search
main
0

Подготовка к ВПР по биологии в 5-м классе. Критика и конструктивные предложения

Всероссийские проверочные работы – это уже традиционное ежегодное комплексное испытание, проводимое в российских школах и техникумах на основе контрольно-измерительных материалов, разработанных Рособрнадзором. Уже весной 2023 года ВПР предстоит писать учащимся с 4-го по 11-й класс. Данный вид проверки часто подвергается критике среди преподавательской и родительской общественности в первую очередь из-за формата заданий, вызывающих затруднения для понимания или не встречающихся в базовых учебниках.

ВПР по биологии в 5-м классе не исключение. Например, задание линии №5 направлено на проверку знаний о систематике живого мира, однако такое понятие, как «отдел», разбирается в большинстве школ при изучении раздела «Ботаника» в 6-м или 7-м классе (в зависимости от программы). Несмотря на то что это задание можно выполнить, применив знания о других систематических таксонах, оно определенно вызовет затруднение у тех детей, которые видят его впервые (рис. 1).

Рис. 1. ВПР. 25 вариантов. Вариант 11. Задание 5

Отрабатывая подобный тип заданий со школьниками, я акцентирую внимание детей на уже имеющихся у них знаниях о названиях царств. Таким образом, первую ячейку можно заполнить сразу. Далее необходимо актуализировать знания о том, что название вида состоит из двух слов (первое слово обозначает род, второе – видовой эпитет). Теперь можно заполнить последнюю ячейку таблицы, и дело остается за малым. Мы уже уточнили, что первое слово в названии вида – «род». Следовательно, из списка слов выбираем то, что повторяет первое слово вида, и записываем его в графу «Род». Оставшийся («лишний») термин и будет названием отдела.

Помимо этого в вариантах проверочных работ по данному предмету часто попадаются задания, которые содержат рисунки биологических объектов, непонятные детям. Так, задание 1 состоит из двух связанных пунктов. В первом пункте необходимо подписать объекты живой природы. Многие ученики путают бактерии и вирусы на картинках, некоторые не замечают формулировки задания, где представлен список необходимых терминов, и подписывают слишком буквально («собака», «береза» и т. п.). Во втором пункте многие школьники забывают объяснить свой выбор, что тоже приводит к потере баллов (рис. 2).

Рис. 2. ВПР. 25 вариантов. Вариант 13. Задание 1

Этот тип заданий довольно просто объяснить школьникам. Главное – внимательно читать условия задания и не торопиться.

Известно, что в большинстве своем затруднения вызваны невнимательностью или недостатком практики. Специфика заданий ВПР сильно отличается от привычного для школьников тестового формата. Успешность выполнения во многом зависит не от предметных знаний, а от уровня функциональной грамотности учащихся, поэтому считаю целесообразным рекомендовать использование в качестве проверочных работ задания, созданные в формате ВПР. Конечно, разработка таких заданий с нуля очень длительный и трудоемкий процесс, на который у большинства педагогов просто не хватает времени. Но на данный момент есть сборники типовых заданий по подготовке к ВПР.

Одним из таких пособий является, на мой взгляд, издание «Всероссийская проверочная работа. Биология. 5 класс. Типовые задания» издательства «Экзамен», разработанное Н.А.Банниковой, Ю.Н.Касаткиной и А.В.Шариковым. Во-первых, хочется отметить, что авторы данного пособия – члены Комиссии по разработке ВПР, поэтому уровень сложности заданий, представленных в этом сборнике, в должной мере соответствует уровню сложности реального ВПР. Во-вторых, издание получило положительную экспертную оценку ФИОКО, что говорит о высоком качестве представленных материалов. Еще один плюс – сборник представлен в трех форматах (10, 15 и 25 вариантов), что позволяет учителю самостоятельно выбрать удобный формат подготовки с учетом особенностей класса или отдельных учеников. Помимо вышеперечисленного задания содержат подробные инструкции по выполнению и оцениванию работ, а также правильные ответы. При необходимости ответы легко извлекаются, это позволяет ученику самостоятельно заниматься подготовкой к ВПР, а родителям – контролировать данный процесс.

Я планирую использовать данный сборник как банк заданий. Можно давать детям задания из пособия в качестве пробных вариантов ВПР или делать подборки заданий по разным темам, закрепляя пройденный материал.

Екатерина ХРИСТЕНКО, учитель биологии школы №46, Тверь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте