search
main
0

ОВЗ не приговор. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья есть все шансы для обучения

О том, как нелегко учиться ребенку-инвалиду, находящемуся на домашнем обучении, наша газета пишет постоянно. Причем речь не только о физических особенностях, которые постоянно преодолевает маленький человек на пути к знаниям, но и о законодательных барьерах. Например, федеральный закон о защите прав инвалидов гарантирует ребенку с ограниченными возможностями здоровья такие же права на получение знаний, как и любому обычному гражданину страны. Но тут же в каком-нибудь региональном приказе или положении прописано, что ребенок, обучающийся на дому в первом – четвертом классах, имеет право на 8 уроков в неделю, с пятого по восьмой – на 10, с девятого по одиннадцатый – на 12 уроков на дому в неделю. Столько ему может предложить школа.

Однако обычный учебный план предполагает большее количество часов: 20-21 – в начальной школе, 32 – в средних классах и 36 – в старших. Как выровнять эту разницу и соблюсти права всех детей, каждый регион решает по-своему. В Воронеже в ноябре 2010 года был открыт областной Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, в котором на тот момент числились 29 детей с ОВЗ, обучающихся на дому и получающих дистанционное обучение в дополнение к надомному. Сейчас таких ребят намного больше, да и задачи у центра гораздо шире.Как рассказала директор центра Людмила Аверченко, создавалась новая организация на базе речевой школы-интерната, поэтому в работе сразу определили три главных направления. Первое – школа с круглосуточным пребыванием детей, имеющих различные нарушения речи. Сейчас здесь обучаются 100 детей, из них 80 живут на интернатном положении, приезжая домой лишь на выходные. 20 ребятишек родители на ночь забирают домой, утром приводят на занятия. Обычный день – это уроки с утра до обеда, потом коррекционные занятия с психологами и логопедами, различные кружки и медицинская реабилитация. В центре свои массажные кабинеты, зал ЛФК, работают психиатр и невропатолог.- У нас чем раньше начнешь заниматься с ребенком, – говорит Людмила Викторовна, – тем для него лучше. Мы сейчас открыли нулевой класс специально для раннего развития. Логопедические проблемы не развиваются сами по себе: это и заметные нарушения речи, и небольшие дефекты, когда ребенок не выговаривает определенные звуки, но все тяжелые поражения так или иначе связаны с травмами головы, полученными при трудных родах или беременности, при травме в младенчестве. Такому ребенку нужна затем не только поддержка логопеда, но и психолога, и медикаментозная терапия, и развитие мелкой моторики. Обязательно ЛФК и массаж, у нас замечательный массажист и инструктор лечебной физкультуры Валентина Михайловна Савинкова. Все вместе это дает очень хороший результат! За год каждый ребенок имеет возможность дважды пройти курс массажа. И родители за это не платят. Одному из наших детей, мальчику с диагнозом ДЦП, помогли именно физкультура и массаж. Он проучился у нас до шестого класса, а потом перешел в обычную школу и сейчас там хорошо учится. Даже визуально ДЦП со стороны не заметен, вот такая реабилитация!По словам директора центра, сегодня здесь мечтают о создании своего водокомплекса. Говорят, бассейн не потянут, его и в проекте-то никогда не было. Но ремонт в здании сделан хороший, можно подумать о создании условий для подводного массажа. Второе направление работы Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения – занятия с детьми в больницах, санаториях и лечебно-профилактических учреждениях. Педагоги центра проводят уроки в четырех санаториях области – Сомовском, Графском, Чертовицком и Павловском, а также в пансионате для одаренных детей «Репное». С ребятами, оздоравливающимися там, учителя занимаются дистанционно. А вот в больницы в основном приходят сами: в первую детскую областную больницу, в онкогематологическое отделение во втором корпусе, во вторую ОДКБ – тут тоже ученики лежат в двух корпусах, посещают учителя инфекционное отделение и находящихся на послеоперационном восстановлении. Еще ведут занятия в детских отделениях противотуберкулезного и областного психиатрического диспансеров.Организовать в больницах дистанционное обучение нелегко: то помещений под учебный класс недостает, то нет человека, который за оборудованием следит, да и за детьми тоже. Но есть и хорошие примеры, как в областной детской больнице №2: здесь работают методисты, которые разносят в палаты ноутбуки, раздают их детям, а учитель – сотрудник центра – выходит на связь и ведет урок. Пациенты в основном лежачие. В онкогематологическом отделении тоже индивидуальные занятия, а в первой больнице есть классные комнаты, куда дети приходят и занимаются с учителями.Вот и получается, что дистанционное обучение детей-инвалидов – это третье направление в работе центра. Начинали всего с 29 ребятами, а сейчас их 181, и живут они по всей области – кто в городах и райцентрах, а кто и в отдаленных селах. В здании центра на третьем этаже располагаются классы для дистанционных уроков. Вместе с директором центра заходим в учебный класс, я знакомлюсь с учителем истории Олесей Николаевной Тулиновой, просим познакомить нас с ученицей – она как раз сейчас на экране, а за ее спиной – мама.- Алина, к нам гости пришли, ты не против пообщаться? – спрашивает учительница девочку.Нашу юную собеседницу зовут Алина Алиева, учится она в шестом классе. В этот день они с учительницей начали разбирать новую главу «Католическая церковь и крестовые походы». Олеся Николаевна пересылает Алине презентацию урока, которую получает мама Алины – она помогает дочке. Уроки истории у Алины два раза в неделю утром, к расписанию девочка уже привыкла. В этот день она и с нами немного пообщалась, сказала, что уроки истории ей нравятся и учитель тоже очень нравится! А дальше в разговор включилась мама Альбина Николаевна:- Нам эти уроки очень нужны! По состоянию здоровья ребенок очень болезненный. В школу мы не ходим, потому что обычно после двух дней посещения уроков в школе мы заболеваем. Поэтому дистанционное обучение для нас – это выход. Это очень удобно, комфортно. Расписание нас устраивает. Мы уже четко знаем, когда у нас какие уроки, готовимся. И даже если параграфы кажутся большими, нас выручают презентации, которые готовит по каждому параграфу Олеся Николаевна, мы ими пользуемся, и так нам легче учить. Мы живем в Воронеже, но далеко от дистанционного центра, на другом конце города. Наш учебный день строится так: утром занимаемся с преподавателями по скайпу, а после обеда к нам домой приходят учителя из нашей школы. Количество занятий нас устраивает, пока успеваем.Проходим с директором в следующий класс, здесь за компьютерами сидят учителя математики, английского языка, истории и обществознания. В соседнем кабинете идут уроки географии и технологии. Учитель технологии Анна Владимировна Савина вместе с ученицей четвертого класса Сашей делают бумажную аппликацию. Саша живет в городе Калаче, заниматься ей очень нравится, о чем она и сообщает нам с экрана монитора.Сами педагоги к такой форме обучения уже привыкли, но со стороны все выглядит немного необычно. Традиционный урок здесь не поможет, он как бы остается в стенах обычной школы. В центре мощная серверная, как говорит Евгений Евгеньевич Батаев, начальник технического отдела, аппаратура одна из лучших в области. Сотрудники отдела оказывают поддержку всем ученикам – и по телефону, и с выездом на место. Требования к интернет-связи очень высокие, радует то, что год от года скорость увеличивается, связь улучшается. В основном в своей дистанционной работе учителя используют скайп и программу «адоб коннект». А дома у каждого из 181 ученика, обучающегося дистанционно, бесплатно установлено стационарное мультимедийное оборудование – компьютер с программным обеспечением, наушники, микрофон, веб-камера, лазерный принтер, сканер, колонки. Дополнительно цифровая лаборатория «Архимед», лаборатория «Перворобот», цифровой микроскоп и цифровые учебные пособия. Сейчас в проекте дистанционного обучения участвуют 26 районов Воронежской области. А с прошлого года в совместную работу включились около 200 школ области: Департамент образования, науки и молодежной политики поручил центру сопровождать и методически поддерживать дистанционное образование в школах. Еще есть расширенный проект с участием 12 школ – сетевых центров, в которых установлено специальное оборудование. 29 детей с ОВЗ, обучающихся на дому и дистанционно, стали участниками этого проекта. Центр заключает четырехсторонний договор с родителями ребенка, школой, в которой он обучается, и школой-центром. И ребенок не только может получать знания из всех источников – двух школ и центра, но и может виртуально присутствовать в классе одной из сетевых школ.  Дети-инвалиды, решившие участвовать в таком проекте, уже нашли новых друзей и рады дополнительной возможности общаться. Взрослые говорят, что это помогает большей социализации детей, ведь им ее очень не хватает.СтатфактОколо 1000 детей обучают за месяц педагоги Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения в больницах и санаториях Воронежской области.Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте