search
main
0

Педагогический старт-2020

Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования и «Учительская газета-Москва» подвели итоги конкурса творческих работ среди молодых педагогов «Педагогический старт»-2020. О его результатах можно прочитать в «Учительской газете-Москва» №51 за 22 декабря 2020 года. Там же мы начали публикации эссе конкурсантов, которое продолжили и в №2 за 12 января 2021‑го. И вот новая встреча с работами молодых педагогов!

 

Время выбирает дистант?

Вчитаемся внимательно в название статьи. Я не случайно написала его с вопросительным знаком. Почему? Давайте прочитаем заглавие с логическим ударением последовательно на каждом слове. Что же получится?

Время выбирает дистант?

Время выбирает дистант?

Время выбирает дистант?

Чувствуете, насколько весомо звучит каждое слово? А теперь я попробую эту весомость вам раскрыть.

Итак, первое слово время. Время выбирает дистант? Да, время.

«Все течет, все изменяется» – так описывал древнегреческий философ Гераклит устройство нашего мира. Эта фраза актуальна, как никогда. Время не стоит на месте, оно движется вперед. Жизнь отсчитывает годы ХХІ века. Это время быстрого развития Интернета, роста объема информации. Еще в ХХ веке мы не могли себе представить, что компьютер войдет почти в каждый дом, что гаджетами смогут пользоваться все от мала до велика. Время Интернета – это время больших возможностей.

Существует такая закономерность: чем больше у человека возможностей, тем больше его потребности. Это же происходит и в образовании. Интеллектуально развитому человеку становится недостаточно тех знаний, которые он имеет. Поэтому он постоянно будет стремиться к совершенству, которому, как известно, нет предела, и искать новую информацию, расширяя свои знания. Как сказал Уинстон Черчилль, «владеющий информацией – владеет миром».

Наше время – это век всеобщей компьютеризации и информатизации. Оно предоставляет современному человеку такие средства, которые позволяют сделать интенсивными процессы интеллектуального развития. Именно это время и поставило перед нами новую задачу: использование Интернета при проведении учебных занятий, то есть создание дистанционного обучения, которое явилось временной мерой во время пандемии.

Вот, пожалуй, таков мой ответ на вопрос: время выбирает дистант?

А теперь я постараюсь раскрыть суть слова выбирает – второго в названии статьи.

Любой человек, проживая свою жизнь, не раз оказывается перед выбором, который влияет на ход его дальнейших действий. Но только ли он может осуществлять выбор? На мой взгляд, время тоже имеет такую возможность – сделать выбор, от которого будут зависеть происходящие в мире события. Это не такое обычное и простое действие – выбирать. Время выбирает дистант? Да, выбирает.

Каково лексическое значение глагола «выбирать»? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к словарям Ушакова и Ефремовой.

По Ушакову, выбирать – значит «выделять, отбирать из многого (отдавая предпочтение лучшему, более нужному)». Из трактовки в словаре Ефремовой следует, что выбирать – значит «находить удобный момент для осуществления чего-либо для занятий чем-либо». Ассоциация к слову «выбирать» – это альтернативный вариант. Так, может, время как раз и нашло тот самый удобный момент, чтобы отдать предпочтение более нужному? Осуществить альтернативный вариант?

По моему мнению, оно, как опытный наставник жизни, и выбрало этот самый момент для реализации дистанционного обучения – альтернативы классно-урочной системе (именно на период пандемии) – с целью непрерывности учебного процесса. В данной ситуации, я считаю, это был оптимальный выбор.

Внезапно внедрившееся в школьную жизнь дистанционное обучение вызвало много разноречивых мнений на страницах Интернета. Я также имею свое мнение о данной форме обучения, которое сложилось у меня при прохождении производственной преддипломной практики. Сейчас я вам его раскрою.

Время выбирает дистант? Попробуем разобраться, чтобы дать ответ на этот непростой вопрос, который волнует всех, кто связан с обучением детей и их воспитанием.

Современные дети живут в мире, изменяющемся с сумасшедшей скоростью, – в мире электронной культуры. Меняется также предназначение учителя – он координирует информационный поток, поступающий к ученикам. В общепринятой схеме «учитель – ученик – учебник» появляется новый компонент – компьютер, а в школьном сознании – компьютерное обучение. Дистанционное обучение как раз является одной из форм такого обучения.

Внезапный (на период пандемии) переход в онлайн встряхнул сферу обучения. Мир мгновенно изменился. Учителя узнали новые средства обучения и практики, школьники взглянули на онлайн-ресурсы не как на развлечение, а в ключе самоорганизации и ответственности.

Переход на дистанционное обучение дал понять, как и в каком объеме использовать данный формат в будущем, заставил задуматься над тем, что жизнь после дистанта не будет прежней.

Тогда возникают вопросы: зачем нужна школа? Сможет ли дистанционное обучение стать альтернативой классическому?

Оноре де Бальзак писал: «Прекраснейшее творение человека – отнюдь не поэмы, не великолепные картины, не звучная музыка, не замки, не статуи, как бы ни были искусно они изваяны, не парусные или весельные галеры. Нет, наипрекраснейшие творения человека – это дети».

Образование – это сфера, напрямую соприкасающаяся с личностью ребенка. Попробуйте представить поколение, которое вырастет после обучения в дистанционном формате! Оно, по моему мнению, полностью или частично потеряет понятия добра и зла, сочувствия, дружелюбия, отзывчивости… В дистанте трудно предусмотреть тот момент, когда вы прикоснетесь к детскому сердцу.

В памяти всплывают слова Василия Александровича Сухомлинского: «Сердце отдаю детям». Это значит – свои эмоции, свои чувства, свою энергию. Несомненно, все это можно осуществить только в классе при контакте с детьми. Представьте себе такую картину: вам показывают две совершенно одинаковые розы, но одну по компьютеру, а вторую вживую. Какую вы выберете? Вот так и с образованием.

Конечно, дистанционное обучение свежо и современно. Возможно, по мнению некоторых пользователей Интернета, в будущем оно вытеснит классическое, и ученики смогут выбирать себе учителей, сидя дома перед компьютером. Но я придерживаюсь иной точки зрения: хорошо все в меру. Я полагаю, что обучение на «удаленке» можно рассматривать как дополнительные возможности для развития системы образования. Я думаю, что в ближайшее время дистанционное обучение не сможет полностью вытеснить классическое, так как классно-урочная система прошла самую строгую проверку – временем. Разное пробовали, но за многие века не придумали лучше, эффективнее и правильнее. Школа – это не только сумма знаний в учебнике и голове Марьи Ивановны. Это отдельная вселенная, которая живет и развивается по своим законам, правилам, договоренностям.

Кем станет выпускник за ее порогом – человеком, не знающим, как самореализоваться, или тем, кто умеет самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни? Дистант эти вопросы перед нами поставил, но ответы на них каждый будет искать сам.

Юлия ПЕТРУШЕНКО, учитель начальных классов школы №218, Минск, лауреат конкурса «Педагогический старт»-2020

 

Непривычно – тишина

Временный дистант или время для дистанта?
В один момент все стало по-другому.
Последний свой не написав диктант,
Все дети больше не приходят в школу.
Каникулы, и в кабинетах стало пусто.
На переменах непривычно – тишина.
А на душе волнительно и грустно:
Пора каникул, только вот не та!
Изменится привычный нам расклад,
Когда закроют двери нашей школы.
Учеба сразу же пойдет на спад,
И мотивация, что заставляет идти в гору.
И вновь экран заменит всех людей,
Которых мы привыкли часто видеть.
И так продлится неизвестно сколько дней.
Сейчас же остается ждать и верить.
Но не заменит детям никогда
Экран компьютера учителя.
Он все услышит вовсе без труда,
Но в этом нет тепла родителя.
Не зря же говорят: учитель как второй родитель.
Он нашу голову питает, наше сердце.
Во взрослую жизнь он путеводитель.
Один толчок, а дальше по инерции.
Наутро снова, свой собрав рюкзак
и приготовив чистые тетради,
Вдруг понимает школьник: что-то здесь не так.
И не торопится. Уже не до занятий.
А после школы вот, действительно,
Все собирались на площадке поиграть в футбол,
Ведь действие рождает действие,
Пассивность же лишь провоцирует наш сон.
«Конечно, есть и плюсы», – слова мамы.
Ведь заболевший может посетить урок,
Тем самым, не отставая от программы,
Со всеми в ногу следовать вперед.
И расстояние до школы теперь значения не имеет,
Родителям везти не надо никуда.
Что хочешь, делаешь на переменах,
Еще дневник забыть не сможешь никогда.
Дистант и с точки зренья технологий,
Стремящихся вперед и ввысь,
С компьютером на «ты». Не чувствуя тревоги,
Учиться в МЭШ работать торопись.
Живого слова не заменит ничего:
Ни телефон, планшет или компьютер.
Уроки обсудить важней того,
Что нам расскажет онлайн-тьютор.
И стих написан этот мной с душой,
Пусть символов намного меньше, чем необходимо.
Я не боюсь и не боялся, это хорошо,
Барьер пусть даже непреодолимый.
В период сей, весьма для нас тяжелый,
Необходимо просто малость потерпеть.
Преодолеем вместе этот путь – и будет новый.
Тогда удастся крыльями взмахнуть и полететь.

Виталий ГУСЕВ, учитель физической культуры школы №1518, призер конкурса «Педагогический старт»-2020

 

Сказка о выборе

В дальних-дальних землях процветало королевство N. Правитель был мудр и справедлив, народ ни в чем себе не отказывал, поля всегда были полны урожая, а на улицах городов частенько звучал звонкий смех. Покой королевства могли нарушить два клана, живших бок о бок.

Один клан звался Консервас. Его приверженцы жили в величественных старинных замках. Так они огораживали себя от внешнего мира, нестабильного и стремящегося к изменениям. Они чтили традиции и были им верны. И ничего не хотелось им менять в своей спокойной жизни. Все новое воспринималось как что-то враждебное.

Другой клан звал себя Новаторск. Он был полной противоположностью Консервасу. Селения клана состояли из просторных и современных построек. Жители использовали передовые технологии, стремились усовершенствовать традиции предков. Их взор был устремлен в будущее, они всеми силами старались избавиться от скучного, по их мнению, прошлого.

Эти кланы вечно спорили, кто из них лучше и кто правильнее живет. Никто не желал принимать сторону соперника. Даже когда в королевство нагрянула страшная хворь, они по-прежнему враждовали, вместо того чтобы объединиться.

Темные тучи нависли над королевством N, люди гибли от неведомой хвори, города пустели, как и поля…

Видя, как королевство гибнет, король призвал всех лордов, лекарей, ученых мужей, чтобы найти способ, как уничтожить хворь. Трудная задача встала перед ними. Долго думали, много спорили в поисках консенсуса. И вот пришли к общему мнению.

Было решено ввести карантин: изолировать зараженных, закрыть таверны, запретить крестьянам выходить в поля. А жить как-то надо было! Так как поля пустовали, провизию стали доставлять из другого королевства. Новаторск заменил человеческий труд на земельных участках машинным. Ранее такого никогда не было. Но в связи с хворью король дал добро на такой эксперимент, да и для крестьян это было безопаснее. Были у этого эксперимента свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что крестьянин мог из дома управлять машиной и собирать урожай. Минусы в том, что долгое время народ сидел дома, стал больше лениться, меньше общаться, да и забывать, как в поле орудовать плугом. Эти минусы стали беспокоить короля.

Хворь начала отступать. И вот уже крестьянам нужно было вновь выходить на поля для работ. Король, обеспокоенный здоровьем жителей, вновь собрал мудрый совет. Что делать дальше?

– Крестьянам пора в поле. Работая с плугом, мы получаем связь с землей, и работа выходит качественнее. К тому же так делали наши предки, – утверждали представители Консерваса.

– Плуг простой, уже не один год с ним работаем. А с машинами все сложно, от них голова идет кругом, приходится вечно кого-то звать на помощь, – говорили старики.

– Нам много всего нужно знать, чтобы управляться с машиной. Инструкций много. Да и не хватает живого общения, – твердили молодые.

– Я становлюсь зависимым от машины. А что, если она сломается? Получается, что я оставляю семью без хлеба, – продолжали лететь протесты.

– Ну что вы? За машинами будущее, – парировали в ответ представители Новаторска. – Их только совершенствовать нужно. А в полях работать вручную – это уже пережиток прошлого. Крестьяне привыкнут к машинам!

– На машинах работать удобнее, нажал пару кнопок – и все готово! – отстаивало свою точку зрения молодое поколение из клана Новаторск.

Споры не утихали, и никто не мог найти компромисс. Ведь и те и другие были по-своему правы.

Король, выслушав все предложения и возмущения жителей королевства и не найдя мудрого решения, отправился к старцу, чтобы найти истину.

Старец молвил королю:
– Поле можно сравнить с разумом. Чем больше мы с ним работаем, тем больше урожая нас будет ждать. Урожай – это знания, результат нашего труда. Каждый по-своему работает в поле: кому-то легче с плугом, а кому-то – с машиной.

Правитель послушал и сказал:
– Старец, при всем уважении к твоей мудрости ты лишь все усугубил. Как же нам теперь быть?

На что старец ответил:
– Каждому свое в этом мире. Время идет, все меняется. Вам был дан такой интересный опыт. Нужно быть открытым ему, не стоит ограждать себя стенами неведения и отречения. Но и не стоит забывать традиции наших предков.

– И что с этим делать? – спросил король.

– Король, объедини свои кланы и их знания по ведению хозяйства. В таком союзе вы постигнете настоящую гармонию, как инь и ян. А в будущем время все расставит по своим местам.

– Я понял тебя, старец! – восторженно ответил король.

Встретившись с жителями королевства N, король передал слова старца. Наступила тишина. Речь короля заставила задуматься всех. И с каждым мгновением прозрение, как волны моря, ударяющие о берег, приходило к ним.

Все шептали: «Нам нужен мир, нам нужна гармония!»

Виктор ВЛАСОВ, педагог-психолог Центра туристско-краеведческого творчества ученической молодежи г. Ждановки, призер конкурса «Педагогический старт»-2020

P.S. Каждая точка зрения имеет право на существование. Так и в случае с дистантом. Подход к обучению индивидуален и дифференцирован. Сейчас дистанционное обучение как один из его вариантов. Выбор за каждым.

 

Как близко оказалось «прекрасное далеко»

В связи с обстоятельствами, вызванными пандемией, мы получили опыт работы в дистанционном режиме, успели приспособиться к новой и не испытанной ранее системе. Сегодня, когда большинство проблем с организацией дистанционного обучения решены, мы можем подвергнуть обе системы анализу и сравнению.

Дистанционное обучение явилось для нас «якорем спасения» в период, когда основная форма ведения занятий была недоступна. Стало казаться, что некоторые аспекты процесса обучения возможно и целесо­образно перевести на дистант. Но говорить о том, чтобы полностью заменить классическую форму, на мой взгляд, еще очень рано. Я являюсь учителем физической культуры и классным руководителем, поэтому буду рассуждать о значении дистанционного обучения на основании опыта, полученного в результате работы на соответствующих позициях.

 

Физическая культура

Мой предмет ввиду его специфики, конечно, выделяется на фоне остальных, когда речь идет о переходе на дистанционный формат обучения. И проблем с проведением действительно качественных уроков онлайн было гораздо больше. Если перенести учебную парту в виде письменного стола в квартиру несложно, то перенести домой спортивный зал проблематично.

Нужно упрощать программу и адаптировать ее к домашним условиям. Разработать равноценный аналог большинству физических упражнений не представляется возможным. Это, без сомнения, приводит к снижению эффективности преподавания большинства разделов физической культуры.

Для проведения полноценных занятий необходимы определенные условия, которые дистанционно создать крайне затруднительно. К примеру, для спортивных и подвижных игр нужен сбор ­команд учащихся, для проведения занятий по гимнастике – показ и осуществление поддержки обученным специалистом. Необходим инвентарь, который есть далеко не у каждого ребенка. Создать эти условия возможно, но проведение занятий в классическом режиме при этом кажется гораздо целесообразнее.

 

Классное руководство

Куда больше данная форма оказалась подходящей для работы с классом в качестве руководителя. Цифровой век предоставляет детям возможность пользоваться его технологиями с ранних лет. Этот факт создает благоприятную обстановку для развития дистанционного обучения, и во многом благодаря этому внедрение дистанта в моем классе проходило сравнительно быстро.

Но большую нагрузку при этом получили родители учеников. Их роль в процессе обучения, особенно в младших и средних классах, возросла многократно. Основной контроль и создание условий для участия детей в учебных занятиях в большей мере стали их функцией. Эффективность обучения стала зависеть от них в гораздо большей степени. И здесь мы сталкиваемся со значительной проблемой: многие родители в силу различных обстоятельств не имеют возможности принимать участие и оказывать помощь в подготовке детей (во всяком случае в урочное время). Это значит, что ребенок может отставать от учебного процесса даже при большом желании к обучению из-за причин, не зависящих от него.

На мой взгляд, самый критичный вопрос при дистанционном обучении – это вопрос контроля знаний. При списывании из интернет-источника учащийся косвенно получает знания благодаря поиску и сортировке данных, но полноценным способом получения знаний такое списывание считаться не может. К тому же очень сложно отследить прямое копирование работы одноклассников. Для решения этой проблемы приходится разрабатывать варианты на каждого ученика, что занимает много времени и снижает продуктивность работы учителя. Кроме того, усложняется процесс проверки работ. Не менее важным моментом является вопрос оснащения техникой и Интернетом, без которых дистанционное обучение невозможно. В моем городе этот вопрос решается путем выдачи необходимого оборудования семьям, которые в нем нуждаются. Но в отдаленных регионах зачастую такой возможности нет.

Дистанционное обучение – вынужденная мера, очень хорошо показавшая себя в период сложившейся эпидемиологической ситуации. Для введения этой системы при нормальных условиях необходимо решить еще множество масштабных задач. На данный момент лишь немногие учебные предметы готовы к частичному переводу в дистанционный формат, существуют предметы, которые перевести не представляется разумным. Дистанционное обучение – обучение будущего, но, на мой взгляд, пока это будущее все еще отдаленное.

Евгений СЕМЕНКОВ, учитель физической культуры школы‑гимназии №31, Казахстан, г. Нур-Султан, призер конкурса «Педагогический старт»-2020

 

Мир на Пиросе

Среди безмолвных потоков далеких галактик, мимо миллиардов небесных светил, окутанных разноцветными дымками атмосфер, таящих секреты, по ледяной глади космического пространства неспешно скользил одинокий странник. Целью его была далекая планета, находящаяся в нескольких тысячах световых лет от места отправления беспилотного корабля, несущего знания и тайну счастья родного дома чуждому миру устоявшихся традиций и порядков. То послание не было жестом войны или осуждения иных взглядов и верований, лишь ненавязчивой рукой помощи, готовой в любой момент скрыться, будучи отринутой.

Алая планета Пирос встретила безликого посла с недоверием и скепсисом, внимая посланию с далеких звезд. Народ Пироса был подобен могучему огню, освещающему истину, дарящему тепло и карающему тьму. Люди, жившие на Пиросе, с давних времен привыкли к обману и фальши, которые могут умело принимать самую изящную и притягательную форму, какой бы ужасной и низкой ни была суть, скрывающаяся за ней. Чувство близости ко лжи давно перестало наводить ужас на обитателей алой планеты, которые научились стискивать зубы покрепче, гордо вскидывать голову, широко расправлять плечи и продолжать двигаться вперед рука об руку с неизвестностью, принимая радости и печали на своем извилистом и тернистом пути.

«Наши далекие братья и сестры! Мы верим, что за долгое время вашего существования вы наверняка сумели отыскать свою путеводную звезду. Сейчас вы счастливо следуете за ней, минуя все беды и несчастья, которые могут омрачать вашу жизнь. Мы искренне рады за всех вас и желаем лишь процветания вашему миру! Но, если вдруг вас терзают сомнения или одолевают трудности, мы хотим протянуть вам руку помощи! Пожалуйста, не относитесь к ней предвзято! Она будет заключаться не в нашем вмешательстве, а в простом рассказе о нашей жизни.Алая планета Пирос встретила безликого посла с недоверием и скепсисом, внимая посланию с далеких звезд. Народ Пироса был подобен могучему огню, освещающему истину, дарящему тепло и карающему тьму. Люди, жившие на Пиросе, с давних времен привыкли к обману и фальши, которые могут умело принимать самую изящную и притягательную форму, какой бы ужасной и низкой ни была суть, скрывающаяся за ней. Чувство близости ко лжи давно перестало наводить ужас на обитателей алой планеты, которые научились стискивать зубы покрепче, гордо вскидывать голову, широко расправлять плечи и продолжать двигаться вперед рука об руку с неизвестностью, принимая радости и печали на своем извилистом и тернистом пути.

Вот уже четыре тысячи и двести лет наша планета процветает, а жизнь на ней похожа на прекрасный сон, от которого не хочется просыпаться. Мы полностью избавились от войн, болезней и других напастей. Мы одновременно стали дальше друг от друга и ближе друг к другу. С помощью цифровых и коммуникационных технологий мы, находясь в наших домах, можем безопасно общаться с миром, не вредя ни себе, ни ему. Дистанционное общение подарило нам возможность не покидать наши дома. Наши дети здоровы и счастливы, ибо всегда находятся лишь с самыми близкими и родными людьми.

Ссоры, конфликты и недопонимания ушли далеко в историю, ведь прежде чем чтото сказать, мы даем себе время побыть в одиночестве и подобрать слова, чтобы они не показались резкими. Информация подается в истинно чистом и непредвзятом облике без тени субъективизма. Это позволяет каждому увидеть в ней свое и самому выбрать свой путь. Мы верим, расцветом нашей цивилизации мы обязаны именно внешнему одиночеству. Именно оно подарило нам спокойствие и единение с самими собой и окружающими людьми!

Надеемся, каждого из вас ждет безмятежнодоброе и светлое будущее

Послание внесло смятение в ряды жителей планеты. Консервативно настроенная половина людей отказывалась изменять годами складывавшийся уклад жизни. Но были и те, кто, мечтательно слушая рассказ о другом мире, увидел возможность сменить изменчивый, бурный и непредсказуемый поток жизни на тихую гладь озера. Тех людей сообщение застало во время работы, вдалеке от дома и родных, с которыми не всегда удавалось быть рядом. Снедаемые необходимостью постоянно уступать законам и требованиям мира, люди грезили о спокойствии и возможности самим выбирать, где и когда быть, кого и сколько видеть и на что тратить драгоценное время, отпущенное им. После долгих раздумий, споров и дискуссий народ Пироса решился на эксперимент…

Первое время пришлось нелегко. Оказалось, что длительное нахождение даже с самыми близкими людьми может оказаться весьма утомительным. Недолгое затишье сменилось волнами ссор. Люди, почувствовав свободу, распоряжались ею в большинстве своем бездумно. Огромные возможности дистанционного взаимодействия потрясали воображение, давали возможность выбирать и немного сводили с ума. Словно все разом вернулись в детство – в новый неизведанный мир, который манит познать его. Хотелось всего и сразу. Теперь времени было в избытке. Можно было быть где угодно и с кем угодно, но при этом не отрываться от повседневных дел. На планете не осталось ни одного места, не посещенного человеком, ни одна тайна не укрылась от передовых технологий и пытливых взоров людей. Каждый получил ценнейшую возможность найти себя, свой уголок.

Но недолго люди, словно птицы, носились по свету в поисках лучшей жизни. Вскоре каждый нашел свое место и занял его, отгородившись от всего, что чуждо и нелюбимо. Огонь в глазах жителей Пироса стал понемногу гаснуть, заглушая яркие и неистовые душевные порывы и заменяя их стальным, непоколебимым спокойствием и холодной уверенностью.

Как говорилось в послании с далеких звезд, «ссоры, конфликты и недопонимания ушли далеко в историю, ведь прежде чем чтото сказать, мы даем себе время побыть в одиночестве и подобрать слова, чтобы они не показались резкими. Информация подается в истинно чистом и непредвзятом облике без тени субъективизма. Это позволяет каждому увидеть в ней свое и самому выбрать свой путь».

Да. Настало мирное и спокойное время. Да. Каждый нашел свой путь и пошел своей собственной дорогой. Река безмятежности потушила и малые, и большие пожары на Пиросе. Прерываемая лишь едва слышным жужжанием процессоров, наступила тишина.

Любовь СМИРНОВА, воспитатель школы №1236, призер конкурса «Педагогический старт»-2020

 

Первый блин комом, или Как настроить себя на лучшее

Современные проблемы требуют современных решений? С этим трудно не согласиться. Ведь мы же не подстраиваем погоду под себя, а просто одеваемся по погоде. Так насколько же можно подстроить учебный процесс в сложившихся обстоятельствах? Попробуем разобраться.

Безусловно, дистанционное обучение было в каком-то смысле выходом из ситуации, когда стандартное обучение стало временно невозможным. Таким образом, учащиеся смогли продолжить усваивать необходимые знания. Но, как показала практика, не всем это оказалось под силу. И на то есть несколько причин.

Во-первых, не у всех детей есть постоянный доступ к Интернету. В городах эта проблема стоит не так остро, а вот в сельских школах выход из положения вызвал определенные затруднения. Во-вторых, из-за отсутствия изложения учителем новой темы даже для отличников стало сложным изучить незнакомый материал. Естественно, в этом им помогали родители, что в конечном итоге вызвало ряд недовольств. И с этим трудно не согласиться.

Смоделируем ситуацию. Некая Светлана Александровна целый день пробыла на работе, решала важные вопросы, нервничала, переделывала отчет. И вот, вернувшись уставшей домой, она узнает, что ей еще надо объяснить дочке новую тему по химии, про которую она с легкостью забыла сразу же после получения аттестата.

Да и самим учителям период дистанционного обучения дался нелегко. Мало кто из учащихся обращался за помощью в те часы, на которые были назначены онлайн-консультации. Большинство делали это вечером, когда родители приходили с работы и вместе с детьми садились за задания. Но учителя ведь тоже люди, у которых есть свои семьи и домашние дела. У многих моих коллег есть дети школьного возраста. К слову сказать, они тоже столкнулись с рядом проблем и были недовольны и как учителя, и как родители.

Первый блин всегда комом? Возможно, проблемы возникли из-за того, что подобная форма обучения для нас диковинка. Мы столкнулись с ней впервые и поэтому не понимали, как грамотно выстроить свою работу. Может быть. В любом случае по окончании дистанционного обучения все выдохнули.

Скорее всего, это не последний наш опыт в организации такой формы обучения. Тенденции таковы, что современные технологии постепенно вытесняют устаревшие методы работы. Но я бы не стала относить к таким методам школьное обучение. Школа отвечает не только за образовательную, но и за воспитательную функцию, несет социальную нагрузку. На уроках дети учатся общаться, находить компромиссы, отстаивать свою точку зрения. Как это все возможно, если учащиеся будут просто выполнять задания перед монитором компьютера? Тем более у них под рукой всегда находится всемирная энциклопедия – Интернет.

Человек обязан думать! Что бы там ни говорили, нашему обществу нужны мыслящие люди. А для этого необходимо учиться искать информацию, обрабатывать ее, отбрасывать все лишнее и находить истину. На уроках учителю легче проследить эти процессы. Но мир меняется, а человек – такое создание, которое может приспособиться ко всему. Мы уже давно используем на своих занятиях видеофрагменты, на которых наглядно демонстрируем тот или иной опыт, показываем действие какого-либо закона. Поэтому все возможно. Но очень не хотелось бы отбирать у детей возможность живого общения с наставником, обмен опытом, желание учиться у него чему-то большему.

Если система образования выстроится таким образом, что все составляющие стационарного обучения будут соблюдены (конечно, с добавлением современных технологий), то почему бы и нет. В любом случае многое зависит от самомотивации обучающихся. Ребенок, который ничего не хочет узнавать, не будет это делать ни в школе, ни дома. А ученик, стремящийся к получению новых знаний, будет искать любую возможность для развития своих способностей. А мы, педагоги, всегда будем оказывать ему поддержку. Главное – настроить себя на результат и не тратить силы на недовольство и противостояние изменчивому окружающему миру.

Елена ДОЛЖЕНКО, учитель английского языка свердловской специализированной школы №6 имени Героев 203‑й стрелковой Запорожско-Хинганской Краснознаменной ордена Суворова дивизии, призер конкурса «Педагогический старт»-2020

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте