search
main
0

Покупка без брака Каждый из нас потребитель, а это звучит гордо

– Простите, я у вас позавчера купил эту вещь, но не влезает (велика, мала, цвет не тот), может быть, вы мне обменяете, – заискивающе смотрит на продавца несчастный покупатель. Жаль, что он не знает своих прав, иначе пришел бы в магазин уверенно и ушел довольным и спокойным, как говорят, белым человеком.
15 марта во всем мире праздновали Всемирный день прав потребителей. В нашей стране он отмечается уже не первый раз, но большинство все же о нем не знает, как и о своих правах покупателя и потребителя услуг. Напомним лишь основные положения российского закона о защите прав потребителей, которые стоит знать. Купленную вещь можно обменять у продавца в течение двух недель, если вы ее не использовали, и лучше, если сохранили чек. Если в товаре обнаружился брак, то вы имеете право его вернуть и получить обратно деньги; потребовать уценки или ремонта. Вы можете отремонтировать вещь и своими силами, получив с продавца деньги, на ремонт, или обменять товар на аналогичный. Причем выбор того, что делать с бракованным товаром, остается за вами, а не за продавцом. Так что не спешите, как когда-то прежде, в ремонтную мастерскую. К тому же продавец своими силами и за свой счет должен доставить крупный товар и товар весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены в случае брака и возвратить вам его обратно, но при покупке таких вещей обязательно должен заключаться договор.
Недавние поправки в Закон “О защите прав потребителей” позволяют предъявлять претензии продавцу даже без чека, если есть какие-либо наклейки, свидетельствующие о покупке товара именно в этой точке, или если у вас есть свидетель покупки. Еще новшество – услуги, навязанные вам, вы можете не оплачивать.
Но практика показывает, что и продавец, и производитель сегодня не собираются ссориться, и судиться им ни к чему. Столкнувшись с грамотным покупателем, менеджеры и владельцы торговых точек предпочитают удовлетворить его требования. Закон “О защите прав потребителей” в нашей стране считается самым работающим: в 2001 году граждане выиграли в суде в 82 процентах случаев. За год в отделения союзов потребителей и учрежденные ими экспертные центры за помощью и консультациями обратились свыше 90 тысяч граждан.
В этом году у нас юбилей: 10 лет Закону “О защите прав потребителей”. За это время, по данным ежегодных опросов Союза потребителей России, у граждан заметно прибавилось решимости отстаивать свои нарушенные потребительские права.
“Количество нарушений в торговле еще велико, но с жалобами люди обращаются к нам все меньше, – сообщил “Учительской газете” председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. – Это происходит потому, что торговля адаптировалась к требованиям покупателей, и продавцы предпочитают улаживать споры полюбовно, не доводя дело до суда. Как и прежде, больше всего люди жалуются на некачественную обувь, на втором месте – сложная бытовая техника”. Год назад некоторые субъекты Федерации активно вводили сертификацию услуг розничной торговли. Теперь, по словам Петра Шелища, по непродовольственным товарам она практически отменена. Он считает, что это неэффективная мера, которая способствует только удорожанию товаров.
Кроме того, общественные организации сегодня ведут более 600 дел в защиту неопределенного круга лиц, то есть всех нас. Так, по инициативе Союза потребителей России возбуждено дело против Сбербанка, использующего свое монопольное положение при сборе коммунальных платежей, что ведет к дополнительному росту тарифов на услуги этой сферы. А Московское общество защиты прав потребителей вчинило иск компании “Ниссан Европа Н.В.” с требованием отозвать у россиян автомобили марки Niccan Patrol GR выпуска 1998 года как потенциально опасные для жизни и здоровья потребителей. Две независимые потребительские экспертизы установили, что причиной возгорания были конструктивные недостатки в системе электроснабжения автомобиля.
Вот и школа – это все же учреждение, которое оказывает образовательные услуги. Поэтому вопрос “имеет ли право администрация школы…” время от времени задается по горячей линии Конфедерации обществ потребителей. Граждане интересуются, насколько правомерны некоторые инициативы, в частности платный (120 рублей за четверть) обязательный урок, введенный в одной из школ, или навязываемая родителям платная охрана. Многие идут дальше и спрашивают, например, как добиться отмены занятий по субботам для 5-6-х классов в одной из школ, ведь рядом другие, где по выходным дети не учатся. Все обратившиеся получили советы специалистов, как поступить в соответствии с законом.
Так почти незаметно то, что именуется активной гражданской позицией, формируется на наших глазах. Начав с отстаивания своих прав как потребителей, хочется верить, что мы постепенно научимся цивилизованно договариваться и по многим другим вопросам.

Ирина ДЕМИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте