Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Почем лозунги для народа? ​Записки Виктора Болотова

Учительская газета, №10 от 8 марта 2016. Читать номер
Автор:

Воспитание детей стало нынче темой весьма острой. Утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление об утверждении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан России на 2016-2020 годы». Слышал, что бродят идеи подготовить законопроект, согласно которому уроки патриотизма необходимо ввести не только в школах, но и в детских садах.

Естественно, раздаются голоса, напоминающие о роли семьи в таком важном деле, но главная партия в этом хоре у тех, кто возлагает основную ответственность на школу и учителя. Подобная позиция, безусловно, не лишена логики. Но способна ли школа в одиночку решать проблемы воспитания будущего поколения? Вопрос открытый. У некоторых горячих голов возникает  непреодолимое желание начать измерять уровень воспитанности наших школьников и подростков. На мой взгляд, это абсолютно тупиковый путь. Если мы начнем тестами или еще какими бы то ни было инструментами проверять душевные качества наших детей, тут же получим обратный результат:  с  формальной точки зрения все будет просто замечательно, на деле же вырастим армию лицемеров, знающих наверняка, как отвечать на те или иные вопросы. Ведь одно дело – поставить галочку в «правильной» графе, совсем другое – испытывать здоровые, искренние чувства. То же самое можно говорить и про уроки патриотизма. В лучшем случае дети зазубрят пару-тройку громких лозунгов и клятв, но какое отношение все это имеет к неподдельной любви к своему Отечеству?С моей точки зрения, гораздо важнее поставить вопрос о создании условий, в которых будет происходить процесс воспитания детей и подростков, формирования их личностных качеств, в том числе, конечно, и любви к Родине. Повторюсь, что специальные уроки и тестирования ничего, кроме вреда, не принесут.  А вот если мы начнем не на бумаге, а на деле поддерживать исторические и краеведческие музеи, которые уже сейчас существуют практически в каждой  школе, от этого будет реальная польза. Не красивые лекции нужны нашим детям, а живая история  предков, которые защищали наш общий дом и строили завтрашний день, история, которую можно было бы руками потрогать и самому принять участие в ее реконструкции. Разве уроки абстрактного патриотизма заменят рассказы о выдающихся выпускниках школы, о знаменитых семьях и династиях, живших некогда на этой земле, о том, чем славится не только большая, но и малая родина? Всю эту работу надо организовывать неформально, в том числе и в школьных музеях, а не для отчета – за партами.При этом я глубоко убежден, что настоящее воспитание – это не программы и стратегии, а семья. И начинается оно, конечно же, с наших матерей. Поэтому сегодня, 8 Марта, всем женщинам хочу пожелать быть хорошими мамами, иметь хороших мам, дочек и сыновей. Думаю, что любящие братья, отцы и мужья тоже никому не помешают. NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту