, что одно ухо было не видно.

Важна ли эта особенность внешности русского царя? Сама по себе нет. А если знать, откуда такой дефект? Копаясь во всемирной сети, я нашла многочисленные свидетельства о том, что Николай Второй был робок, зависим от чужого мнения, принимал неверные решения: например, после Кровавого Воскресения отправился на бал просто потому, что так было запланировано ранее. «Очеловечивание истории» – прекрасный прием, он помогает в ней разобраться лучше, чем цифры и даты. Вот только не надо, прочитав эти строки, вводить на ЕГЭ и ОГЭ задание на знание внешности российских царей! Ведь могут!

Историю надо знать, а не заучивать наизусть. А цифры и даты можно найти в интернете! Понимание процессов – а не зазубривание цифр и дат – лежит в основе компетентностного подхода, новых ФГОС. Почему же программы и экзамены по истории находятся в полном противоречии с новыми подходами к обучению?

Недавняя новость: глава Российского исторического общества Сергей Нарышкин предложил ввести историю в перечень обязательных предметов для сдачи ЕГЭ. Нарышкин отмечает, что ЕГЭ 2014 года продемонстрировал плохое знание истории выпускниками: например, 22 процента молодых людей ответили, что первые космические ракеты создал генетик Вавилов. Что ж, обязательным экзамен сделать можно. Тот самый, напомним, который сейчас по доброй воле сдают только до двух процентов девятиклассников. Да вот только известно: брак без любви приводит к ненависти. Не нужно заставлять детей выбирать историю. Давайте изменим школьные программы так, чтобы ученики ее полюбили!

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте