«Это была добрая охота», – говорил одинокий волк Акела в конце «Второй книги джунглей». Цитата Редьярда Киплинга открывает мою статью не случайно. Во-первых, историями о Маугли я зачитывался в детстве, особенно когда мы с мамой были на даче. В глухом местечке, расположенном недалеко от места приземления Ю.А.Гагарина, было несложно почувствовать себя настоящим дикарем. А во-вторых, в своей медиавизитке я произношу следующие слова: «Учитель года» – звучит гордо, на этот титул стоит объявить охоту».
Охота на титул окончилась довольно быстро, еще до того, как я стал победителем. Все благодаря новой оптике, через которую я посмотрел на конкурс: «охота» – понятие, содержащее в себе агрессию, завоевание, а «учитель года» – исключительно созидательное. Учителя русского языка на своих уроках часто обращаются к мифу о Вавилонской башне как самому яркому примеру утраты коммуникации между людьми. Тот факт, что конкурс просуществовал – только вдумайтесь в эту цифру! – целых тридцать пять лет, убедительно доказывает, что все причастные к этому грандиозному событию люди говорят на одном языке – языке любви к своему делу.
Здесь уместно вспомнить еще одну легендарную цитату из «Книги джунглей»: «Мы одной крови, вы и я». Мы одной крови с О.Г.Парамоновым, который стал абсолютным победителем в 1993 году – в году, когда я только родился. Мы одной крови с А.В.Елисовым, финалистом Всероссийского конкурса «Учитель года»-2011, учителем истории и обществознания школы села Саваслейка Нижегородской области. Не зная меня лично, Андрей Владимирович душой чувствовал наше родство, а потому поддерживал теплыми напутствиями во время конкурса и после него. Мы одной крови с Ю.Б.Мукосеевой, учителем английского языка московской Школы на Юго-Востоке имени Маршала В.И.Чуйкова, талантливым наставником, для которого важно не быть всегда правым, а помочь воспитаннику услышать самого себя и лучшим образом раскрыться. Мы одной крови с каждым из тех, кто сейчас читает эти строки, ведь в эпоху Интернета газета, пусть даже сетевое издание, кажется пережитком прошлого. Однако ее читают небезразличные идейные люди одной крови и с общей целью: чтобы наши дети, новые поколения талантливых искателей обретали в школе не только знания, но и, по В.А.Сухомлинскому, «подлинную теплоту сердца, без которой невозможна душевная красота человека».
Важно отметить, что родство душ, о котором я говорил, часто обнаруживается случайно, не в ходе общения, обмена мнениями. Вот один пример: в марте этого года по приглашению И.А.Карачевцева я выступал в удивительной гимназии №166 города Санкт-Петербурга. В финале своего мастер-класса я пожелал зрителям смотреть в небо так, как это делал князь Андрей Болконский под Аустерлицем, а не так, как это делал Евгений Базаров («Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть»). Дальше по программе включалась запись конкурсного урока самого Игоря Альбертовича, там еще конкурсант, а впоследствии абсолютный победитель «Учителя года»-2003 рассуждал о взгляде Андрея Болконского в небо! Мне кажется, не нужны развитые математические способности, чтобы понять, насколько ничтожен шанс того, что это было простым совпадением. Прочитав книгу Игоря Альбертовича «Увидеть небо. Опыты» и некоторые его интервью, я лишь убедился в том, что мы действительно близки по духу.
Одна из моих самых любимых притч в «Книге джунглей» называется «Барский анкус» (в других переводах – «Княжеский анкас»). Эта история посвящена драгоценному жезлу, который становится причиной гибели многих людей, алчущих заполучить сокровище. В конце сюжета Маугли возвращает анкус в пещеру, где эта смертельная игрушка была найдена. Я уверен, что наши читатели без труда проведут аналогию между анкусом, инкрустированным рубинами и бирюзой, и желанной для многих амбициозных педагогов статуэткой Хрустального пеликана.
Получив ее из рук ректора МГУ В.А.Садовничего, я сразу понял, что это не награда, а символ ответственности, причем большей, чем была до участия в конкурсе. Символ ответственности за судьбу данного мне Слова. И эта ответственность не только не была мне в тягость – я счастлив, что имел возможность общаться с учителями и преподавателями из Адыгеи и Карелии, Омска и Грозного, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова и Брянска, обращаться к коллегам из Твери, Томска, Тюмени, Нижегородской и Калининградской областей, учителям посольских школ по всему миру, педагогам-волонтерам и учащимся педагогических классов, студентам педвузов и педколледжей, что составлял и озвучивал вопросы к конкурсным испытаниям для учителей из Белгорода, Татарстана и Чувашии, что выступал для «орлят» и артековцев, записывал подкасты и интервью… Все это дало мне колоссальный опыт и понимание того, что везде, куда ни брось взгляд, горят созвездия бесконечно талантливых, одаренных специалистов. Так и в нашей литературе: какой пробы был бы ее золотой век, не будь пензенского Лермонтова, орловских Лескова, Тургенева, Фета и Тютчева, тульских Жуковского и Толстого, воронежского Кольцова, тверского Салтыкова-Щедрина, симбирского Карамзина и многих других.
«Смотрите хорошенько, о волки!» – цитировал я Киплинга, выходя в декабре 2023 года на сцену самарского Дома офицеров, когда прилетел из Тегерана на очередную «Педагогическую гавань». Эти слова были обращены к опытным участникам конкурсного движения, легендам конкурса А.В.Зарубе, И.Г.Димовой, П.Г.Положевцу, М.А.Нянковскому, О.Г.Парамонову, Е.А.Филипповой, А.Н.Иоффе, С.С.Ильиной, другим уважаемым гостям и организаторам «Гавани». Этим призывом я просил разглядывать меня внимательно, заново оценивать, способствовать моему дальнейшему росту. И коллеги не отказали: после моего мастер-класса Артур Викторович дал ценные советы, которыми я воспользовался, выступая в Санкт-Петербурге и Брянске. А Ирина Георгиевна поддержала меня, сказав, что как член Большого жюри убедилась в правильности своего выбора. Конкурс «Учитель года» устроен так, что за редким исключением в нем участвуют единожды. Более того, речь идет не об официальных ограничениях, а о позиции самих конкурсантов. Когда я посещал «Парад звезд на Брянщине» по приглашению неподражаемого Ю.А.Клюева, мы пришли на местное телевидение для записи небольшой беседы на околоконкурсную тему. После записи ведущая спросила у нас: «Если бы была возможность, вы бы пришли на конкурс снова в качестве участников?» И мы с Юрием Александровичем ответили почти в один голос, но сами ответы были диаметрально противоположными – он ответил отрицательно, а я утвердительно. Ответив так, я пояснил, что, несмотря на трудности, на непростые вызовы, я буду скучать по атмосфере творчества, по конкурсному азарту, по возможностям, которые открываются после конкурса. Но прав был старый питон Каа, говоря такие слова: «Сбросив кожу, уже не влезешь в нее снова. Таков закон джунглей». Даже будучи членом жюри «Учителя года», я не смогу возродить эти впечатления, поэтому остается лишь бережно хранить их в своем сердце и передавать нашим последователям как лучшую рекламу конкурсного движения.
Вот еще несколько самых ярких впечатлений, которыми я еще не успел поделиться в этой статье.
Прилетев в Грозный по приглашению потрясающего А.М.Динаева, мы с супругой Людмилой оторопели и с тихим восторгом любовались тем, как студенты и ученики Чеченской Республики относятся к учителям: встают при их появлении, почтительно расступаются, с увлечением слушают и стараются взять ценные уроки для себя. Там же познакомились с Жигером Телюкановым, полиглотом и лауреатом премии «Учитель мира», который покинул уютный кабинет менеджера в нефтяной промышленности ради возможности улучшить систему образования родного Казахстана.
В декабре прошлого года в самарском Доме пеликана разместил свой портрет на стене славы учителей года. К слову, повинуясь лишь интуиции (а также подсказке И.Б.Смирнова, учителя года России-2002), приклеил свое фото ровно над фотографией И.А.Карачевцева – это еще один штрих к уже поднятой теме о родстве душ.
Побывал в «На параде звезд», где школьники прославленного брянского лицея №1 задали мне во время интервью такие непростые и в то же время полезные вопросы, каких я не слышал от профессиональных журналистов.
Совершил путешествие на атомном ледоколе «50 лет Победы», слушал выступления выдающихся ученых, в том числе А.Р.Оганова, профессора РАН, одного из самых цитируемых отечественных исследователей, авторитетнейшего кристаллографа. Тот же Артем Ромаевич Оганов принял меня в племя «анонимных папуасов», нанося мне на лицо фиолетовый марганцевый – любимую краску Клода Моне. Кстати, именно в таком виде я посетил встречу с учителями Мурманска, чтобы еще убедительнее донести свой посыл: учитель должен сохранить в себе ребенка. Управляемого, воспитанного, но веселого, любопытного и ищущего ребенка.
Подводя итог периода в статусе учителя года России, я готов повторить за Акелой: «Это была добрая охота». Моим трофеем в ней стало общение с выдающимися педагогами, дружба с некоторыми из них. И я желаю, чтобы каждый, кто прикоснется к конкурсному движению, стяжал это сокровище.
«- Ну а что будет теперь делать это <…> существо?
– Есть или выпускать изо рта дым. У людей вечно заняты рты, – сказал Маугли».
Действительно, мои уста сегодня были заняты речами о том, что является важным для меня, но еще важнее помолчать в память о тех великих «пеликанах», которые сложили свои крылья, – о Л.Н.Соколовой, А.В.Крылове, А.С.Курасовой, М.Б.Пильдес, о покинувших наш мир мудрых наставниках, о тех атлантах, на чьих плечах мы стоим. Пусть пример, который они подавали, ведет нас к новым открытиям! С юбилеем, славный конкурс «Учитель года», и со столетием, дорогая нашему сердцу «Учительская газета»!
Олег ЯНКОВСКИЙ, победитель конкурса «Учитель года России»-2023
Комментарии