Заслуженный учитель РФ, академик РАО, доктор педагогических наук директор школы №109 Евгений Ямбург в рамках серии встреч с интересными людьми «Вкус успеха», организованной общественным движением москвичей «За Собянина», собрал москвичей и гостей столицы на лекцию «Новый вектор современного образования: не ребенок для школы, а школа для ребенка». Впрочем, на лекцию этот доверительный разговор был мало похож. Это событие из тех встреч, которые переворачивают сознание. И, конечно же, душу.
Это был разговор об учителе, о технологиях, которые способны стать надежными помощниками, но никогда не смогут заменить человека, о ценностях и истинах, которые трудно назвать простыми. О подлинном великодушии и умении сотворить чудо. Для тех, кто действительно в нем нуждается.Проект «УчимЗнаем» – детище Ямбурга, его боль, его гордость. Находящиеся на лечении в Москве дети не прерывают учебу. Дети из разных уголков страны.- Московское образование – открытое образование, и это самое главное, – подчеркнул Евгений Ямбург.Он рассказал, что несколько лет назад Сергей Собянин поддержал идею обучения на базе лечебного учреждения прибывших из других регионов больных детей, тех, у кого нет прописки в Москве.- Многие идеи стали возможны только потому, что было принято политическое решение: обучать больных детей из всех регионов. Это было еще семь лет назад. Я очень благодарен Сергею Семеновичу. Ведь когда мы пришли к нему и рассказали, что в наших госпиталях лежат дети из 84 регионов России, а по закону мы, московские школы, имеем право учить только москвичей, он заявил: «Будем учить всех!»Сегодня дети из всех уголков России, которые находятся на длительном лечении в столице, получают и доступ к полноценному, качественному образованию. Проект «УчимЗнаем», поддержанный Сергеем Собяниным, теперь реализуется во многих регионах России.- Когда мы в конце 80‑х годов с академиком Александром Румянцевым заходили в палаты к таким детям, это была жуть, – вспоминает академик Ямбург. – Мы разрабатывали методики, технологии, способы обучения учителей, соответствующие административные решения.Возможность полноценной учебы для детей, проходящих длительное лечение, – это и реабилитация, и сильнейший стимул к выздоровлению. И этот стимул работает. Дети показывают блестящие результаты на едином государственном экзамене, выигрывают различные олимпиады, поступают в колледжи и вузы. Но для того чтобы ребята могли держать итоговые экзамены в Москве, нужно было решить еще одну задачу. По закону сдавать ЕГЭ можно только по месту постоянной регистрации. Сергеем Собяниным еще семь лет назад было принято решение: местом прописки для этих детей стала больница.Получение знаний жизненно важно для всех современных людей, даже для тех, кто ранее вынужден был пропускать школу. Иллюстрацией этого стал фильм-история (проект Московского образовательного канала «Выстаивание и преображение») создания школы при Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, в которой учатся дети – пациенты этой известной клиники.Сегодня в России открыто 18 таких госпиталей. От Хабаровска и Владивостока и до Калининграда 10 тысяч детей уже выучились, в проекте «УчимЗнаем» работают 2 тысячи учителей. Пример Москвы успешно распространился в регионах.Евгений Ямбург подчеркнул, что дети, находящиеся на длительном лечении, и здоровые ровесники нужны друг другу в равной мере.- Нельзя от детей и подростков прятать трагедии, нельзя на «сладеньком сиропе» воспитывать детей, – говорит Евгений Ямбург. – Это тоннель, который мы роем с обеих сторон, и как больному нужен здоровый, так и больной нужен здоровому!Главной компетенцией при работе с любыми детьми Евгений Ямбург назвал стремление учителя учиться самому, ведь никто не обладает всей полнотой знаний о ребенке.Безусловно, современные технологии значительно расширяют образовательные возможности, облегчают доступ к информации, позволяют выстраивать нестандартно сами уроки. В случае с детьми, находящимися на лечении, планшеты, к примеру, которые можно дезинфицировать, доступ к ресурсам Московской электронной школы стали своего рода гарантами доступа к знаниям. Но технологии – это лишь инструменты, которые все сегодня осваивают, однако важнее ценности и смыслы образования.- Педагогика была всегда и есть личностная, – подчеркнул Евгений Ямбург. – Я уже не говорю о воспитании. Главная задача учителя: мы переводчики культуры, вечных ценностей на язык более молодых поколений, каждое из которых имеет свой язык.И еще он говорил о том, что педагог не имеет права быть пессимистом. И что в жизни есть место для чуда. Когда в него веришь не только ты, когда тебе помогают люди вокруг, учителя, их любовь и их искреннее желание помочь, оно происходит.
Комментарии