search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение В Иркутской области объявили имена первых стобалльников ЕГЭ В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек В регионах появились первые стобалльники На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения Педагогам ЮФО рассказали, как использовать конструктор рабочих программ и учебных планов «История в учебниках и за пределами учебников»: в Подмосковье прошел педагогический интенсив
0

Перевернутый класс, система «домов» и цигун

Глобализация образования – неизбежный процесс, поэтому неудивительно, что сегодня педагоги во многих странах обращают свое внимание на образовательные методики зарубежных коллег, чтобы разнообразить процесс обучения в своей школе. Сингапурская, китайская, британская модели преподавания – о том, как они способствуют развитию российского образования, учат работать в команде, экспериментировать и выражать свое мнение, расскажут сегодня учителя московских школ.

На одной ступени

«Сингапурская система» помогает развить у детей навык индивидуального обучения и критическое мышление. Методика похожа на конструктор, состоящий из 250 конкретных тезисов и фраз. Педагог подбирает подходящие и формирует урок по готовому модулю. Центральной фигурой на уроках является ученик, а не педагог. Большую часть учебного материала школьник постигает сам. В школе № 1368 эту методику, в том числе, используют на уроках русского языка и литературы. В формате обсуждения дети учатся формулировать мысли, давать развернутые ответы, рассуждать и критиковать. Более того, «сингапурская система» помогает отстающим ученикам адаптироваться в классе: в процессе коллективного творчества все участники равны. В такой равноправной беседе они получают внимание и могут свободно высказаться, что порой не так легко сделать в привычной школьной обстановке.

На уроках по «сингапурской системе» школьники знакомятся с форматом работы, с которым потом столкнутся в вузах – это семинары, на которых дети дискутируют и обсуждают проблемы. Учитель в этой ситуации оказывается на одной ступени с учениками – он тоже участник дискуссии и их собеседник. В школе № 1368 на «сингапурских» уроках русского языка и литературы ребята нередко громко спорят, обсуждают, высказывают свои мысли перед всеми, они раскрепощены, потому что знают, что их никто не осудит, что они не на экзамене, а в процессе свободного общения. Ученики распределяются на группы по 4-5 человек и садятся друг напротив друга. По словам учителя русского языка и литературы школы № 1368 Светланы Растворовой, в таком формате гораздо удобнее обсуждать тему урока и обмениваться впечатлениями. Когда класс разделен на несколько групп, педагог распределяет темы на блоки и предлагает командам подготовить тему, чтобы затем презентовать ее остальным ученикам. Такой способ изучения темы, когда детям приходится самостоятельно добывать информацию и учиться анализировать пройденный материал, а не заучивать его со слов педагога, по мнению Светланы Растворовой, самый действенный.

С ног на голову

Еще одна система – «перевернутый класс» – появилась в США в помощь ученикам, пропустившим занятия. В «перевернутом классе» все «переворачивается» с ног на голову. Дети сначала знакомятся с новой темой дома, погружаются в теорию, смотрят видео-уроки, делают домашнее задание и только потом в классе обсуждают материал под руководством педагога. В школе № 1788 методику «перевернутого класса» решили попробовать на всех ступенях – от начальных классов до старших. И эксперимент дал положительный результат: дети стали лучше концентрироваться на занятии. Более того, методика экономит время: педагог больше не ретранслятор информации, его роль заключается в модерации урока, он, по сути, становится, тьютором. По словам учителя истории школы № 1788 Тимура Алексеева, интернет предоставляет большие возможности для самостоятельной подготовки к уроку, в том числе, благодаря видео-лекциям, которые дети чаще всего используют в качестве источника информации. Онлайн-уроки могут донести информацию в лаконичной форме, они наглядны и удобны: если ученик не понял материал, он всегда может пересмотреть видеоурок.

Методист образовательного проекта InternetUrok Юрий Гребенюк убедительно доказывает, что видеоуроки и онлайн-обучение делают процесс образования максимально мобильным и удобным: «Они не привязывают ребенка к школе. В любое время суток из любой точки мира он может зайти на сайт, чтобы посмотреть видео, прочитать конспект, проверить свои знания или задать вопрос учителю. Ученик может осваивать материалы в любом комфортном для себя темпе. Не надо никого ждать или догонять, всегда можно поставить урок на паузу». В школе видеоуроки помогают учителям, так как обладают большим мультимедиа-ресурсом (анимациями, иллюстрациями), могут служить вводной частью для обычного урока, после которой проходит обсуждение нового материала. Видеоуроки удобны при использовании концепции «перевернутого урока», а также решают проблему обеспечения равного доступа к образованию, что важно для школ в отдаленных регионах.

Трансформируйте!

По данным международного исследования SACERS, которое оценивает образовательную среду с точки зрения организации пространства, в столичных школах не хватает помещений для творчества и мест для игр.

А вот в школе № 1392 им. Д.В. Рябинкина один из учебных корпусов был построен с учетом нового подхода к организации учебного пространства и современных архитектурных требований. Учебное пространство здесь напоминает финские школы, где есть опенспейсы со стеклянными перегородками и трансформируемая мебель. В библиотеке специально установлена удобная мягкая мебель, есть читальный зал и конференц-зал. В школе № 1392 классы-трансформеры разделены на две половины: в одной дети изучают теорию, в другой – параллельно осваивают практическую часть и проводят опыты.

По словам директора Дениса Бахарева, в школе созданы условия и для передвижения детей с ограниченными возможностями: в здании нет высоких порогов и замкнутых пространств.

Как в Хогвартсе

В гимназии им. Е.М. Примакова школьники с 5-го по 11-й классы организованы в так называемые «дома», в рамках которых дети заняты в течение всего дня. По британской системе House System гимназистов распределили на четыре «дома», которые соответствуют сторонам света (North, South, West, East). В течение учебного года «дома» участвуют в жизни школы, соревнуются друг с другом в спортивных мероприятиях, олимпиадах, а в финале каждого модуля определяется лучший «дом».

Метод House System объединяет школьников разных классов, дает возможность находить общий язык друг с другом и выстраивать доверительные взаимоотношения с педагогами. Каждый «дом» курирует свой педагог-наставник, который отвечает за развитие и коммуникацию внутри «домов».

Города из песка

Отдых – это тоже важный элемент школьной жизни. Снижению утомляемости, уровня стресса у детей могут поспособствовать самые разнообразные методики, главное, чтобы педагог-психолог или классный руководитель грамотно их подобрали. Так, например, в школе № 2117 на занятиях песочной терапией (sand art) дети под музыку создают аппликации и анимацию из различных видов песка. Такие занятия развивают речь, помогают высказывать свои ощущения вслух. Дети разного возраста с одинаковым интересом используют цветной и кинетический песок, создавая фантастические пейзажи и города. По словам воспитателя дошкольного отделения школы № 2117 Валентины Егоровой, контакт с песком вводит ребенка в состояние, близкое к медитации. В процессе работы с природной субстанцией ребенок учится рефлексировать и выстраивать коммуникацию с окружающими.

А в школе № 1354 «Вектор» на уроках китайского языка проводятся расслабляющие пятиминутки. Дети под руководством учителя делают массаж акупунктурных точек. Зрительную нагрузку снижают упражнения для глаз. Педагог китайского языка школы № 1354 Лидия Яринич использует на уроках гимнастику «Чудесные упражнения для глаз», которую она обнаружила в одном из китайских учебников. В основе такой системы лежат древние практики цигун.

P.S.

А какие зарубежные образовательные, творческие и психологические методики взяли на вооружение вы? И что, на ваш взгляд, стоит перенять у российского образования другим странам?

Фото из архивов школ №2117, №1392 и гимназии им. Е.М. Примакова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте