Самая разнохарактерная педагогическая сказка.

Многие читатели-педагоги с детства знают сюжет сказки про хитрую лису и немного туповатого волка, использовали выражения «битый небитого везёт» и «мёрзни, мёрзни, волчий хвост». Поэтому сама эта относительно короткая сказка тоже помещена в конце в качестве напоминания и для удобства сравнения. На первый взгляд, образование и хитрости лесных обитателей находятся в параллельных вселенных. Но только на первый взгляд. А какие пересечения можно увидеть каждый узнает, прочитав предлагаемую педагогическую сказку. И после этого согласится или нет с актуальностью проблемы. В русской народной сказке основных героев два, но в педагогическом контексте хотелось расширить их число, поэтому можно говорить о трех главных действующих лицах, которые олицетворяют в том числе и разные профессиональные стили, особые мировоззрения. Как всегда, в художественном воплощении образы утрированы, обострены, отдельные черты гиперболизированы.
В школе планируется праздник – приезд представителей методических служб с проверкой успешности проведения занятий. А чем не праздник? Кто-то в этом сомневается? Я таких не встречал, так что давайте и мы будем считать, что жил педагогический коллектив предвкушением радостного и светлого события. Завуч по учебной работе Клара Степановна Бабкина пекла пироги. Ой, извините, это из другой сказки. Она готовила оборудование и обеспечивала комфортное пространство для работы представителей методических служб.
А демонстрировать своё мастерство было поручено Дедову Кузьме Кузьмичу. Почему выбрали его? Он самый трудолюбивый и отзывчивый в коллективе. Отзывчивость особенно ценна в наше время. И еще шутили, что он всем покажет «кузькину мать» (со времён Никиты Сергеевича Хрущёва особым шиком считается как-то продемонстрировать и визуализировать это абстрактное мифологическое явление или мифическое существо – и тут пока сохраняется неясность). На конкурс Кузьма Кузьмич Дедов всегда шёл в первых рядах, на курсы повышения квалификации – с улыбкой соглашался, на конференцию и семинар в выходной день – показывал свой энтузиазм. Выуживает в образовательном пространстве рыбок знаний, тщательно их сортирует и к делу педагогическому приобщает. Правда, Золотой Рыбки пока не поймал. Но и тому можно объяснение найти – завистников вокруг много! Давно уже руководству указывал на происки Лисиной Беллы Сигизмундовны. Призывал «снять с нее шкуру, чтобы выставить перед всеми ее в истинном профессиональном убожестве». Но хитра была Лисина и не давалась так легко на расправу. Однако не будем забегать вперёд, потому что присказку пора заканчивать и переходить к самой сказке.

Отправился Кузьма Кузьмич в море Интернета (или уже это море стало океаном давно – тут дело вкуса и взгляда, конечно) ловить новых рыбок знаний. Именно там в последнее время их все и вылавливали, хотя раньше искали и по озеркам, в речушках больших и малых, в прудах и даже болотцах. Безбрежные воды раскинулись перед Дедовым. Чего там только не было, каких только живностей не водилось, чудовищ не всплывало на поверхность, а уж в глубинах что творилось – ни в сказке сказать, ни пером описать. Одним словом – Моринет. Кстати, там же обнаружилась и отчётная разработка занятия от Беллы Сигизмундовны Лисиной. Кузьма Кузьмич даже руки от удовольствия стал потирать, видя педагогические ошибки и вопиющие проявления профессиональной неграмотности. Ему уже вместе с рыбками виделись образовательные скальп и шкура, снятые с Лисиной. Короче, наловил Дедов рыбок знаний, распечатал отчет «завистницы» (он так Лисину и называл в разговоре с собой), в папочку одну сложил. Да еще в коридоре поиронизировал над Беллой Сигизмундовной, не утерпел, намекнул, что попалась она в капкан. Во всеоружии подготовился к обсуждению с Кларой Степановной Бабкиной, чтобы отобрать адекватные и уместные материалы, а по ходу по Лисиной «проехаться», обратить внимание руководства не вопиющие методические ошибки. Но времени еще много оставалось.
Зашел Дедов в учительскую, дух перевести, чайку попить, «лясы поточить». Положил папочку, да и заболтался. Рассуждали учителя о новейших достижениях науки в области образования. Говорили, что появились чудесные приборы, которые всю ситуацию педагогическую теперь изменят – навыковед, культуровес и воспитометр (скажем сразу, что про эти волшебные приборы здесь рассказывать не будем, тут еще много поизучать и поисследовать надо бы). Предполагалось, что с их внедрением наконец-то появится объективность в оценке профессиональных усилий. Этот вопрос Кузьму Кузьмича сильно цеплял, страдал он от незаслуженного нивелирования. Его трудолюбие и активность, ответственность и настойчивость не сильно оценивались (по его личному мнению), а даже временами и не замечались. Вот бы чудесные приборы включить – сразу будет видно, кто и сколько делает. Пока судили и рядили о том, что чудесного могло бы произойти с волшебными приборами и какие при этом мороки чародейские грозят свалиться на головы учеников и учителей, Лисова аккуратно папочку прихватила, лучшие рыбные методически куски повыдёргивала оттуда и себе в отчёт быстренько поместила. Быстрота, хитрость и гибкость всегда были у Беллы Сигизмундовны главными козырями. Она не тратила время и силы на обсуждение «воздушных фантазий» и спорах о «небесных кренделях». Папочку на место положила, никто и не заметил.

Пришёл Дедов к Кларе Степановне Бабкиной, хвалится богатым уловом и «прищучивает» заодно некомпетентность Лисовой. Стали они отощавшую после посещения учительской папку смотреть, а в ней все ценные рыбки знания куда-то исчезли, как будто испарились. Кинулись смотреть электронные документы с отчётами Лисовой, а там уже всё красиво оформлено и скомбинировано, упаковано и ко всем нужным местам приплетено. Что-что, а красоту Лисова наводить умела. Образцом эстетичности и витринности (от слова «витрина», не путать с ветреностью, хотя и в этом она бы фору многим дала) была для всего коллектива.
Пришлось завучу на педагогическом совещании Лисову похвалить, а Дедова слегка пожурить и снова отправить рыбок знаний вылавливать. Но больше всего досталось Спиридону Харитоновичу Волкову – новых приёмов не знает, занятия проводит кондово, говорит грубо, ударения ставит неправильно. Прост и прям был учитель Волков, но зато тих и послушен. На все замечания кивал и ничего потом не делал. А тут так допекли, что после совещания Спиридон Харитонович подошел к Лисовой и попросил поделиться с ним своим знаниевым уловом. Не зря же он не раз прикрывал ее во время срочных дел или важных звонков на уроках. И периодически Лисова сбегала «в магазин» (по крайней мере так говорилось), а Волков сообщал, что она с ним делилась передовым опытом в области оформления педагогических материалов.
Белла Сигизмундовна предложила лучший вариант. По её словам, в кабинете Бабкиной значительно больше всего полезного выловить можно, а она бы у двери постояла, покараулила, чтобы никто не пришел. Да и редко завуч в эти дни заходила в свой кабинет, потому что бегала по урокам, готовилась к предстоящему празднику посещения школы методистами и экспертами. Заодно учителям подсказывала, корректировала, распекала, подталкивала, лишнее удаляла, а необходимое навешивала. Крутилась, как белка в колесе. Волков бочком-бочком тихо зашёл в кабинет Клары Степановны, а Лисова у двери ходит и высматривает, куда Бабкина запропастилась. Не показывала вида, но зла была на Волкова за шантаж, хотела отомстить. По ее мнению, не по-мужски упрекать женщину (пусть она и учитель), обвинять в желании ненадолго отлучиться по своим проблемам. А как же поддержка красоты и эффектности?
Лелеяла планы мести Лисова сначала мысленно, а потом заметила промелькнувшую тень Бабкиной. Та спешила выполнять очередную задачу. Тут как тут Лисова оказалась. Пристала с запросом, якобы ей срочно понадобилось ценное пособие, которое только в кабинете завуча и находится. А без хозяйки Белла Сигизмундовна считала неприличным туда входить. Вздохнула Бабкина, но как не порадоваться и не поддержать интерес учителя к своему профессиональному развитию. Побольше бы таких в коллективе! Тут и обнаружился незванный гость в кабинете. Потом были истеричные крики, а Волков пробкой вылетел «красный как рак». Вслед ему неслись угрозы разобрать персональное дело. Лисовой, конечно, и в помине не было уже на посту.

Зол на нее Волков, – подвела хитрюга. И Белла Сигизмундовна прекрасно предвидела такой поворот событий. На лицо побольше белой пудры наложила и пошла навстречу Спиридону Харитоновичу. Только хотел наброситься на нее кипящий Волков, как в ответ услышал, что из-за него Лисова сильно пострадала, к директору вызвали, нагоняй получила такой, что вся кровь от лица схлынула, того и гляди инсульт ударит. Выдавила слезу Лисова и просит на могилке написать: «До последней минуты жизни помогала своему коллеге Волкову!». Спиридон Харитонович под ручку схватил Беллу Сигизмундовну, в кабинет ответ, обещал чаю с пирожными принести, бегает вокруг, суетится, окно открывает, таблетки предлагает. Просто джентльмен, да и только. Лисова же под нос себе напевает тихонько: «Хитрый прямолинейного умней, ему в образовании веселей» и «Без хитрости в педагогике не будет никакой логики».
Чем методический праздник закончился мы точно не знаем. Сведений о пирах духа образовательного нет. Но какое-то нехорошее предчувствие и осадок остаётся. Поэтому перейдём к морали. Всю сказку учителя между собой рыбку знаний делили, друг у друга лучшие куски выхватывали из рук и из папок, ни с кем не делились, друг с другом воевали. Кто хочет «шкуру снять» и показать «истинную профессиональную сущность», кто обмануть и обмишурить, выехать на чужом труде, чтобы «комар носа не подточил», кто всё пропускает мимо себя и ничего не собирается делать, ни к чему не хочет прислушиваться. Так и жили в той сказочной школе под лозунгами: «Уесть», «Подловить», «Указать на недостатки», «Растолкать локтями», «Уважать себя заставить».
Будет ли при этом общий успех достигнут? Вряд ли! И еще хотелось бы, чтобы методические проверки действительно становились праздником поддержки, приносили бы профессиональное удовольствие и пользу, радость общения с коллегами и обмена профессиональными находками. Но начинается образовательное счастье с другого – с доброжелательности в общении коллег между собой. И тут всем героям сказки и тем, кто «остался за кадром» есть над чем подумать. Может быть не надо соревноваться друг с другом и доказывать руководителям, кто самый умный, красивый, работоспособный, исполнительный или творческий. Если делить и отнимать, то общий результат уменьшится. А вот прибавление и умножение приведут к приращению и пополнению. Хорошо бы всем нам понять эти простые математические принципы, сделав их основой педагогического сотрудничества.
Для особо любознательных, читающих, аналитических и исследующих профессионалов прилагаем ниже и саму народную сказку. Конечно, все с детства её знают, но вдруг интересно станет под другим углом посмотреть на происходящие в ней сюжеты.

«Лиса и Волк» Русская народная сказка
Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:
— Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.
Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошел, а лисичка не ворохнется, лежит, как мертвая.
— Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу.
Взял дед лису и положил на воз, а сам пошел впереди. А лисица улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке.
Выбросила всю рыбу, и сама потихоньку ушла. Дед приехал домой и зовет бабу:
— Ну, старуха, знатный воротник привез тебе на шубу!
Подошла баба к возу: нет на возу ни воротника, ни рыбы. И начала она старика ругать:
— Ах ты, старый хрен, такой-сякой, еще вздумал меня обманывать!
Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая. Погоревал, погоревал, да что ты будешь делать!
А лисица тем временем собрала на дороге всю рыбу в кучку, села и ест.
Приходит к ней волк:
— Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…
— Я ем — свой, а ты подальше стой.
— Дай мне рыбки.
— Налови сам, да и ешь.
— Да я не умею.
— Эка! Ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика, ловись, рыбка, и мала и велика!» Так рыба тебя сама за хвост будет хватать. Как подольше посидишь, так больше наудишь.
Волк и пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и приговаривает:
— Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка, и мала и велика!
Вслед за ним и лиса явилась: ходит около волка да причитывает:
— Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
— Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?
— То я тебе помогаю.
А сама плутовка поминутно твердит:
— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться; не тут-то было!
«Эка, сколько рыбы привалило — и не вытащишь!» — думает он.
Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:
— Волк, волк! Бейте его! Бейте его!
Прибежали и начали колотить волка — кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
«Хорошо же, — думает, — уж я тебе отплачу, сестрица!»
Тем временем, пока волк отдувался своими боками, лисичка-сестричка захотела попробовать, не удастся ли ещё что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:
— Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!
— Эх, волчику-братику! — говорит лисичка-сестричка. — У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили: я насилу плетусь.
— И то правда, — говорит волк, — где уж тебе, сестрица, идти, садись на меня, я тебя довезу.
Лисичка села ему на спину, он её и повёз.
Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: Битый небитого везёт, Битый небитого везёт!
— Что ты, сестрица, говоришь?
— Я, братец, говорю: «Битый битого везёт».
— Так, сестрица, так!
Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ
Комментарии