search
main
0

Пьеса для фортепиано с раствором. Урок двух учителей одного предмета

В условиях предпрофильного обучения учителя химии используют нетрадиционные методики. Среди них урок-практикум для разновозрастной группы (9-й и 11-й классы). Это позволяет учащимся 9-х классов более осознанно подойти к выбору профиля, по которому предстоит обучаться в 10-11-х классах. Учащиеся 11-го класса обобщают и систематизируют полученные знания по курсу химии и готовятся к поступлению в вуз. Присутствуют два учителя, а результаты учебной деятельности социализируются на каждом этапе урока.

Объяснительная записка

Важной частью урока является использование идеи Штейнберга о конструкторско-технологическом моделировании в деятельности учителя. Построение логико-смысловой модели позволяет систематизировать знания учащихся 11-х классов и определяет перспективы дальнейшего обучения девятиклассников.

Использование логико-смысловой модели развивает логическое мышление учащихся и формирует навыки индивидуальной конструкторской деятельности в процессе познания.

Тема урока. «Решение расчетно-экспериментальных задач по теме «Растворы».

На уроке присутствуют разновозрастные группы: учащиеся 9-го класса, изучающие элективный курс химии, выбравшие химический профиль на будущее, и учащиеся 11-го профильного класса, для которых химия является профилирующим предметом при поступлении в вуз. Каждый учитель руководит своей возрастной группой.

Учитель 11-го класса: Решение задач по химии – это практическое искусство, подобно игре на фортепиано, научиться ему можно, только постоянно решая задачи в качестве образца. Насколько трудно играть на фортепиано, настолько трудно учиться решать задачи.

Учитель 9-го класса определяет цели урока:

– повторение, обобщение, закрепление навыков решения экспериментальных и расчетных задач и индивидуальная работа с лабораторным оборудованием;

– формирование интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, строить аналоги;

– профориентационное образование учащихся.

Ход урока

Учитель химии 9-го класса говорит о том, что решение задач невозможно без знания теоретического материала. Для того чтобы раскрыть логику действия при решении задач, необходимо составить логико-смысловую модель.

(См. схему 1).

Опираясь на данную модель, учитель предлагает решить первую задачу:

9-й класс. Выбрать уравнение химической реакции, в которой образуется только средняя соль, и дописать это уравнение:

1) HCL + Ca(OH)2 =

2) Ba(OH)2 + H2SO4 =

3) HNO3 + Cu(OH)2 =

4) LiOH + HNO3 =

11-й класс. Выбрать уравнение химической реакции, в которой образуется 3 вида солей, написать уравнение химических реакций:

Результат обсуждается и делается вывод (образование кислой, основной и средней соли зависит от количественного состава реагирующих веществ).

Учащиеся 11-го класса решают задачу № 2 экспериментальным путем, учащиеся 9-го класса – расчетным путем. Предварительно учитель химии 11-го класса проводит инструктаж по технике безопасности.

9-й класс. Какая соль и какое количество вещества образуется в результате химической реакции между 3М раствором гидроксида бария и 1М раствором соляной кислоты?

11-й класс. Определить, какая соль и какая реакция среды образуется в результате сливания 3M раствора гидроксида бария и 1M раствора соляной кислоты.

(См. схему 2).

Учащиеся 9-го и 11-го классов приходят к единому результату, то есть учащиеся 11-го класса экспериментально, с помощью индикатора, доказали, что при сливании двух растворов образовалась основная соль, а учащиеся 9-го класса подтвердили это расчетом.

Использовались базовые знания, полученные в 9-м классе, о количественных соотношениях исходных веществ, а также ребята повторили методику решения задач на избыток и недостаток.

Учитель 11-го класса предлагает решить задачу № 3.

11-й класс. Определить массовую долю образовавшейся соли при взаимодействии 10 мл гидроксида натрия (p = 1,22 г/мл) молярной концентрации 5 моль/л с раствором серной кислоты объемом 50 мл (p = 1,2 г/мл) и массовой долей 8,2%.

9-й класс. Определить, какая соль образуется при взаимодействии гидроксида натрия и серной кислоты, и определить реакцию среды.

(См. схему 3).

Учащиеся 9-го класса проводят эксперимент, учащиеся 11-го класса решают расчетную задачу.

Описание деятельности: с помощью индикатора определяют, что в результате реакции образовалась кислая соль, и записывают уравнение химической реакции. Учащиеся 11-го класса делают необходимые расчеты, и на доске с помощью учителя составляется алгоритм решения задачи № 3, объясняется ход решения.

(См. схему 4).

Учитель 9-го класса предлагает девятиклассникам решить домашнюю задачу № 4 по составленному алгоритму.

Определить количество вещества образовавшейся соли при взаимодействии 10 мл гидроксида натрия молярной концентрации 4 моль/л с раствором серной кислоты объемом 71,3 мл (p = 1,1 г/мл) и массовой долей 5%.

Общий итог работы подводится в ходе беседы учителей с учащимися.

Учитель химии 9-го класса задает вопрос: «Какие основные моменты курса химии мы сегодня вспомнили? Урок был один, но один ли объем информации повторили учащиеся 11-го и 9-го классов?».

Общий вопрос: «Отметьте общее и различное в курсах химии 9-го и 11-го классов (объем, содержание и уровень сложности практической деятельности)».

Учителя просят учащихся оценить значение подобных форм уроков (опережающий характер обучения, вид на перспективу, профильный подход к обучению).

Ирина ТЯПКОВА, Маргарита АБДУЛИНА, учителя химии СШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов г.Зеленодольска Республики Татарстан, участницы конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте