Мы живем в цифровую эпоху. Ту, которая вызывает у нас и восторг, и недоумение. С одной стороны, как быстро в наши дни мы можем получить самую разнообразную информацию, переместиться в другую страну или на другой континент, при большом желании отправиться в космос, в любой момент поговорить лицом к лицу с заокеанским другом, мгновенно приготовить обед и даже немного поговорить с роботом… Но почему же, с другой стороны, мы стали такими жестокими, нетерпимыми и быстрыми на гнев, на расправу, на убийство? Почему в мире так мощно развитой цивилизации умирают от голода люди, ссорятся политики, противостоят друг другу государства, сосед убивает соседа из-за не к месту сказанного слова, а школьник, обиженный на что-то (или на весь мир, как это нередко бывает у подростков: известная психологам «отроческая депрессия»), срывает зло в классе, на глазах у всех расстреливая даже не обидчика, а попавшего под руку учителя? И бич нашего времени – терроризм без границ, размывая понятие «поле боя», наполняет зловещим смыслом древнее латинское определение человеческого сообщества: «война всех против всех».
Неужели прав был Жан Жак Руссо, утверждавший еще в XVIII веке, что развитие наук и искусств отнюдь не способствует процветанию нравственности, а, напротив, «все прекрасно, что исходит из рук Творца, и все портится в руках человека», и надо не искать и дерзать, а оставаться близкими природе? Неужели правы были авторы многочисленных антиутопий (Евгений Замятин с его романом «Мы», Джордж Оруэлл с романами «Скотный двор» и «1984», Рей Брэдбери с романом «451° по Фаренгейту» и другие), предупреждавшие о страшной опасности дегуманизации, утраты человеческого в человеке в результате этих исканий и дерзаний как в социальной сфере, так и в сфере познания? И не вторят ли им многочисленные литературные Фаусты XX-XXI веков, отказывающиеся от принципа поиска и деяния гетевского героя, уходя в безмятежный мир природы, как, например, в романе американского писателя, «короля битников» («разбитого поколения» beat generation, после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки не верящего в цивилизацию) Джека Керуака «Доктор Закс. Фауст, часть третья»? Либо, как герой знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (который, как известно, в черновиках звался «Фаустом»), «христианизируется», желая исправить мир силой доброго Слова…Цель благородного булгаковского Мастера не была достигнута на данном историческом этапе. Но значит ли это, что она недостижима в принципе, что неуклонная поступь цифровой цивилизации, облегчая технологию бытия, облегчает и примитивизирует (не упрощает, сводя к «несущим конструкциям», основным константам нравственности, а именно примитивизирует) наши души?Спор между «цифрой» – количественным, измерительным критерием – и словом – качественной оценкой явлений мироздания – уходит в глубину веков. Научно-философская традиция приписывает Пифагору (сами его сочинения не сохранились) такую максиму: «Что самое мудрое? – Число» (следом идут типично геоцентрические утверждения о том, что Солнце и Луна есть «острова блаженных», а землетрясение – это «сходка мертвецов»). Основоположник математических наук считал необходимым для познания мира познание музыкально-числовой структуры космоса (гармонии сфер), выражаемой сложением первых четырех чисел (1+2+3+4=10) – так называемой тетрактидой (четверицей). Его опровергал уже его современник Гераклит, хорошо известный нам философ-диалектик, который в сохранившихся фрагментах сочинения «О природе» (или «Музы») объяснял, что мудрость должна приходить только через логос (глагол), что именно слово приводит к «единому знанию всего», в то время как последователи Пифагора предпочитают этому различные виды «многоучености», которые «уму не научают». Ибо «чтобы говорить с умом, надо опираться на всеобщее», то «единое», которое, «расходясь, само с собою сходится», и «бог – это: день – ночь, зима – лето, война – мир», и т. п., что может выразить только слово.Учение о слове – «нусе», осмысляющем явления, в IV в. до н. э. разработал Аристотель в своих «Поэтике», «Риторике» и других трудах, проложив дорогу логоцентризму Нового времени: от программного зачина Евангелия от Иоанна «В начале было Слово. И Слово было у Бога, и Слово было Бог» до учения уважаемого религиозного мыслителя Павла Флоренского о слове как обозначении «цельного», «органического» знания, характеризующегося «равновесием ума и сердца, анализа и интуиции» и той современной трактовки слова как инструмента смысловой упорядоченности бытия и сознания, которая видит в логосе противостояние всему бессмысленному и бесформенному в человеке и мире.«Но разве число не в состоянии выполнить эти функции?» – спросите вы. Нет! Потому что число есть объективный фиксатор явлений, великий помощник в деле собирания фактов и метрических параметров, однако оно не может дать им оценку по той простой причине, что значение числа не только не является показателем качества явления, но зачастую еще и противоречит ему (например, большое количество статей, написанных за определенное время, как правило, противоречит их качеству).Число не имеет того концепта (совокупности смыслов), того множества коннотаций (отсылок, аллюзий, воспоминаний, традиций), а также звуков определенного настроя и эмоционального воздействия, которыми обладает слово. Даже самое нейтральное из них расскажет нам об уровне культуры, характере, психическом состоянии, специфике воспитания того, кто его произносит. И, кроме того, времени и месте произнесения этого слова в любой – устной, письменной, печатной или электронной – форме.Страх перед «обездушенностью» числа, давно известный мировой цивилизации, отнюдь не означает, однако, руссоистско-консервативного призыва остановить прогресс и вернуться к «естественному» состоянию первобытности. Еще в середине прошлого века вместе с торжествующими голосами флагманов научно-технического прогресса (а именно наша страна с полетом Юрия Гагарина была первой среди них) зазвучали голоса о том, что «и в космосе нужна ветка сирени», произнесено жесткое и четкое кредо Евгения Евтушенко: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».Тогда же появилась пьеса «Фауст и смерть» ныне покойного украинского драматурга Александра Левады, чей творческий путь прошел через советские годы и который для меня, как я думаю, и для многих в России был и остается соотечественником. В этой пьесе причиной гибели в полете смелого покорителя космоса астрофизика Ярослава становятся ложные сигналы Механтропа (он же Сатана) – бездуховного и потому автоматически совершающего злодеяния аппарата, провозглашающего:Нет на свете божества,Миром правит дважды два ˂…˃Мне чуждо и добро, и зло.Над нами вечности крыло,И электроны, и фотоны,Термодинамики законы,А надо всем царит Число.Бесстрастное Число порождает зло: Механтроп губит не только Ярослава, но и своего создателя, завистливого и коварного «технаря» – инженера Вадима. Но дело Ярослава, успокаивает автор, продолжит его младший брат Роман – такой же благородный и бескорыстный, движимый высокими мыслями и самоотверженным человеколюбием.При всей наивной прямолинейности эта пьеса ставит правильный вопрос: о необходимом «одушевлении» Числа Словом, без чего немыслим подлинный прогресс.Сегодняшняя цифровая эпоха не первый вызов Слову. В древнегреческой Античности это было изобретение письменности, которое как катастрофу воспринимал мудрец Сократ. Во-первых, уверял он, человечество потеряет память, а во-вторых, мысль не терпит остановки и фиксации какими-то знаками: она развивается только в живом диалоге! Но Слово выдержало испытание этой фиксацией, обнаружив и в письменном виде свою способность продуцировать, выражать, развивать и оспаривать мысль, а также передавать интонационную окраску речи.Следующим культурным шоком стало изобретение книгопечатания, пугающее своим омассовлением, тиражированием как неизбежным средством «убийства» индивидуального, глубокого и по мысли, и по чувству Слова. Однако, как мы знаем, и это мрачное пророчество не сбылось.Теперь же «цифра» и ее великое достижение – визуализация – решительно отталкивают Слово как рудимент уходящего этапа цивилизации. Так, авторы предложенной в 2016 году для экспертной оценки концепции образовательного анимационного видеоконтента для курса «Литература» – проекта «Открытая школа» (она же в данном пакете документов «Умная школа») открыто (но не знаю, умно ли) говорят о нынешнем времени как «переходе от логоцентрированной к визуальной культуре», пропагандируют «инфографию» – «наглядный способ организации и передачи информации», обеспечивающий учебному процессу «лаконичность», «практичность» и, поскольку «анимационный контент подсознательно ассоциируется с развлечением», требующий «меньших умственных усилий».Но разве облегчение умственной работы (короче – оглупление) человека является искомой целью цивилизационного процесса? Разве возврат к первобытной пиктографии, культура комиксов и обилие визуальных рядов в преподавании литературы, зачастую блокирующих развитие собственной фантазии, своих эмоциональных и ментальных импульсов, есть главный результат научно-технического прогресса?Конечно же, нет. Молодые это поняли раньше нас. Да не покажется это странным, но рэп-баттл (прежде всего знаменитых Оксимирона и Гнойного) по-своему говорит, точнее кричит, нам об этом. Этот рэп сообщает нам о том, что наступила эпоха не смерти Слова, а новых требований к Слову, которое должно быть сочным, ярким, выразительным, нестандартным (и совсем не обязательно нецензурным!).К Слову, которое, конечно же, должно быть грамотным даже в своих неологизмах, заимствованиях из других языков (варваризмах) и сленге, учитывая законы и структуру родного литературного языка, которое носит отнюдь не «клиповый» (как в том иногда несправедливо упрекают упомянутых рэперов), а как раз пространственно-универсальный характер, для произнесения и восприятия которого требуется незаурядный багаж эрудиции, а для «сцепления» образов и фактов – быстрота соображения и рельефного воображения (попробуйте понять рэп Мирона и Славы КПСС без свободной игры со множеством научных терминов, понятий, имен и фактов – от Древней Греции до сегодняшней политической, артистической и блогерской тусовки!).Постмодернистская мода на тотальную игру со смыслами, авторитетами и традициями пройдет (трудились на этом поле в кризисные периоды и Рабле, и Сервантес, и наши футуристы, не разрушив магистральной линии развития литературы), появится иная стилистика в соответствии с будущим новым общекультурным стилем эпохи. А интерес к Слову как к самому мощному инструменту пробуждения, оживления, «взбудоражения» человеческого духа останется, что и доказывают более чем двадцатимиллионные просмотры упомянутых баттлов.Сегодня Слово, бросающее вызов безликому Числу, требует и от нас, преподавателей, нового подхода к обучению: не только передачи, более или менее удачной, информации «буклетными» лекциями, содержание которых студент легко получит по Интернету, но креативного «вторжения» в область знания, где Слово и сообщает, и сопоставляет, и спорит, и ищет, лишь подкрепляя, где нужно, свою аргументацию Числом. В сегодняшнем глобализованном мире, опираясь на самые разнообразные и разнонациональные факты и концепции, нужно рассматривать каждое явление в широко осмысляемом процессе и контексте, пробуждая и разжигая мысль и чувство и растя тем самым не добросовестных педантов, но дерзающих творцов.И разве недавние сообщения о том, что «накануне Дня учителя эксперты в области образования» («МК» от 3 октября 2017 года) признают неизбежность прихода в традиционную систему образования неформальных практик вроде рэп-баттла, и даже о том, что примеры такого включения в виде эксперимента уже наблюдаются в наших школах, не подкрепляют наши рассуждения? Как и утверждения известного педагога Евгения Ямбурга («МК» от 23.08.2017 г.) о том, что сегодня из-за ложных форм отчетного контроля «яркие творческие люди не стремятся в школу», так как «таланты не поддаются дрессуре». Как и благие изменения в политике Министерства образования и науки, возвращающие достойную роль сочинениям и устному слову в ЕГЭ по литературе и готовящие в едином госэкзамене 2017‑2018 учебного года снятие пресловутой тестовой части. Все это еще более актуально для вузовского образования.Галина ЯКУШЕВА, доктор филологических наук, профессор кафедры мировой литературы Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина
Комментарии