«Вот скажи, почему рыба плавает в соленой воде, а мясо у нее несоленое?.. Не знаешь. И я об этом же… Хорошо, такой вопрос: вода мокрая или сырая?.. Или вот возьми облака, они же из капелек воды состоят, а почему тогда не падают?»
Таких вопросов у Сергеича десятки. За ними он в карман не лезет, при всяком удобном случае озадачивает ими родных, соседей, друзей. Местному охотнику, грибнику и рыбаку уже под восемьдесят. Но он здоров, бодр, активен в делах и речах. «Язык без костей», – обычно говорят о таких. Однако болтливым среди земляков не слывет. Даже наоборот, его часто подзадоривают, провоцируют на подобные разговоры…
Жизнь пестра и мозаична. А самое главное – полна парадоксов, ситуаций, которые имеют место, но противоречат здравому смыслу, нередко не имеют логического объяснения, существенно расходятся с общепринятыми взглядами. Я над этим не особо задумывался до тех пор, пока не начал колесить по планете. Дорога азартна и «взрывоопасна» приключениями, она полна неожиданностей и авральных ситуаций, которые одаривают чудесами, в том числе и парадоксами.
Чудеса, правда, тоже можно отнести к парадоксальным явлениям. Однажды на одном из горных перевалов довелось несколько суток пролежать в палатке, ожидая, пока пройдет грозовой фронт. Я любовался фантасмагорией цветов на закате. Нет слов, красота неописуемая… Но меня не покидала тревога: слишком много зловещего багрового цвета – грядет ненастье. «Всем нравится прекрасная лошадь. Но почему-то совершенно нет желающих ею стать», – почти об этом же у средневекового богослова и философа Аврелия Августина. Поневоле под раскаты грома к ночи я задумался о сущности нашего земного бытия. Та же непогода. Она неистовствует за стеной палатки, а мне ничуть не страшно и очень покойно.
…Согнувшись под тяжеленным рюкзаком, карабкаюсь по крутому склону, спотыкаюсь, обливаюсь потом и на чем свет проклинаю гору, которая никак не хочет покориться. Но вот достигаю вершины, перевожу дыхание, утихомириваю дрожь в коленях и застываю, очарованный панорамой золотисто-голубых далей. Я наслаждаюсь победой, ликую и пою гимн горе, которую полчаса назад осыпал проклятиями.
…Оказавшись в сотнях верст от родного дома, я с каждым днем все дальше удаляюсь от него, а мне иногда кажется, что, наоборот, приближаюсь и все, что связывало меня с ним, становится ближе и роднее. У меня ничего нет. Но я счастлив. Мне терять нечего. Даже счастья! Которого, впрочем, тоже нет. Или есть? Не знаю.
Дорога меняет взгляд человека на многие привычные вещи. Долог, короток ли путь, но дорожный человек и во сне живет верстами – дома рука и нога спят, в дороге и головушка не дремли. В дороге и ворота назовешь родным отцом. В объезд, так к обеду, а прямо, так дай бог к ночи. Пеши – без промешки, пешком вернее будешь. Тише едешь – дальше будешь. Чудные правила, будто и не людьми они установлены. Все по-другому, наоборот, все вывернуто наизнанку, тем не менее разумно, проверено на опыте. Печка нежит, а дорожка учит. В том числе и через «инакомыслие», парадоксы.
Парадоксы сплошь и рядом в наших мыслях, чувствах, поступках, делах. Это пресловутая обратная сторона медали. Медаль одна, а сторон у нее две. Из парадоксов, собственно, и соткана наша жизнь. Они в нас как червь в благодатном черноземе, кусачий комар на берегу рыбного пруда. Вроде не совсем комфортно и приятно, даже порой больно, но никуда не денешься, не скроешься и не спрячешься от этой очевидности. Иногда, правда, в таких случаях (как правило, в негативном ключе) ведут речь о двух стандартах. Что ж, они действительно существуют в наших мыслях и поступках. Нередко это банальное лицемерие, наличие двойного дна в человеке, стремление усидеть на двух стульях, меркантильная выгода. Это совсем другая тема. Случается, правда, и явное словоблудие, словесная тарабарщина. Чаще же всего это все-таки неосознанное желание парадоксальность жизни ввести в естественный обиход, приспособить ее к удовлетворению насущных нужд, гармонизировать, уравновесить жизнь, распределив по чашам весов ее вызовы и противоречия. «Нет худа без добра», – говорят по этому поводу в народе.
Как правило, в быту, в будничной суете и праздничных свистоплясках человек стремится не усложнять свою жизнь инакомыслием. Чем только тот же черт не шутит – любая каверза ему под силу. Раздвоение мысли, правда, встречается сплошь и рядом в его умозаключениях, речах и поступках, но он не страдает от этого, не мучается сомнениями. Всяк кузнец своего счастья, но не своих мозгов. Беспокойство о парадоксальности мира не в натуре обывателя. Есть, конечно, неугомонные правдоискатели, все подвергающие сомнению, суетливые особи, те, кем постоянно овладевает охота не только к перемене мест, но и мыслей. Но в основном пересечный (так украинцы называют рядовых граждан, которые в отличие от обитателей властных этажей вынуждены каждый день пересекаться друг с другом) житель малых и больших городов привык жить без надрыва и проблем, ровно и мерно. «Без плюскоты», – говорила одна моя сельская родственница, когда я cпрашивал ее о житье-бытье. Данности мира, раз и навсегда усвоенные (родителями, школой, властями), его неизменные правила и порядок дел – его бытовая религия.
Однако случается, что дни, в которые все события повторяются снова и снова с безликой похожестью, в конце концов угнетают, выводят из равновесия. Очень часто причина раздражения и уныния того же обывателя кроется в банальной усталости от одной и той же обстановки, одних и тех же стен и углов. Под одной и той же крышей, в кругу одних и тех же лиц всякий день одно и то же: солнце встанет – хочется есть, полдень приходит – обедать пора.
«Наш народ по будням затаскан», – говорили в старину о серой монотонной жизни на одном месте. Безнадежно увязнув в «дне сурка», человек всеми способами пытается выбраться из этой трясины. Всякий кулик свое болото хвалит, однако он не прочь размять крылышки и над чужими мочажинами. Время от времени человеку нужно выламываться из буден, менять обстановку. Не всем это под силу. А вот просто почесать язык, развести антимонии, которые отвлекают от серьезных, но так опостылевших дел, поиграть словами, потешиться чужой «баламутной» речью, взбодрить себя ее заумью, душевно встряхнуться своей и собеседника парадоксальной мысленной эквилибристикой – это пожалуйста. Особенно вдохновенно, искусно и лихо это получается у поэтов: «Я сразу смазал карту будня, // плеснувши краску из стакана; // я показал на блюде студня // косые скулы океана» (Маяковский). Еще у философов разного толка, смущающих народ софизмами. «Логика -это царство неожиданности», – именно о них сказал Осип Мандельштам.
…Я раньше как-то не особенно задумывался над неудобными вопросами Сергеича, воспринимал его как балагура. Что с него возьмешь – веселит, тешит народ, и то хорошо. Но, постранствовав, поудивлявшись парадоксальности жизни (и вволю, кстати, этим насытившись), поразмышляв, кое-что понял. Дальний торфяной поселок живет обычной неспешной и размеренной жизнью провинциальной глубинки. Летом тут, правда, жизнь кипит. А с осени и до весны безлюдье, скука. Вокруг леса, озера, болота. Так вот, старый чудак иногда своими парадоксальными вопросами взбадривает эту «болотную» жизнь. Таких, как Сергеич, мало, но они есть. Один в чистом поле не воин, а вот в иной толпе его слово иногда дорогого стоит. Любомудры и поэты, чудики и балагуры, характерники и правдоискатели своими инакомыслием, заумными парадоксальными речами, каверзными вопросами заставляют задуматься о калейдоскопичности жизни, ее извечном круговороте, изнанке. Кто-то даже углядит в этой зауми потаенную мысль, скрытую истину, проникновение в тайну бытия, куда вход простому смертному заказан. И этим тоже жив человек.
Комментарии